Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:17, реферат
Управление предприятием – это непрерывный процесс воздействия на ресурсы данного предприятия для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Но чтобы принять обоснованное решение, недостаточно обладать высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от индивидуальных способностей руководителя, его умение работать с людьми, личные инициативы и интуиции.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие профессиональных качеств менеджера.…………………………….4
2. Методы оценки профессиональных качеств менеджера…………………….8
3. Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда………………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
Забайкальский Государственный университет
(ФГБОВПО «ЗабГУ)
Факультет экономики и управления
Кафедра управления персоналом
Реферат
По дисциплине основы управления персоналом
Тема: «Профессионально важные качества и роли менеджера по персоналу»
Выполнила: студентка группы УПб-11-1
Лобанова А. А.
Проверила:
Чита 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Понятие профессиональных качеств менеджера.…………………………….4
2. Методы оценки профессиональных качеств менеджера…………………….8
3. Основные роли, выполняемые современными
менеджерами, характер их
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Управление
предприятием – это непрерывный
процесс воздействия на ресурсы
данного предприятия для
Современный менеджер является стратегом, формирующим политику управления работниками в организации, планирующим движение человеческих ресурсов, анализирующим рынок, его тенденции развития и актуальное состояние, а также операционным менеджером, организующим отбор и найм, обучение, ротацию, развитие карьеры людей, работающих в организации.
Роль менеджеров велика: они выполняют ответственные функции по использованию дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов, от них в значительной степени зависит успех фирмы в конкурентной борьбе на рынке, решение многих экономических и социальных проблем.
В связи с этим ясно видна актуальность данной работы.
Основной целью данной работы является детальное рассмотрение важных профессиональных качеств менеджера и основных ролей, выполняемых современными менеджерами.
Задачи работы:
Понятие профессиональных качеств менеджера
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.1
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся
умением подбирать, расставлять
кадры, планировать работу, обеспечивать
четкий контроль. Организаторские качества
- это следствия проявления ряда
психологических свойств
Наиболее важными из них являются:
- избирательность - способность
адекватно, без искажения
- самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и
действиях других людей и своих поступках;
- контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
- способность предъявлять
- способность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;
- способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Помимо этого, можно отметить и такие организаторские качества как:
- целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
- гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
- работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
- настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
- самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
- дисциплинированность - подчинение
установленному порядку,
- инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества, включая:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при
разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
- субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
- служебно-товарищеское - это общение
между руководителями-
- дружеское - это общение на
основе морально-
В зависимости от конкретной ситуации
и целей, важно точно применить
тот или иной стиль общения. Если
менеджер обладает навыками общения, то
ему легко устанавливать
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Кроме того, важное значение имеют
и мотивационно-волевые
- стремление к успеху (ориентация
на достижение, стремление обладать,
решительность, доверие к себе)
- добросовестность (внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
- свобода (самоопределение, открытость);
- компетентность (разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
Также следует отметить и предпринимательские качества менеджера, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Таким образом, можно выделить в
структуре профессионально
Методы оценки профессиональных качеств менеджера
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.2
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
- объективно
— вне зависимости от какого-
- надежно — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
- достоверно
в отношении деятельности —
оцениваться должен реальный
уровень владения навыками —
насколько успешно человек
- с возможностью
прогноза — оценка должна
- комплексно
— оценивается не только
Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности). Проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию3.
Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала. Среди них можно выделить следующие:
1. Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. К примеру, 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.
2. Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.
3. Биографические тесты и изучение биографии. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела — своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.
4. Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности. Например, 20% опрошенных ответили, что они пользуются различными видами личных и психологических тестов в своих организациях.
5. Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.
6. Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов — для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.
Информация о работе Профессионально важные качества и роли менеджера по персоналу