Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа
Целью написания данной работы является ликвидация неудовлетворительной работы предприятия посредством разработки и принятия управленческого решения в сфере маркетинговой составляющей деятельности фирмы. Объектом исследования является предприятие ОАО «Тайфун».
Введение
1.Теоретическая часть………………………………………………………..5
Основы принятия решений в организации……………………….5
1.2 Содержание процесса принятия решений в управлении……….6
1.3 Структура и процесс принятия решения…………………………8
1.4 Риск при принятии решений………………………………………9
1.5 Математический инструментарий принятия решения………….10
2. Аналитическая часть……………………………………………………...14
2.1 Характеристика ОАО НПП Калужский приборостроительный завод Тайфун»…………………………………………………………………14
2.2 Научно-методическая часть……………………………………….21
3. Расчётная часть. Рекомендации и требования по выбору критериев эффективности принятия решений…………………………………………29
Заключение
Литература
ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный технический
университет»
Кафедра Мировой экономики и экономической
теории
Курсовая работа
по менеджменту
на тему: «Процессы принятия решений в
организации»
Выполнил:
студент гр. ФЭС-2.2
Науменко Е.Н.
Проверил:
Москалёв
Юрий Анатольевич
Волгоград
2010г.
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.2 Содержание процесса принятия решений в управлении……….6
1.3 Структура и процесс принятия решения…………………………8
1.4 Риск при принятии решений………………………………………9
1.5 Математический инструментарий принятия решения………….10
2. Аналитическая часть……………………………………………………...14
2.1 Характеристика ОАО НПП Калужский приборостроительный
завод Тайфун»……………………………………………………………
3. Расчётная часть. Рекомендации и требования по выбору критериев эффективности принятия решений…………………………………………29
Заключение
Литература
Введение
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции, приказа и др. Труд по разработке управленческих решений высокопрофессионален, используются теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных ученых, а также накопленный и систематизированный практический опыт.
Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.
Важнейшим резервом повышения эффективности производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений. Можно выделить два основных вида процесса принятия решений: ряд последовательных шагов - инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка; учет важнейших факторов - как правильно принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.
Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. В этой связи актуальность, своевременность и перспективность данной темы не вызывает сомнений. [1, c.51]
Целью написания данной работы является ликвидация неудовлетворительной работы предприятия посредством разработки и принятия управленческого решения в сфере маркетинговой составляющей деятельности фирмы. Объектом исследования является предприятие ОАО «Тайфун».
В первой части работы будут рассмотрены теоретические основы принятия решений. А также методы принятия управленческих решений.
Во второй части будет дана характеристика ОАО НПП Калужский приборостроительный завод Тайфун. Будут рассмотрены процессы принятия решений в одном из подразделений данной организации.
В третьей части будут произведены расчёты и внесены предложения по повышению эффективности хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.
1. Теоретическая часть.
1.1 Основы принятия решения в организации.
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.[3, c.187]
Особое место в теории управленческих решений занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления - единоначалие.
Единоначалие - форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения. Единоначалие создаёт возможность более оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в данном органе, организации, учреждении. [4, c.118]
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.
Не меньшее значение имеет проблема рациональности принимаемых решений. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели. Его характеризуют следующие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов; наличие цели; необходимость волевого акта лица принимающего решения.
1.2 Содержание процесса принятия решений в управлении.
Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рисунок 1).
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле
это понятие включает и подготовку
решения (планирование), в узком смысле
это выбор альтернативы. В рамках
перспективного планирования принимаются
основополагающие решения (что делать?),
затем в процессе текущего планирования,
организации, мотивации, координации,
регулирования, изменений планов - решения
в узком смысле (как делать?), хотя
такая граница является условной.
Рис. 1. Место решения в процессе управления.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные );
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости
(случайные, повторяющиеся,
- производственному
охвату (для всей фирмы,
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные,
групповые, со стороны
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные).
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней
сложности (текущие уточнения
области деятельности, решения под
стрессом и при давлении
- инновационные и определяющие решения.
1.3 Структура и процесс принятия решения.
Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры. Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рисунке 2.
По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.
Слабо структурированное решение представлено на рисунке 3. Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).
Рис. 2. Четко структурированное
решение.
Рис. 3. Слабо структурированное решение.
1.4 Риск при принятии решений.
Под риском понимается
опасность ошибочного решения. Поскольку
риск - опасность потерь, он означает
негативное отклонение от цели. Так
как будущее никогда
Риск может
Можно различать риск:
- общий (угрожает предприятию как целому);
- специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);
- специальный при
изготовлении продукции (брак, не
те способы, в НИОКР, в
- специальный при
оценке продукции (при сбыте,
в цехах, в гарантиях, в
Риск можно