Продвижение ERP- систем в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание

Предметом данной работы является анализ мер, необходимых для успешного продвижения ERP-системы на российском рынке. В качестве работе проводится анализ тех особенностей, которые отличает процесс продвижения ERP-системы от процесса продвижения других категорий программных продуктов.

Работа состоит из  1 файл

01.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА  

Отраслевой  PR 

М. Устименко

ПРОДВИЖЕНИЕ ERP-СИСТЕМ В РОССИИ (2009) 

  1. Введение

     В связи с высокими темпами развития крупного и среднего бизнеса в  России, в последние несколько  лет время задачи обеспечения эффективного корпоративного управления приобретают постоянно растущую актуальность. В условиях формирующегося рынка и обострившейся конкуренции, вызванной приходом в Россию ряда зарубежных компаний, повышаются требования к оперативности ведения бизнеса, которые на практике приводят к необходимости проведения комплексной автоматизации основных бизнес-процессов компании (в т.ч. производства, снабжения, сбыта, обеспечения обратной связи с производственным сектором). Работа с зарубежными инвесторами как правило требует высокой эффективности управленческих функций (планирования, учета, контроля). Мировая практика последних лет показывает, что эффективное решение подобных задач достигается путем развертывания информационных систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP, классификация Gartner Group).

     Предметом данной работы является анализ мер, необходимых для успешного продвижения ERP-системы на российском рынке. В качестве работе проводится анализ тех особенностей, которые отличает процесс продвижения ERP-системы от процесса продвижения других категорий программных продуктов.

     В процессе анализа также будет  рассмотрен опыт российских и зарубежных компаний, специализирующихся на поставке ERP-систем.

     По  результатам исследования будет предложена схема продвижения для данной категории продуктов, позволяющая учесть существующие особенности этого сектора рынка.

    1. Понятие ERP-системы

     Само  понятие ERP (Enterprise Resource Planning) введено компанией Gartner Group еще в 90-х годах, как стандарт к требованиям к функциям программных платформ, на которых строятся информационные решения для предприятий [1]. Согласно определению Gartner Group, ERP-система должна быть способна:

  • Автоматизировать основные задачи бухгалтерского учета и составлять стандартизированную отчетность;
  • Решать задачи финансового менеджмента;
  • Автоматизировать работу с заказами и закупки;
  • Решать отдельные задачи складского учета и различные производственные задачи;
  • Осуществлять планирование персональных отношений с клиентами и поставщиками;
  • Интегрировать перечисленные выше и иные бизнес-процессы внутри компании;
    1. Принципы  работы ERP-системы

     Рассматривая  различные существующие решения  в данной области, следует  отметить, что в некотором обобщении, почти  все ERP-системы работают по одинаковой схеме (Рис. 1.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1. Общая схема работы ERP-систем

 

      В общую базу данных поступают первичные  сведения о деятельности компании, в том числе: первичные документы  бухгалтерского и оперативного учета, информация по заключенным контрактам, сведения кадрового учета, прочая информация, необходимая для проведения анализа в соответствии со спецификой задач конкретного предприятия. После этого корректно организованная ERP-система уже способна автоматически и оперативно предоставить необходимую аналитическую информацию (графики, прогнозы, отчеты). [2] Преимущества очевидны: достигается “прозрачность” бизнеса для руководства, степень влияния тех или иных операций на результативность работы предприятия может быть определена автоматически, путем проведения соответствующего вида анализа. Кроме этого, появляется возможность значительно сократить численность штата ряда подразделений компании и в то же время существенно повысить эффективность их работы.

    1. Основные  особенности продвижения

    Следует отметить, что рассматриваемый сектор рынка ориентирован на корпоративных клиентов, а также имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании стратегии продвижения.

      1. Различия  в структуре бизнес-процессов компаний

     Необходимо сразу отметить, что разные компании имеют различную структуру бизнес-процессов и как следствие решения в данной области в силу их функциональных особенностям привязаны к определенным сегментам рынка и не могут быть универсальными, подходящими для всех компаний. [3]

     Так, например, навязав крупному корпоративному заказчику решение, которое функционально для него не подходит, производитель рискует понести значительные репутационные издержки и существенно ухудшить мнение других потенциальных заказчиков о предлагаемом продукте.

      1. Необходимость адаптации

      Процесс внедрения ERP-системы, как правило, включает ее адаптацию под нужды конкретного заказчика. Кроме этого, в дальнейшем может измениться законодательство или бизнес-процессы компании-заказчика, что потребует дополнительной адаптации ранее развернутой системы.

     В связи с этим обычной практикой  является платная подписка на обновления и услуги по адаптации продукта, стоимость которой за несколько  лет в разы превышает стоимость  самих лицензий на программные компоненты.

     Таким образом, для успешного продвижения  ERP-системы необходимо обеспечить оказание таких услуг либо используя ресурсы компании-производителя, либо привлекая партнеров[5].

      1. Особенности принятия решения  о выборе того или иного продукта

     Необходимо отметить, существует ряд особенностей при принятии решения о внедрении той или иной ERP-системы в компаниях, которые отличают такие решения от других видов программных продуктов. [179-183]

     Во-первых, в силу высокой стоимости такие  решения обычно принимают, как правило, не IT-специалисты, а руководство компании, но нередко без консультаций с техническими специалистами. Причиной приобретения ERP-системы может стать не её функциональность, а, например, необходимость показать прозрачность ведения бизнеса зарубежным инвесторам. Решающим фактором при выборе решения в таком случае может стать известность товарного знака.

  1. Классификация ERP-систем, представленных на российском рынке
    1. Системы российских производителей

     К числу ERP-систем можно отнести целый ряд продуктов российских компаний: 1C, БЭСТ, ФРЕГАТ, Лагуна, Парус, Галактика. Проведем сравнение некоторых из них по основным критериям [6,7,8]  (см. Табл. 1). 

Табл. 1. Сравнительный  анализ ERP-решений от российских производителей.

                  Система

Критерий

1С  Предприятие Галактика Парус
Пользователи: ПБОЮЛ, предприятия  малого и среднего бизнеса. Предприятия малого и среднего бизнеса. Предприятия среднего, крупного и очень крупного  бизнеса.
Функциональные  возможности: Управленческий  учет и построение аналитической отчетности, поддержка мультивалютного учета. Решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа. Расчет зарплаты и управление персоналом;

другие  области применения.

Планирование  деятельности, сбор фактических данных, трансформацию первичных данных в информацию для менеджмента, контроль отклонений показателей от плановых значений, развитые аналитические процедуры.  Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет. Автоматизация бухгалтерского учета, основных торговых процессов и складского учета, расчета заработной платы и кадрового учет.
Возможности адаптации к нуждам предприятия: Компонентная  архитектура системы позволяет  приобрести набор модулей, покрывающий  задачи конкретного  предприятия. Модули могут докупаться по мере расширения производства. При необходимости решения нестандартных задач возможна работа программистов в среде 1C. Существует  несколько вариантов поставки системы. Разработка нестандартных решений  возможна только путем создания прикладных продуктов. Система имеет компонентную архитектуру. Разработка нестандартных решений осложнена применяемой технологической базой.
Технологическая база: Microsoft Windows, Microsoft SQL Server. Microsoft DOS, Pervasive SQL Server, разрабатывается версия для Microsoft SQL Server. Microsoft Windows, Oracle SQL, Seagate Crystal Reports
Наличие специализированных отраслевых решений. Существуют  большое число готовых отраслевых решений узкой специализации. Существуют (программа-надстройка  Галактика-Хлебопекарня) Предлагаются  корпоративные решения для ряда отраслей, а так же решения для государственных учреждений.
    1. Системы зарубежных производителей

     На  данный момент существенным недостатком  рассмотренных выше продуктов, является невозможность составления бухгалтерской  отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов (GAAP, IAS), полный переход на которые теоретически может произойти в случае вступления России в ВТО. Поэтому наряду с рассмотренными решениями российских производителей, не меньшего внимания заслуживают и ERP-системы международного класса.

     Кроме этого на практике, применение рассмотренных  выше решений не всегда встречает  понимание со стороны зарубежных инвесторов и лишь в отдельных  случаях позволяет достигать  высокого уровня интеграции между бизнес-задачами компании. При этом немало сложностей связано с использованием подобных решений для крупного бизнеса, отдельные задачи которого нередко разнесены по нескольким предприятиям.

     На  российском рынке представлены решения  международного класса от компаний Microsoft, SAP и Oracle.

      1. Решения от Microsoft

     На  настоящий момент корпорация Microsoft предлагает на российском рынке два основных продукта в данной области: Navision и Dynamics. [9] Следует отметить, что Microsoft Navision применяется в России с 1995 г и стала первым ERP-решением международного уровня,  прошедшим сертификацию Министерства Финансов Российской Федерации. В настоящее время существует целый ряд базирующихся на платформе Navision решений от различных производителей, адаптированных для автоматизации бизнес-задач в различных отраслях. Наряду с основными задачами Navision реализует такие приложения, как SCM (управление цепочками поставок) и CRM (взаимоотношения с клиентами).

     Microsoft Dynamics (ранее Axapta) – новая для российского рынка платформа, которая позиционируется производителем как гибкая мультивалютная ERP-система для средних и крупных компаний.

      1. Решения от SAP

      Компания  SAP является одним из лидеров данной отрасли и позиционирует свои продукты как комплексные решения для крупных предприятий.

      Решение «Управление ресурсами предприятия» обеспечивает полную функциональность, необходимую для реализации информационных сервисов самообслуживания, аналитики, а также для управления финансами, персоналом, оперативной деятельностью и сервисными службами предприятий. Кроме того, это решение предлагает средства для системного администрирования и для решения таких задач, как управление пользователями, централизованное управление данными и управление Web-сервисами. Вся функциональность решения базируется на технологической платформе SAP NetWeaver. [10]

      Решение «Управление ресурсами предприятия» расширено за счет специальных функций  и моделей лучших практик бизнеса  для конкретных отраслей.

      Вместе  с тем стоимость пакета лицензий при приобретении средств автоматизации  от SAP обычно в десятки раз выше других производителей, а обслуживание таких систем требует привлечения высококвалифицированного персонала узкой специализации, в связи с этим решения от SAP занимают весьма ограниченный сектор на Российском рынке.

      1. Решения от Oracle

     Oracle E-Business Suite - интегрированный комплекс  приложений для электронного  бизнеса, работающий в рамках  локальной сети Интранет и  глобальной сети Интернет. Комплекс  включает в себе полный набор  решений, необходимых для автоматизации  управления современным предприятием. [11]

     Oracle E-Business Suite позволяет на единой  платформе решать широкий спектр  задач:

  • Управление эффективностью предприятия на основе системы корпоративных показателей;
  • Бюджетирование и консолидация;
  • Учет и отчетность;
  • Управление производством;
  • Управление запасами и цепочками поставок;
  • Управление персоналом;
  • Управление качеством;
  • Управление продажами.

     Пакет бизнес-приложений Oracle E-Business Suite включает в себя более 150 интегрированных  программных модулей, позволяющих предприятию решать бизнес-задачи в области управления производством, финансами, материально-техническим снабжением, запасами и сбытом, маркетингом и продажами, взаимодействием с поставщиками и отношениями с покупателями, а также эффективно строить кадровую политику, управленческий учет и проводить операции через электронные торговые площадки.

     Функциональные блоки Oracle E-Business Suite 11i:

  • Oracle ERP (Enterprise Resource Planning) - приложения для автоматизации управления внутрихозяйственными процессами предприятия (производство, финансы, снабжение, управление персоналом и др.) и их оптимизации
  • Oracle CRM (Customer Relationship Management) — приложения для автоматизации и повышения эффективности процессов, направленных на взаимоотношения с клиентами (продажи, маркетинг, сервис)
  • Oracle E-Hub (Электронная коммерция) - приложения для организации электронных торговых площадок

Информация о работе Продвижение ERP- систем в России