Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение методологии планирования, организации процесса планирования.
Чтобы более подробно изучить этот вопрос для начала рассмотрим, что из себя представляют функции управления; планирование как функцию менеджмента.
Далее для выделения сегментов рынка проводится анализ рынка ЛДСтП и положения предприятия на нём.
4.2 Анализ факторов маркетинговой среды
Изучение положения ООО «Альянс» следует начать с рассмотрения отрасли. Исследуемое предприятие имеет связи с несколькими группами субъектов, наибольшее влияние из которых оказывают поставщики и конкуренты.
Рынок мебельных материалов, на котором функционирует ООО «Альянс», является олигополией. Фирма занимает значительную долю на рынке г. Ярославля (около 27%), т. к. является примерно третьей по величине объема продаж. Уровень конкуренции на рынке мебельных материалов значительный. Компания должна в значительной степени учитывать деятельность ещё двух компаний, являющихся вместе с ООО «Альянс» олигополистами, а также деятельность компаний, торгующих товарами-заменителями.
Поставщиками материалов в ООО «Альянс» являются предприятия, занимающиеся производством ламинированного ДСтП, находящиеся в Санкт-Петербурге, Уве, Польше. Поставщиком кромки является фирма ООО «Уралплит». Поставщиком профиля МДФ является фирма ООО «Мастер и К» из г. Новосибирска. Со всеми поставщиками имеются долгосрочные соглашения на основе лицензий и договоров эксклюзивных поставок. Это создаёт прочную основу для деятельности ООО «Альянс»
На работу предприятия в 2010 году оказывали влияние следующие общеэкономические условия:
- Рост уровня общей инфляции цен по стране, вызывающий увеличение закупочных цен в отрасли и изменение структуры потребления товаров. Это привело к снижению спроса на ЛДСтП непосредственно у населения, а также у части мелких фирм.
- Рост ставки банковского процента, снизил возможности на возможности получения организацией капитала для своих нужд.
- Рост тарифов на энергоносители и транспортные услуги привёл к повышению себестоимости продукции.
- Общий рост уровня заработной платы в регионе и расходов на социальное страхование наёмных работников также вызвал значительный рост издержек фирмы.
Таким образом, к началу 2011 года фирма столкнулась с незапланированным ростом издержек производства и обращения и падением спроса на свою продукцию, вызванным общеэкономической ситуацией в России в связи с финансовым кризисом. Это ещё более обостряет необходимость дифференцированного подхода к потребителям продукции. Далее произведен анализ состава потребителей.
4.3 Анализ состава потребителей, оценка и выбор целевых сегментов рынка
Состав потребителей ООО «Альянс» разнообразен. Анализ состава потребителей фирмы проведен последовательно по существующим критериям (гл. 1.1).
Таблица 7. Распределение существующих покупателей по региону в 2009 году
| |||
Территории | Доля в численности населения области, % | Доля в объёме продаж ООО «Альянс», % |
|
1. г. Ярославль | 32,7 | 68,4 |
|
2. Прилегающие к Ярославлю районы области (Любимский, Тутаевский, Ростовский) | 17,5 | 22,8 |
|
3. Остальные районы Ярославской обл. | 48,8 | 6,2 |
|
4. Прочие местности | х | 2,6 |
|
Итого | 100,0 | 100,0 |
|
|
|
|
|
Из таблицы 7 видно, что фирма контактирует в основном с покупателями из г. Ярославль и прилегающим к нему районам. Покупатели других районов охвачены слабо. Следует отметить, что основные два конкурента-олигополиста расположены также в г. Ярославле. Поэтому для развития бизнеса ООО «Альянс» необходимо обратить внимание на потенциальных потребителей удалённых от Ярославских районов. В настоящее время непосредственные потребители в этих районах получают данный товар от мелких оптовых фирм, являющихся покупателями ООО «Альянс» и других олигополистов.
Другие географические факторы на потребление ЛДСтП оказывают слабое влияние.
Существенное особенности потребления выявляются у клиентов с различными организационно-правовыми формами. Основными потребителями данного товара являются организации. Он потребляется также и населением (домохозяйствами). Следует выделить организации по размерам и доходам и видам деятельности. Анализ по организационному признаку и виду деятельности отражен в таблице 8.
Таблица 8. Состав потребителей ООО «Альянс» по организационной форме, размерам и виду деятельности в 2009-2010 годах
| ||||
Организационная форма | Вид деятельности | Размеры | Доля в объёме продаж ООО «Альянс», % |
|
Организации | Всего | крупные | 46,4 |
|
|
| средние | 29,1 |
|
|
| мелкие | 23,4 |
|
|
| итого | 98,9 |
|
В том числе: | Торговые | крупные | 9,2 |
|
|
| средние | 10,3 |
|
|
| мелкие | 11,6 |
|
|
| итого | 31,1 |
|
| Производители, использующие продукцию в качестве материалов и полуфабрикатов | крупные | 25,7 |
|
|
| средние | 9,3 |
|
|
| мелкие | 5,4 |
|
|
| итого | 40,4 |
|
| Производители - конечные потребители | крупные | 11,5 |
|
|
| средние | 9,5 |
|
|
| мелкие | 6,4 |
|
|
| итого | 27,4 |
|
Домохозяйства (население) | всего | 1,1 |
|
|
Всего потребители | 100,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вполне оправданным является деление рынка на 2 сегмента: 1) предприятия и организации; 2) население. Маркетинг для этих сегментов значительно отличается, поскольку в них значительно различаются психографические и поведенческие характеристики. Анализ данных в табл. 8. позволяет установить, что в подавляющее число покупателей данной фирмы - это различные организации. Население составляет незначительную долю (1,1%), поэтому следует рассмотреть вопрос об отказе от ориентации на население.
В зависимости от рода деятельности наибольшая доля приходится на предприятия, которые приобретают данные товары в качестве материалов для производства (40,4%), велика доля торговых фирм (31,1%) и различных предприятий и организаций, для которых товары и услуги ООО «Альянс» являются потребительскими товарами (27,4%). Отказ от любой из этих групп в настоящее время может привести к существенному снижению объёма реализации. Имеются реальные возможности расширить охват организаций-потребителей в каждой группе, но для этого необходим групповой специфический маркетинг, поскольку их поведенческие критерии различаются.
В зависимости от размеров фирм среди потребителей ООО «Альянс» прослеживается четкая дифференциация на средние, крупные и мелкие фирмы. Почти половина товарооборота приходится на крупные фирмы (46,4%) доля средних и мелких предприятий примерно одинакова. Отказ от любой из этих групп может привести к невосполнимым потерям фирмы в товарообороте и прибыли. Работа с фирмами по их привлечению и обслуживанию каждой из этих групп существенно отличается, различаются также и их поведенческие критерии.
Поведенческие критерии
При составлении бизнес плана консалтинговая фирма проводила исследование путем опроса представителей 30 фирм (по 10 в каждой группе).
Некоторые итоги этого опроса отражены в табл. 9.
Из табл. 9. видно, что выделенные группы потребителей по своим поведенческим критериям сильно отличаются между собой. Крупные потребители в основном приобретают данный товар для перепродажи и / или переработки, они используют продукт интенсивно, готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, сильно привержены к данной продукции и компании и, вследствие этого, как правило, сотрудничают с компанией на основе долговременных договоров.
Средние фирмы тоже более всего используют продукцию для перепродажи и переработки, они используют продукт интенсивно, но менее, чем крупные, немного меньше готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, менее привержены к данной компании, поэтому сотрудничают с компанией на основе годовых договоров.
Таблица 9. Характеристика поведенческих критериев потребителей ООО «Альянс» в зависимости от их размеров
| ||||||
Критерии | Число организаций |
| ||||
наименование | характеристика | крупных | средних | мелких | итого |
|
Повод для совершения покупки | Для перепродажи | 5 | 4 | 2 | 11 |
|
| Для переработки | 4 | 5 | 4 | 13 |
|
| Для собственных нужд | 1 | 1 | 4 | 6 |
|
Искомые выгоды | качество | 2 | 3 | 1 | 6 |
|
| скорость | 7 | 8 | 7 | 22 |
|
| сервис | 2 | 3 | 2 | 7 |
|
| экономия денег | 1 | 2 | 8 | 11 |
|
Статус пользователя | бывший | 1 | 2 | - | 3 |
|
| новый | 1 | 2 | 3 | 6 |
|
| постоянный | 8 | 5 | 3 | 16 |
|
| случайный | - | 1 | 4 | 5 |
|
Интенсивность использования | слабая | - | 1 | 2 | 3 |
|
| средняя | 4 | 7 | 5 | 16 |
|
| высокая | 6 | 2 | 3 | 11 |
|
Степень приверженности | Низкая | - | 1 | 3 | 4 |
|
| средняя | 1 | 2 | 4 | 7 |
|
| сильная | 9 | 6 | 3 | 18 |
|
| абсолютная | - | 1 | - | 1 |
|
Степень готовности в восприятию товара | не осведомлён | - | 1 | 2 | 3 |
|
| информирован | 1 | 1 | 3 | 5 |
|
| заинтересован | 1 | 1 | 3 | 5 |
|
| желает купить | 8 | 7 | 2 | 17 |
|
Отношение к товару | положительное | 9 | 8 | 8 | 25 |
|
| безразличное | - | - | 2 | 2 |
|
| негативное | 1 | 2 | - | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|