Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы формирования профессиональных и личных качеств менеджера
В процессе работы требуется решить следующие задачи:
1) изучить понятие «менеджер»
2) определить личные качества менеджера
3) определить профессиональные качества менеджера;
4) выявить проблему формирования качеств менеджера
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основания анализа профессиональных и
личных качеств менеджера.........................................................................5
§1. Содержание определения «менеджер»....................................................5
§2. Характеристика личных качеств менеджера...........................................11
§3. Профессионально значимые качества менеджера..................................14
Глава 2. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера........................................................................................................17
§4. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера.........................................................................................................17
§5. Влияние профессиональных качеств на деятельность менеджера.........................................................................................................21
Заключение.......................................................................................................25
Список использованной литературы……………………………..................27
Негосударственное образовательное учреждение
Институт «Верхневолжье»
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
по менеджменту
Тема: Профессиональные и личные качества менеджера:
проблема формирования
Выполнила: студентка гр. 2-Э-15
Займогова А.С.
Научный руководитель: к.э.н., доц.
Зинатулин А. М.
Тверь 2010
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические основания анализа профессиональных и
личных качеств менеджера.....................
§1. Содержание определения «менеджер»....................
§2. Характеристика личных качеств менеджера.....................
§3. Профессионально значимые качества менеджера.....................
Глава 2. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера.....................
§4. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера.....................
§5. Влияние профессиональных качеств на деятельность менеджера.....................
Заключение....................
Список использованной литературы…………………………….........
Введение
Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе.
Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют: от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно.
Обычно авторитетный лидер – руководитель от природы. Если его нет, можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые ему, в обязательном порядке, должны быть присущи.
Данная работа является актуальной, потому что каждый менеджер должен постоянно уточнять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие, стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Целью данной работы является изучение проблемы формирования профессиональных и личных качеств менеджера
В процессе работы требуется решить следующие задачи:
1) изучить понятие «менеджер»
2) определить личные качества менеджера;
3) определить профессиональные качества менеджера;
4) выявить проблему формирования качеств менеджера
5) охарактеризовать влияние наличия профессиональных и личных качеств на деятельность менеджера.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, в которую входит две главы, а также заключения и списка литературы. В первой главе раскрывается понятие менеджера, характеризуются его личные и профессиональные качества. Во второй главе описывается проблема формирования профессиональных качеств управленца и влияние их на его деятельность.
Для написания работы использовались работы Кротовой Н.В. и Клеппера Е.В. [4], Ларионова В.Г. [7], Мамлеевой А.С. [9], Одинцова А.А. [11], Резника С.Д. [15], Пономарев И. [14], Рыженковой И.К. [17], Сака Н.Э. [18], Сутовича Е.К. [20]. Помимо перечисленных, для написания работы использовались Интернет ресурсы.
Глава 1. Теоретические основания анализа профессиональных и
личных качеств менеджера
§1. Понятие определения «менеджер»
Менеджер (англ. manageг, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.[21, С. 365]
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
- руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
- специалисту по управлению производством;
- предпринимателю-организатору в определенной сфере;
- члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.[21, С. 365]
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.[21, С. 365]
Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:
- устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
- обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
- осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
- выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
- разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
- несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
- обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
- выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);
- создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
- выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
- генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины; анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
- представляют организацию в различных мероприятиях. [3, С. 56]
Функции менеджера, как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее, можно выделить три основные. [11, С. 129]
Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении. [11, С. 129-130]
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы. [11, С. 130]
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти. [11, С. 130]
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения). [11, С.130]
Причем, какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя. [11, С. 130]
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее (рис. 1). [1, С. 86]
Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другими работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий. [1, С. 87]
Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев. [1, С. 87]
Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается. [1, С. 87]
На западных предприятиях также различаются:
• top mаnаgеmеnt, т. е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);
• middle mаnаgеmеnt - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
• lower mаnаgеmеnt - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений). [1, С. 88]
Образ менеджера постоянно обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению. [2, С. 99]
Но уже в наше время появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения. [2, С. 99]
Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени менеджер должен затрачивать на решение стратегических, перспективных задач. На низшем уровне, наоборот, менеджер должен заниматься больше оперативными вопросами. [2, С. 99]
Можно также выделять менеджеров линейных и функциональных. Первые возглавляют организации, учреждения, объединения, вторые руководят функциональными подразделениями. [2, С. 100]
Существуют и другие принципы деления менеджеров: производственные и административные менеджеры. Первый занимается технической стороной производства, выпуском продукции, создает требуемые материально-технические условия для успешного протекания технологических процессов, а второй - обеспечением общих условий и работы, организацией совместной деятельности, финансами, планированием, правом, экономической безопасностью, связями с общественностью, исследованиями, маркетингом, коммерцией, бухгалтерским учетом и некоторыми другими вопросами. [2, С. 100]
В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем - менеджером возникла потребность в новом типе управляющих - инновационном менеджере. Он не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями. [13, С. 57]
Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры работают в частных компаниях. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. [13, С. 59]
Раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми. [21, С. 370]
Информация о работе Профессиональные и личные качества менеджера: проблема формирования