Профессиональные и личные качества менеджера: проблема формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение проблемы формирования профессиональных и личных качеств менеджера
В процессе работы требуется решить следующие задачи:
1) изучить понятие «менеджер»
2) определить личные качества менеджера
3) определить профессиональные качества менеджера;
4) выявить проблему формирования качеств менеджера

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основания анализа профессиональных и
личных качеств менеджера.........................................................................5
§1. Содержание определения «менеджер»....................................................5
§2. Характеристика личных качеств менеджера...........................................11
§3. Профессионально значимые качества менеджера..................................14
Глава 2. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера........................................................................................................17
§4. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера.........................................................................................................17
§5. Влияние профессиональных качеств на деятельность менеджера.........................................................................................................21
Заключение.......................................................................................................25
Список использованной литературы……………………………..................27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. [21, С. 370]

По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания. [21, С. 370]

Менеджер любого уровня должен обладать личными качествами, такими как психологическая способность влиять на людей, коммуникабельность и чувство успеха, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, открытость, гибкость и лёгкая приспосабливаемость к происходящим изменениям, и профессиональными качествами, под которыми понимают индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать.

 

 

 

 

§2. Характеристика личных качеств менеджера

К личным качествам менеджера в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.[8, С. 54]

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. [5, С. 341]

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо, поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен. [5, С. 342]

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). [20, С. 76]

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. [6, С. 274]

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. [6, С. 274]

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность. [6, С. 274-275]

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. [10, С. 179]

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. [8, С. 57]

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью. [18, С. 232]

Такие личные качества менеджера как энергичность, наблюдательность, сила воли, честолюбие, представительный внешний вид, демократизм, образование и многие другие, очень важны, но для того чтобы стать хорошим руководителем необходимо овладеть и профессиональными качествами, которые позволят не только наладить отношения с подчиненными, но и правильно организовать деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Профессионально значимые качества менеджера

Профессиональные качества необходимы любому менеджеру. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным. [19, С. 49]

Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, весьма актуальна, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя. И такой набор качеств руководителя был определен, в нем были обозначены следующие профессионально важные свойства личности руководителя:

      практически-психологическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач;

      психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности рассматриваются в единстве, используя для названия этой диады термин «организаторское чутье». [7, С. 124]

      общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;

      требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

      критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три последних свойства также объединяются в целостное образование, называемое эмоционально-волевой воздейственностью руководителя.         [7, С. 124]

Наконец, выделяются такие свойства личности, как:

      склонность к организаторской деятельности;

      потребность в данной деятельности;

      сценичность чувств при ее выполнении. [7, С. 125]

При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов. [7, С. 125]

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной работы будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия. [22, С. 69]

Наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. [20, С. 70]

Профессиональные качества менеджера заключаются в умении взаимодействовать с людьми, тяге к лидерству, умении организовывать совместную трудовую деятельность, в авторитете, отношении к делу, умении стратегически мыслить, предприимчивости. Не каждый менеджер обладает профессиональными качествами, поэтому во второй главе раскрывается проблема формирования этих качеств и влияние их на деятельность руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера

 

§4. Проблема формирования профессиональных качеств менеджера

Проблемы формирования профессиональных качеств менеджера занимались и продолжают заниматься ученые разных стран, в том числе и в России. В настоящее время все это определяется поступательным развитием общества, когда профессиональные качества менеджера определяет конкурентоспособность предприятия, организации, фирмы. Вследствие этого, можно полагать, что трудности изучения данной проблемы определяются тем, что любая профессиональная деятельность имеет как бы свои измерения, связанные с организацией и управлением определенной системой, с управлением людьми, с организацией межличностных взаимоотношений, с технологическим процессом профессиональной деятельности и его оперативным управлением. И эффективность профессиональной деятельности будет определяться тем, насколько человек способен обеспечить их согласованность между собой. [15, С. 138]

Трудности решения этой проблемы обусловлены различными факторами. [23, С. 271]

Основным фактором является социальный, который заключается в отсутствии подготовки менеджеров организации к взаимоотношениям с персоналом. Менеджер, который находится в организации на особом положении, является проводниками новых стратегий организационного развития, ответственными за внедрение инноваций, организатором, поддерживающим систему мотивации и повышения квалификации персонала и др. Ведь любая организация была и продолжает оставаться структурой, основанной на действиях конкретных людей. А менеджер не может избежать наряду с формальными и неформальных отношений с работниками, так как его коммуникации носят непосредственный характер и общение с подчиненными осуществляется напрямую, устно, а не «через документ». Так, сегодня уже можно считать глобальной тенденцией формирование индивидуализированного управления подчиненными работниками, умение мотивировать работников, строить с ними взаимоотношения. [23, С. 271]

Экономический фактор так же является определяющим. Он задает основные управленческие задачи менеджера, а также средства и методы их практической реализации, направленные на повышение эффективности производства, рост конкурентоспособности организации, предприятия, учреждения, фирмы. Вследствие этого потребовала своего решения проблема формирования профессиональных качеств менеджеров. [23, С. 272]

Есть и другие факторы, которые очевидны всем, и которые надо учитывать в формировании профессиональных качеств современных менеджеров. К ним можно отнести, например, недостаточный практический опыт деятельности менеджеров в условиях рыночной экономики с учетом менталитета людей; недостаточная развитость законодательной базы в этом вопросе и др. [23, С. 272]

Информация о работе Профессиональные и личные качества менеджера: проблема формирования