Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 01:14, реферат
Психологический климат коллектива является одним из элементов внутренней среды организации. Люди объединяются в организации для достижения общих целей. Большинство продуктов современной человеческой культуры создано в организациях. Именно организация является полем деятельности менеджера, объектом его управления.
Последний элемент — это стиль руководства
Стиль руководства — это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.
От стиля руководства
в определяющей степени зависит
психологический комфорт
Напомним, что: «счастлив человек, который утром с удовольствием идет на работу»… Эта часть формулы зависит от начальника, стиля его руководства, способов отношения к подчиненным.
Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность.
Либеральный стиль заключается в том, что руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненным.
Оказывается, есть конкретные
ситуации, в которых либеральный
стиль будет предпочтительнее демократического.
Таких ситуаций две – это творческий
и высококвалифицированный
Авторитарный стиль состоит в том, что руководитель единолично принимает решения и требует от подчиненных их точного исполнения.
Авторитарный стиль связан с властью (авторитетом) должности. Личностные черты руководителя особого значения не имеют. Инициатива и последнее слово всегда остаются за руководителем.
Под диктаторским стилем руководства понимается полное подчинение лидеру не только в делах, но и в мыслях. Диктатура – неограниченная власть.
Таким образом, современная теория управления допускает лишь одну ситуацию, в которой оправдан диктаторский стиль руководства. Это военная или равная ей ситуация «жизни и смерти» организации.
Диктаторский стиль отличается крайней жесткостью, недопущением не только свободомыслия, но и инакомыслия.
Гибкий стиль руководства означает варьирование в зависимости от ситуации и индивидуальности. Классический гибкий стиль является сочетанием трех стилей в следующих пропорциях: демократического 60%, либерального 20% и авторитарного 20%.
Харизматический стиль руководства основан на безоглядной вере ведомых в лидера и его правоту. Главной особенностью такого стиля является то, что все зависит от личности лидера, его убежденности, которая передается подчиненным. Лидер внушает доверие и ведет за собой. Подчиненные даже не пытаются понять на уровне знания поведение лидера. Харизматические руководители обладают способностями внушать сотрудникам веру в возможности достижения высоких результатов.
Трансакционный стиль – это вовлечение персонала в большие последовательные акции, убедив его в их важности как для фирмы, так и для сотрудников. Отличительными чертами трансакционного стиля руководства является ясность задач и трудовой энтузиазм. Лозунг этого стиля – «дорога ясна и победа видна».
Сервисный стиль руководства – это направление усилий менеджеров на создание условий для решения задач фирмы, труда и отдыха сотрудников.
Руководители такого
стиля видят свою роль в
обслуживании (сервисе) подчиненных
в смысле обеспечения
Интерактивный стиль – это эмоциональное вовлечение персонала в миссию фирмы и устремления руководителя.
Руководитель интерактивного
стиля заботится о достижении
консенсуса, активном и увлеченном
участии в работе всех членов коллектива,
их взаимодействии и взаимопонимании.
Интерактивный менеджер всячески поддерживает
идею о том, что стремление к достижению
целей фирмы расширяет
Поскольку данный стиль руководства базируется на эмоциональном сопереживании, его часто называют «женским менеджментом».
Командный стиль руководства – это управление посредством группы (команды).
Управленческая команда – это единый организм, где каждый играет свою роль, и все дополняют друг друга. Их совместный результат не есть простая сумма отдельных усилий. Это всегда общее дело, в которое каждый член команды вносит свою неповторимую лепту.
Командный стиль руководства
за последнее десятилетие уверенно
вышел на первое место по своей
эффективности. Это связано с
тем, что управление постоянно усложняется.
Одному человеку, даже самому способному,
просто не под силу решать столь
сложные и разноплановые
Существенную роль играет сама личность руководителя и темперамент.
Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека. Вообще «чистые» темпераменты встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека. Важно помнить: нет «хороших» или «плохих» темпераментов. У каждого есть сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым.
1.Управленческий стиль руководителя-холерика
Такой руководитель нередко имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки.
Холерик — активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики — конкурентные люди!
Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками. Имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику
Он быстро думает и принимает решения, бывает, ошибается.
Во время стресса его
поспешность и суетливость
2. Управленческий
стиль руководителя-флегматика.
Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.
Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Это вдумчивый и основательный человек. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действию. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство.
3.Управленческий стиль руководителя-меланхолика
На управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то научились себя «маскировать». Внешне это никак не проявляется или проявляется почти незаметно. «Маскировка» — это внешний контроль над своими переживаниями. Человек внешне — решительный, сдержанный и уверенный в себе. Однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т. п.
Если такой человек работает начальником, обычно он бережно относится к своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет. По себе он хорошо знает, как болезненно переживают подчиненные такое якобы «управление» при помощи крика. Как любой человек, меланхолик имеет уязвимые стороны. Это высокая утомляемость и опасность неосознанно попасть под влияние подчиненного или неформального лидера-манипулятора. Перерабатывать и работать с максимальной самоотдачей не способен: может «выгореть». Лучше, если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется оплачивать. В стрессовой ситуации меланхолик — не работник.
4. Управленческий стиль руководителя-сангвиника
Сангвиник — хороший профессионал и руководитель, реализующий объективный стиль управления. Если подчиненный работает нормально, начальник-сангвиник будет считать его хорошим человеком и полезным сотрудником. Если подчиненный работает плохо, нарушает дисциплину и скандалит, для руководителя сангвиника он будет плохим человеком и вредным для компании сотрудником.
Известно также, что сангвиник
способен к ситуативному стилю управления.
Он может быть директивным и жестким
в конфликтных и экстремальных
условиях, мягким и дипломатичным
в общении с креативщиками. Он
способен не подчеркивать своего должностного
статуса во взаимодействии с сильным
и опытным подчиненным-
Сангвиник хорошо и технично делегирует задачи подчиненным, всегда сохраняя свою управленческую позицию. Он вообще интересуется технологиями. Сангвиник любит учиться, но не отвлеченным предметам, а практическим, близким к его работе. Ему нравится развивать конкретные навыки и сразу же применять их в работе.
Руководитель-сангвиник может иметь дружеские отношения на работе, но всегда помнит о рабочих целях. Он первым скажет: «Дружба — дружбой, а служба — службой». Эмоциональная независимость линейного руководителя-сангвиника не превращается в неумение подчиняться высшему руководству. Сангвиник всегда помнит об иерархии, успешно выполняя свои управленческие обязанности, легко подчиняется ведущему топ-менеджеру.
Харизматичный лидер
Он умеет вдохновлять людей, как никто другой. Его энергия заразительна. Именно в компаниях с такими руководителями чаще всего случаются технические революции. Вырасти вместе с таким руководителем может каждый работник. И это одно из главных преимуществ подобного стиля. Уверенность в себе и воля являются основными чертами данного типа. Подобный управленец терпеть не может поражений.
Дипломат
Из названия уже становится понятно,
что подобный управленец основное внимание
уделяет командной
Как правило, главной задачей дипломата является установка равноправных отношений с сотрудниками. Они не подчиненные, а партнеры. Все наиболее значимые решения принимаются после обсуждений с сотрудниками, причем дипломат старается сделать так, чтобы были учтены мнения всех и каждого. Настолько насколько это конечно возможно в конкретно взятой фирме.
Гуманист
Данный тип руководителя рассматривает компанию, как одну большую семью. Он, прежде всего, ценит сотрудников как людей, и уже потом обращает внимание на их профессиональные качества. В компаниях такого типа сотрудники часто отдыхают вместе, дружат, выезжают на природу. Начальник вполне может решить некоторые проблемы подчиненных.
В компаниях, где у руля стоит гуманист, обычно нет каких-то штрафов, жестких систем дл контроля сотрудников. Несомненно, такой стиль руководства лучше всего применим в маленьких фирмах, так как с ростом компании руководителю будет все сложнее общаться с каждым сотрудником, как с другом.
Демократ
Демократ характеризуется тем, что готов делегировать часть своих полномочий сотрудникам. Тем самым, разделив с ними и ответственность за результат. Надо отметить, что демократ должен полностью доверять своим работникам и быть уверенным в том, что они справятся с теми задачами, которые он перед ними ставит.
Подобный руководитель достаточно тесно общается с коллективом. Более того, часто проводит с сотрудниками нерабочее время. Он не считает себя избранным, и уж тем более кем-то, кто ставит себя выше сотрудников. Все равны, и могут в любой момент высказаться. Правда, это не значит, что в компаниях, где у руля стоит демократ, отсутствует контроль выполняемой работы. Просто контролем занимается не только руководитель, но и те работники, которым были делегированы определенные полномочия. Они уже отчитываются о проделанной работе перед руководителем. И конечно на них висит ответственность за результат. И перед коллективом в том числе.
Бюрократ
На сегодняшний день данный тип
руководителя уже не так распространен
как ранее, но почти все другие
типы вобрали в себя некоторые
черты от бюрократа. Четкий контроль,
система оценок сотрудников, постоянные
отчеты, правила, которые следует
соблюдать. Все это излюбленные
инструменты руководителя-
Он является типичным начальником, приказы которого нужно выполнять не раздумывая. Никакой самодеятельности, все должно выполняться строго по правилам. Такое поведение руководителями обусловлено тем, что бюрократ всегда должен обладать точными данными. Никакой неопределенности, никаких решений не принимается на основе интуиции. Все должно быть четко расставлено по полочкам.