Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение методологии планирования, организации процесса планирования.
Чтобы более подробно изучить этот вопрос для начала рассмотрим, что из себя представляют функции управления; планирование как функцию менеджмента.
Кроме тактического планирования следует различать текущее, или оперативное, планирование.
Текущее, или оперативное, планирование - это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей предприятия.
Текущее планирование, как правило, вызывается необходимостью реагировать на многие факторы. Например, должна быть мгновенной реакция менеджера на факт наступления форс-мажорных обстоятельств, которые могут вызвать гибель людей. К ним относятся стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.). К форс-мажорным обстоятельствам относят и забастовки. Менеджер должен быстро реагировать на возникшие нештатные ситуации, на изменения во внешней или внутренней среде предприятия с целью предотвращения нежелательных последствий или извлечения максимальной пользы для предприятия. Сюда можно отнести и разрешение текущих проблем и задач, например таких, как конфликты.
При текущем (оперативном) планировании, в отличие от стратегического и тактического, отсутствует существенный временной разрыв между фиксацией на уровне сознания действия, подлежащего исполнению, и осуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, что реакции оперативного планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия. Он должен уметь пролонгировать (продлевать) последствия оперативного решения, текущего планирования, оперативного действия на будущий временной период. В противном случае могут возникнуть весьма опасные для предприятия явления или ситуации.[9]
Процесс текущего, или оперативного, планирования состоит из нескольких стадий:
выявление проблемы;
определение возможных действий;
предварительный выбор одного из определенных возможных действий;
анализ возможных последствий;
окончательный выбор действия.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Текущий план органически связан со стратегическим планом, в нем уточняются и детализируются задачи стратегического плана на данный год. В ходе выполнения стратегического плана выявляются дополнительные возможности развития предприятия, улучшение использования его производственных и финансовых ресурсов, расширение сферы деятельности. Все это должно быть уточнено в текущем (тактическом) плане. Фактически это развернутая программа действий в целом.
Текущий план это развернутая программа деятельности предприятия и его подразделений, направленная на успешное выполнение стратегии. Его разрабатывают по всем подразделениям и видам деятельности предприятия, включая:
Основные направления деятельности предприятия (дается формулировка миссии, целей и задач предприятия, а также направления возможного развития).
Маркетинговый план (спрос на продукцию предприятия, доля рынка, конкурентоспособность продукции, рыночная, демографическая структура, предпродажная, послепродажная обслуживание, сбыт, реклама, продвижение товаров, уровень и динамика цен).
План производства и реализации продукции (выработка продукции в натур. и стоим. выражении по всему ассортименту продукции по каждому подразделению, определяет производственные мощности, необходимый ввод новых мощностей, размер и степень использования ОПФ.).
План инновационной деятельности (определяет технические, организационные, социально-экономические и научно-исследовательские мероприятия, для реализации миссии, целей и поставленных задач).
План по труду и социальному развитию (численность работающих по категориям и профессиям, источники покрытия потребностей, эффективность использования, ФОТ а также мероприятия в области социальной сферы предприятия).
План по себестоимости продукции и издержкам производства (затраты на производство продукции, услуг и всех видов работ; себестоимость отдельных видов продукции и суммарные затраты на 1 рубль товарной продукции).
План прибыли и рентабельности производства (один из основных; так как в нем определяется образование и использование прибыли, а также рентабельность продукции и затрат).
Финансовый план (финансовые ресурсы предприятия, их состав, направления и эффективность использования). В результате расчетов финансового плана определяются доходы и расходы плана и источники их финансирования.
План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (вводные, земельные, минеральные, лесные ресурсы).
План внешнеэкономической деятельности.
В отличие от стратегического плана сюда включаются также: планы по техническому обслуживанию производства, по материально-техническому обеспечению предприятия и другие.
Разработка плана завершается составлением его технико-экономических показателей.
Обследованные немецкие концерны достаточно широко применяют оперативное планирование с программной координацией, что соответствует теоретическим выводам для обстановки с достаточно высоким уровнем знания. Это выражается, например, в использовании детально разработанных плановых справочников, графиков и пр. Указанный метод, как правило, не меняется в течение ряда лет. Он может оставаться эффективным, если внешняя среда характеризуется высокой стабильностью.
Вместе с тем предприятия не удовлетворены некоторыми процессами оперативного планирования. Шаги по его улучшению нацелены главным образом на оптимизацию программной координации. Так, пересматриваются сроки планирования, формуляры, компьютерные системы и т.д., чтобы адаптировать их к изменившимся структурам предприятия. Сама же эффективность программного метода не подвергается сомнению ни со стороны плановиков, ни со стороны линейных руководителей. Предприятия во многом исходят из того, что они обладают достаточным объемом знания для использования оперативного планирования на базе программной ориентации.
В. условиях рыночного хозяйства правовая система общества за дает экономике рамки, в пределах которых могут действовать хозяйствующие субъекты. В отличие от централизованно управляемой экономики общехозяйственный план здесь отсутствует, следовательно, отсутствуют извне задаваемые ориентиры, а также защитные механизмы, уменьшающие риск потерь в связи с вероятными ошибками управления. В связи с этим многократно возрастает роль планирования внутри ' предприятий.
Планирование можно определить как систематический и методичный процесс осознания будущих проблем и поиска способов их решения. Оно, как уже было сказано, представляет собой одну из важнейших функций управления и первый этап управленческого цикла, который завершается контролем. Функция контроля заключается в том, чтобы отслеживать, насколько точно предприятие достигает запланированных целей. Поэтому планирование без контроля является бессмысленным, а контроль без планирования - невозможным. Получение информации о соответствии или отклонении фактических данных от запланированных по существу является сбором данных для планирования в следующем управленческом цикле. Таким образом, планирование и контроль представляют собой замкнутый цикл процесса управления предприятием, и их нельзя рассматривать обособленно друг от друга.
На основе системы целей предприятия проводится стратегическое планирование и разрабатываются конкретные мероприятия. Они являются основой для заданий исполнителям на предприятии. После их выполнения осуществляется сравнение между плановыми и фактическими показателями. Возникающие отклонения могут приводить или к срочному вмешательству в работу предприятия иди к пересмотру планов, а иногда и к пересмотру концептуальных целей предприятия.
Для осуществления этого процесса необходима как формальная, так и содержательная координация системы планирования и системы контроля, потому что только таким образом может быть реализована проверка достижения поставленных целей. Поэтому стержнем контрольной деятельности является сравнение плановых и фактических показателей, вторым шагом при обнаружении возможных отклонений является анализ отклонений. Третий шаг состоит в разработке выводов на будущее.
Объектами контроля могут быть:
- проблемы, связанные с реалистичностью поставленных целей, т.е. с их достижимостью;
- результаты деятельности, т.е. отклонения между плановыми и фактическими показателями;
- сами методики осуществления планирования и контроля, которые должны обеспечивать максимально реалистичное отражение деятельности предприятия в прошлом и будущем.
Необходимость предпринимательского планирования тем острее, чем сложнее ситуация, в которой принимаются решения, чем менее обозримы для предприятия последствия принимаемых решений. Интенсивность такой деятельности увеличивается по мере увеличения размеров предприятия.
3. Методология планирования
3.1 Методы прогнозирования и планирования
Чтобы осуществлять процесс планирования на должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.
Методология планирования, как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию.
Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она развивается, совершенствуется вместе со всей экономической наукой.
Планирование опирается на определенные закономерности, получившие название принципов.
Принципы – отправные основополагающие понятия, определяющие задачи, направления и характер разработки планов, а также проверки их выполнения. Правильное их применение создает предпосылки для эффективной работы, уменьшает возможность появления отрицательных результатов.
Впервые принципы планирования были сформулированы еще А.Файолем. В 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» он выделил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Впоследствии Р.Акофф дополнил их пятым принципом – участия. [10]
Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер. В соответствии с этим принципом, и система в целом, и каждая ее подсистема должны осуществлять функцию планирования в направлении единого вектора цели.
Увязка планов должна осуществляться путем интеграции и дифференциации по вертикали и путем координации по горизонтали. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее их планировать одновременно и во взаимосвязи.
Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу. Принцип касается, прежде всего, планов различного временного периода, но включает и связь планирования с прогнозированием, кругооборот и последовательность этапов планирования.
Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в соответствии с этим принципом, в планах необходимо предусматривать резервы («подушки» или «надбавки безопасности»), которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе и трудозатратам исполнителей.
Принцип участия означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости – специалисты извне и партнеры. В процессе такой работы вносятся новые идеи, предлагается собственное видение решения проблем, что значительно обогащает и уточняет содержание планов, обеспечивая их необходимость и реальность.
В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность получили и, так называемые, общеклассические принципы: комплексность, оптимальность, динамичность, эффективность, стабильность и др.
Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.