Психологическое консультирование в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:04, реферат

Описание

Очевидно, что эффективность функционирования любой организации зависит не только от уровня ее организационной культуры и оптимальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Последнее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а также психологическим климатом организации и ее структурных подразделений.

Содержание

Введение. 3
Понятие психологического консультирования. 4
Структура психологического консультирования в управлении. 4
Понятие психологического консультирования в управлении. 6
Цели психологического консультирования в управлении. 11
Формы и виды психологического консультирования в управлении. 13
Подходы к понятию консультирования в управлении. 15
Эффективность психологического консультирования в управлении. 16
Личностные и профессиональные характеристики консультанта. 19
Методы и способы реализации психологического консультирования в управлении. 22
Заключение. 25
Список литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

Психологическое консультирование в управлении 1.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые авторы считают, с методологической точки зрения следует выделять 3 базовых подхода - психодинамический, когнитивно-бихевиористский и гуманистический, которые наиболее фундаментально отличаются друг от друга по своим взглядам на человека и природу его эмоциональных и поведенческих проблем .

Эффективность психологического консультирования в управлении.

С самого начала развития консультирования и психотерапии отдельными специалистами отмечалось, что сходства в различных подходах к консультированию гораздо больше, чем различий. В 1940 г. на симпозиуме с участием таких крупных фигур, как К. Роджерс и С. Розенцвейг, получила одобрение идея, что для всех успешных видов психотерапии являются общими такие факторы, как поддержка, хорошие взаимоотношения между консультантом и клиентом, инсайт (интенсивное понимание проблемы) и изменения в поведении.

В 1974 г. G. Frank выдвинул тезис, что эффективность психотерапии связана первоначально не с применением особых стратегий в рамках того или иного концептуального подхода, а с рядом общих, или «неспецифических», факторов. К таким факторам относятся построение поддерживающих отношений, предоставление клиенту разумного объяснения, позволяющего понять проблему, и совместное участие клиента и консультанта в терапевтических ритуалах.

Позднее  были выделены следующие группы неспецифических, или общих факторов, способствующих терапевтическим изменениям.

Характеристики  клиента:

  • позитивные ожидания, надежда или вера;
  • состояние дистресса или неконгруэнтности;
  • активный поиск помощи.

Качества терапевта:

  • профессионально ценные черты личности;
  • формирование надежды и положительных ожиданий;
  • теплота и позитивное отношение;
  • эмпатическое понимание;
  • наличие социального статуса терапевта;
  • безоценочность и принятие.

Процесс изменений:

  • возможность для катарсиса и эмоционального отреагирования;
  • овладение новыми элементами поведения;
  • предоставление разумного объяснения или модели для понимания;
  • стимулирование инсайта (осознания, понимания);
  • эмоциональное и межличностное научение;
  • внушение и убеждение;
  • опыт успешности и компетентности;
  • эффект «плацебо»;
  • идентификация с терапевтом;
  • поведенческий самоконтроль;
  • ослабление напряжения;
  • десенсибилизация;
  • предоставление информации/обучения.

Методы воздействия:

  • использование техник;
  • фокусировка на «внутреннем мире»;
  • строгое соответствие теории;
  • создание благотворной окружающей обстановки;
  • взаимодействие между двумя людьми;
  • общение;
  • объяснение ролей клиента и терапевта.

Хотя эти факторы  реализуются в рамках различных  подходов поразному, все они предназначены  для усиления у клиента чувства  господства над давящими внешними и  внутренними силами посредством  их обозначения, концептуализации и получения позитивного опыта. Такая позиция противоречит широко распространенному в среде консультантов и психотерапевтов убеждению, что к позитивным результатам приводят исключительно применяемые ими техники и стратегии воздействия. Однако в пользу концепции общих, или «неспецифических», факторов, могут быть выдвинуты следующие аргументы, полученные в результате проведенных, начиная с 1975 г., многочисленных исследований.

Во-первых, показано, что  различные теоретические подходы  и соответствующие специальные  стратегии характеризуются сходными показателями успешности. Во-вторых, обнаружено, что непрофессиональные консультанты, не обученные должным образом специальным техникам, могут, похоже, работать не менее эффективно, чем получившие хорошую подготовку профессиональные консультанты. В-третьих, сами клиенты оценивают значимость «неспецифических факторов» более высоко, чем специальных техник15 . В этом мы видим значительный шанс менеджеров по работе с персоналом, даже не имеющих психологического образования, оказывать эффективную консультативную помощь сотрудникам организаций. Тем не менее, нельзя абсолютизировать роль общих факторов, которые в любом консультативном подходе тесно взаимодействуют с теоретическими моделями и специальными техниками.

Начиная с 60-х гг., все  больше и больше практиков, как показали специальные исследования, считают себя приверженцами не какой-либо единственной модели, а «эклектичного» или «интегрированного» подхода к консультированию. Они полагают, что ни одна модель не является самодостаточной и универсальной, и заимствуют идеи и приемы из различных подходов. Именно по этой причине начало 80-х гг. охарактеризовалось выходом в свет большого количества книг по проблематике эклектизма и интеграционизма, созданием «Журнала интегративной и эклектической психотерапии» и «Общества исследования интеграции в психотерапии», а также учебно-тренинговых программ по интегративной терапии.

Термин «эклектический»  применительно к консультированию означает, что консультант для  удовлетворения запросов клиента выбирает из ряда теорий и моделей наилучшие или наиболее подходящие идеи и методики.

В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют методики, использующиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. Ставший более популярным в 80-е гг. термин «интеграция» означает более амбициозный концептуализированный подход, в рамках которого консультант создает новую теорию или модель из элементов различных теорий или моделей.

Тем не менее, и по сей  день сохранилось немало сторонников «чистого» подхода (концептуальный «пуризм»), выдвигающих против эклектизма немало серьезных аргументов. К ним, в первую очередь, относится справедливое утверждение, что в основе различных подходов лежат совершенно разные и нередко противоречивые философские взгляды (на природу человека, механизмы его аффективной сферы, поведения и пр.). В результате имеют место разные языки, интерпретации и объяснения одних и тех же феноменов, выбор разных техник воздействия, и все это может привести к путанице либо отсутствию аутентичности. Наконец, неясно, а как и на каком профессиональном языке осуществлять подготовку - обучение и супервизию - специалистов-практиков в условиях отсутствия единой теоретической модели консультирования? Тем не менее, большинство практикующих консультантов находятся как бы между двумя полюсами - концептуальным и эмпирическим, и среди них нет ни «чистых теоретиков», ни «прагматичных техников».

В 90-е гг. в рамках интегрирующего подхода все большее распространение  получили так называемые «транстеоретические» конструкты, то есть подходы, в рамках которых была сделана попытка разработать такие механизмы и процедуры направленных на изменения воздействий, которые не вписывались бы ни в одну из существующих моделей. Наиболее яркими примерами транстеоретического подхода (хотя можно сказать, что фактически созданы новые концептуальные модели) являются модель «умелого помощника», осуществляющего «менеджмент проблем», модель «самоутверждения» и когнитивно-аналитическая терапия.

В практике консультативной работы большое распространение получила модель Дж. Игена. Он предположил, что клиент ищет помощи консультанта в тех случаях, когда ему трудно справиться со своими жизненными проблемами, и первоочередная задача консультанта - помочь клиенту найти и реализовать соответствующие решения этих проблем.

Дж. Иген рассматривает  консультирование как «менеджмент  проблем», то есть управление проблемами (именно не «решение», поскольку не все проблемы могут быть окончательно разрешены) и выделяет 9 стадий помощи клиенту, из которых центральными являются три:

1)  Определение и  прояснение проблемы:

1.1. помощь клиенту  в изложении его истории;

1.2. фокусировка;

1.3. активизация.

2)  Формирование целей:

2.1.  разработка нового  сценария и набора целей;

2.2. оценка целей;

2.3. выбор целей для  конкретных действий.

3)  Осуществление действий:

3.1. выработка стратегий  действий;

3.2.  выбор стратегий;

3.3.  реализация стратегий..

Успешно проведенная  стадия 1 завершается установлением  доверительных отношений и ясной картиной «текущего сценария», то есть возникшей проблемной ситуации. На стадии 2 в представлении клиента формируется «новый сценарий», в частности, как должна выглядеть ситуация клиента в «улучшенном» варианте. Стадия 3 связана со стратегиями достижения целей и ориентирована на развитие и реализацию действий, необходимых для перехода от «текущего сценария» к «желательному».16

Как отметил А. Kadushin (1990), собственно консультирование в принципе аналогично такому методу, как терапевтическая беседа, имеющая своей целью инициирование изменений. Однако в нее включены элементы как интервью-сбора информации (социальное исследование), так и диагностической беседы (оценки и принятия решений о желательности предоставления той или иной услуги). Соответственно, целью терапевтической беседы являются изменения в клиенте и/или в его социальной ситуации для более эффективного социального функционирования, в частности, помощь клиенту более эффективно взаимодействовать с проблематичной социальной ситуацией .

Личностные и профессиональные характеристики консультанта.

 

Успешность работы с  клиентом во многом зависит от личностных и профессиональных характеристик  консультанта. Прежде всего, в данном контексте можно ориентироваться на структурное определение консультирования как «набора верований/убеждений, ценностей и поведенческих элементов». Верования: особая форма взаимоотношений и контактирования могут быть полезны клиенту и способствовать его личностному росту. Ценности: признание значимости каждого человека, уважение личностной автономии и желательность саморегуляции и контроля над своей жизнью. Поведение: слушание, ощутимая теплота, открытые вопросы, ободрение, предметность и конкретность, сочетание поддержки и противостояния, выбор стратегии для определения задач и плана действий17.

В конце 60-х - середине 70-х  гг. был поставлен под сомнение тезис К. Роджерса, что необходимыми и достаточными для успешного  консультанта являются такие качества, как безусловное положительное отношение и принятие клиента, конгруэнтность, открытость и искренность, эмпатийность. Ряд авторов отметил, что эти качества являются необходимыми, но не достаточными. В частности, консультанты должны уметь обучать клиентов различным жизненным умениям и навыкам стрессоустойчивости, иначе они могут не только не принести пользу клиентам, но и способствовать углублению их проблемы.

Вообще выяснилось, что  в таких помогающих сферах деятельности, как консультирование, психотерапия и обучение качество межличностных отношений между профессионалом и клиентом гораздо важнее методологии помощи, которой придерживается специалист. В конце 70-х гг. в рамках ряда корреляционных исследований в области консультирования и психотерапии было обнаружено, что эффективность оказываемой помощи положительно коррелирует не только с эмпатийностью, уважительностью и искренностью консультанта, но и со степенью совпадения ценностных ориентации консультанта и клиента: чем она выше, тем более успешной оказывалась оказываемая помощь. Не обнаружено положительной корреляции успешности оказываемой помощи с полом, этнической принадлежностью и опытностью консультанта, а также тем, подвергался ли он сам ранее психотерапии. Наконец, эффективность оказываемой помощи снижается, если у консультанта есть собственные эмоциональные проблемы 18.

В проведенном Р. Кочюнасом  обзоре зарубежной специальной литературы и нормативных документов19 перечисляются разнообразные профессионально желательные личностные характеристики консультанта: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; доверие к людям и способность вызывать доверие других людей; уважение ценностей и прав других людей; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга; эмпатия, внимательность и чуткость (но не высокая сензитивность), умение выслушать, теплота и сердечность (но не сентиментальность); объективность (неотождествление себя с клиентами), высокий социальный интеллект, внутренний локус контроля, гибкость и отсутствие собственных серьезных проблем.

В интегративную модель личности эффективного консультанта должны входить также аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, постановка реалистичных целей.

В целом можно утверждать, что эффективный консультант, а  можно сказать, и консультирующий  менеджер по персоналу — это прежде всего личностно и социально зрелый человек. Так, в перечень требований к подготовке консультантов Британской ассоциации консультирования входят:

  • самоосознание, зрелость и стабильность;
  • способность использовать и осознавать жизненный опыт;
  • способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами;
  • способность выстраивать помогающие отношения;
  • способность быть самокритичным.

Информация о работе Психологическое консультирование в управлении