Психологическое консультирование в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:04, реферат

Описание

Очевидно, что эффективность функционирования любой организации зависит не только от уровня ее организационной культуры и оптимальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Последнее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а также психологическим климатом организации и ее структурных подразделений.

Содержание

Введение. 3
Понятие психологического консультирования. 4
Структура психологического консультирования в управлении. 4
Понятие психологического консультирования в управлении. 6
Цели психологического консультирования в управлении. 11
Формы и виды психологического консультирования в управлении. 13
Подходы к понятию консультирования в управлении. 15
Эффективность психологического консультирования в управлении. 16
Личностные и профессиональные характеристики консультанта. 19
Методы и способы реализации психологического консультирования в управлении. 22
Заключение. 25
Список литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

Психологическое консультирование в управлении 1.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

                  Департамент образования города Москвы

       Государственное бюджетное образовательное учреждение

       Высшего профессионального образования города Москвы

           «Московский городской педагогический университет»

 

       Институт психологии, социологии и социальных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Психологическое консультирование в управлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Работу выполнила: студентка 6-го курса

                                                             очно-заочного отделения

                                                             специальность «Психология»

                                                            

 

 

 

 

 

 

                                                     Москва, 2012 
                                                    Содержание.

 

 

 


 

Введение.

 

В последние годы в  отечественной управленческой практике все больше внимания уделяется развитию организаций. При этом наблюдается тенденция постепенного перехода от традиционного администрирования, нередко носящего волюнтаристский и, следовательно, спекулятивный характер, к более психологизированному менеджменту. Однако и в этом варианте принимаемые руководителями решения чаще фокусируются на организационно-производственных аспектах, без учета так называемого «человеческого фактора», и деятельность даже менеджеров по работе с персоналом нередко сводится к ортодоксальным функциям начальника отдела кадров, таким как прием на работу, внутриорганизационные перемещения, увольнение и в редких случаях - участие в решении конфликтных ситуаций.

Очевидно, что эффективность  функционирования любой организации зависит не только от уровня ее организационной культуры и оптимальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Последнее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а также психологическим климатом организации и ее структурных подразделений. Естественно, что «менеджмент» личностных и межличностных аспектов исполнительской деятельности требует специальных психологических знаний и навыков. Поскольку в подавляющем большинстве организаций руководители и менеджеры не имеют специальной психологической подготовки, вышеозначенные функции должны выполняться профессиональным психологом-консультантом.

 

 

Понятие психологического консультирования.

Как отмечает Л. Тобиас (10, с. 13 - 14), основная цель психологов-консультантов - помочь сотрудникам трудиться продуктивнее. Достижение этой цели предполагает участие психолога в решении следующих частных задач:

  • улучшение психологического климата в организации и повышение «боевого духа» ее сотрудников;
  • совершенствование практики подбора кадров;
  • модернизация организационной структуры;
  • оказание поддержки служащим в развитии их способностей;
  • точение коллектива в единую команду;
  • формирование доброжелательной атмосферы на производстве;
  • помощь людям в преодолении стрессов;
  • достижение соответствия между складом человека и его работой;
  • устранение конфликтов;
  • снижение текучести кадров;
  • О оценка производственных программ с психологической точки зрения;
  • проведение разумной политики поощрения и наказания на фирме;
  • консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и др.

Структура психологического консультирования в управлении.

 

По мнению К. Роджерса, помощь - это особый вид отношений, в рамках которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими - с одним человеком или группой 1.

В модифицированной модели Loughary and Ripley (1979, см. 15) представлены основные структурные элементы оказания помощи.

Клиент - это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться. В этой связи запрос на помощь состоит в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию - возникшее (усилившееся) чувство тревоги или страха, тяжелая болезнь, химическая зависимость (от алкоголя или наркотиков), неуспешное супружество или родительство, конфликт с начальником или сотрудниками, материально-бытовые проблемы и многое другое . Заметим, что клиентом со своим специфическим запросом может быть также и организация в целом.

В модель Loughary and Ripley включена рубрика «стратегии помощи», которая представляется обязательной для организации профессиональной помощи.

Различают 6 видов помогающих стратегий (Scally and Hopson, 19792):

  • предоставление советов: предложение кому-либо своей точки зрения на наилучший способ действий в сложившейся ситуации;
  • предоставление информации: предоставление человеку требующейся в конкретной ситуации информации;
  • непосредственные действия: делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации);
  • обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации;
  • системные изменения: влияние на системы, вызывающие у людей трудности, с целью совершенствования этих систем, то есть скорее работа по организационному развитию, чем с отдельными людьми;
  • консультирование: помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии решения; иначе говоря, это - поддержка людей в плане помощи самим себе.

Кроме того, стратегия - это  первоначальный перевод проблемы в  термины желательных результатов  и планирование применения определенных методов.

Понятие психологического консультирования в управлении.

 

К основным методам помощи относят информацию, идеи и навыки (такие, как слушание и рефлексивное взаимодействие).

Наконец, к желательным  результатам помощи относят психоэмоциональную стабилизацию, лучшее понимание (себя, своей ситуации и других), принятие решения и реализацию решения3.

Консультирование, несмотря на свое недавнее происхождение, является видом деятельности, прочно и глубоко проникшим в культуру современного индустриального общества. Его повсеместное распространение началось с 60-х годов XX столетия с созданием первых ассоциаций профессиональных консультантов. Постепенно консультирование перестало быть просто процессом индивидуализированного научения. Оно приобрело социальное значение как культурно-санкционированный метод адаптации к социальным институтам.

Каждая помогающая стратегия  из вышеприведенного неранжированного списка может быть полезна в конкретном контексте. В этих стратегиях есть общие  и различные элементы. При предоставлении советов и информации, непосредственных действиях, обучении и, возможно, системных изменениях предполагается, что лучшие результаты или решения зависят главным образом от компетентности того, кто осуществляет помощь. В консультировании, с другой стороны, упор делается на ресурсы того, кто является объектом помощи. В рамках консультативных отношений клиент стимулируется на нахождение своих собственных решений. Способности консультанта используются для активизации способностей клиента. Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраивать отношения, а для достижения системных изменений необходимо также уметь работать с группами, структурами, правилами и организациями. Консультант может, в случае необходимости, использовать различные стратегии, а не только собственно консультирование, однако в эти стратегии должны быть встроены элементы консультирования4 .

На практике консультирование осуществляется под многими различными ярлыками. Вариант под названием «медицинская психотерапия» осуществляется людьми с базовым медицинским образованием; «психологическое консультирование» (в различных его модификациях) -профессиональными психологами; наконец, есть много случаев, когда консультирование осуществляется в контексте взаимоотношений, изначально имеющих другое содержание, например сотрудник делится своими тревогами и проблемами с коллегами или руководством. Таким образом, последние осуществляют консультирование, не являясь консультантами. Это важный момент, позволяющий провести демаркационную линию между профессиональным и непрофессиональным консультированием. В первом случае консультант имеет специальную подготовку и взаимодействуете клиентом в рамках формального контракта на консультирование исключительно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании людьми - представителями других профессий, волонтерами, родственниками, друзьями и пр. - определенных приемов консультативной работы. И здесь центральным моментом становится качество оказываемой помощи: хорошо, если от кого-либо есть запрос на консультативную помощь и, например, менеджер по персоналу обучен навыкам такой помощи и осознает при этом пределы своей профессиональной компетенции; плохо, если запроса нет, а помощь навязывается, и «консультант» оказывается в ролевом конфликте, или же запрос есть, а «консультант» не имеет специальной подготовки в области консультирования. И в том, и в другом случае объекту «консультативной» помощи наносится вред.

Какое же содержание вкладывается в понятие «консультирование», которое  может рассматриваться и как стратегия, и как технология, и как метод профессиональной помощи? Как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие  отношения помощи необходимы для  эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для  того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения. Ряд консультантов считают необходимым оговаривать основные характеристики отношений помощи. Сейчас будет достаточно отметить, что эти предлагаемые консультантами характеристики - иногда их называют «стержневыми (сердцевинными) условиями» следующие: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность), отношений. Также реализовать отношения помощи можно посредством «активного слушания» или «слушания в сочетании с вознаграждением (положительным подкреплением)». Те специалисты, которые рассматривают консультирование преимущественно как особый вид отношений помощи, являются приверженцами, главным образом, теории и практики личностно-центрированного консультирования.

Большинство консультантов  не считают использование отношений  помощи достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения. Поэтому многие специалисты вынуждены использовать определенный репертуар воздействий в дополнение к отношениям помощи. Консультанты, владеющие некоторым ассортиментом воздействий, должны определить, какие воздействия следует применять по отношению к различным клиентам и какова вероятность успеха. Репертуары воздействий, используемые консультантами, отражают их теоретическую ориентацию, причем некоторые консультанты являются эклектиками и пользуются воздействиями, которые описываются в различных теориях.

Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются в различных теориях, консультирование является психологическим процессом. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие. Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования является психологическим. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между консультативными приемами, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, из которых «произрастают» цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими5 . Наконец, можно обратиться к определению К. Роджерсом консультирования как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности»6 .

В определении Британской ассоциации консультирования (ВАС, 1984) «под термином «консультирование» подразумевается  работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем... Задача консультирования - предоставить «клиенту» возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни».

Согласно Burks and Steffre (1979), «консультирование предполагает профессиональные взаимоотношения между обученным консультантом и клиентом (или, возможно, несколькими людьми). Консультирование предназначено для того, чтобы помочь клиентам понять и прояснить видение своего жизненного пространства и научиться достигать поставленных целей посредством четких выборов на основе необходимой информации и через разрешение эмоциональных и межличностных проблем7 .

Консультирование рассматривается как процесс, благодаря которому личность в результате произошедших изменений переходит на более высокую стадию личностной компетентности. В консультировании создаются ситуации, в которых мысли и чувства клиента услышаны, к ним относятся с уважением и безоценочно. Консультирование усиливает «Я» клиента, его уверенность в себе и поощряет инициативность и личностный рост, самоконтроль и контроль над ситуацией.

Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений, и все они включают несколько  основных положений:

1. Консультирование помогает  человеку выбирать и действовать  по собственному усмотрению.

2.  Консультирование  помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует  развитию личности.

4. В консультировании  акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый,  ответственный индивид способен  в соответствующих обстоятельствах  принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5.  Сердцевиной консультирования  является «консультативное взаимодействие»  между клиентом и консультантом,  основанное на философии «клиент-центрированной»  терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии, известный американский психотерапевт К. Роджерс, выделил три основных принципа этого направления:

Информация о работе Психологическое консультирование в управлении