Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:04, реферат
Очевидно, что эффективность функционирования любой организации зависит не только от уровня ее организационной культуры и оптимальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Последнее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а также психологическим климатом организации и ее структурных подразделений.
Введение. 3
Понятие психологического консультирования. 4
Структура психологического консультирования в управлении. 4
Понятие психологического консультирования в управлении. 6
Цели психологического консультирования в управлении. 11
Формы и виды психологического консультирования в управлении. 13
Подходы к понятию консультирования в управлении. 15
Эффективность психологического консультирования в управлении. 16
Личностные и профессиональные характеристики консультанта. 19
Методы и способы реализации психологического консультирования в управлении. 22
Заключение. 25
Список литературы: 26
Наличие всех вышеперечисленных качеств необходимо и в контексте профессиональной психогигиены, поскольку как консультанты, так и руководители и менеджеры по работе с персоналом нередко страдают от одних и тех же «производственных вредностей». К ним можно отнести, в первую очередь, навязанность общения, монотония и психическое пресыщение из-за рутинности запросов и психологической «типажности» объективно сложных клиентов, невозможность эмоциональной разрядки во время работы и необходимость все время быть «в форме» (психологическая несвобода), наконец, соприкосновение с отчаянием и страданиями либо манипуляциями и агрессией других людей. Все это может приводить к психологической истощаемости, «синдрому выгорания» и снижению степени удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
К особо нежелательным для консультанта чертам относят авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей (манипулирование), неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег .
Кроме того, как отмечает Ф. Парслоу, некоторым консультантам трудно (возможно, бессознательно) отказаться от власти и контролирующих функций, то есть выйти из роли экспертов и помогать клиентам самоутвердиться 20.
Loughary and Ripley (1979) выделили 4 типа нежелательных подходов в работе людей, претендующих на то, чтобы считаться консультантами:
1) «Вы думаете, что это у Вас проблема?! Давайте-ка я расскажу Вам о своей!».
2) «Давайте-ка я
расскажу Вам, что нужно
3) «Мне это понятно, поскольку у меня однажды была точно такая же проблема».
4) «Я все заботы возьму на себя».
Первые три подхода считаются однозначно непродуктивными, в то время как четвертый, хотя и предполагает непосредственные действия по решению проблемы и может быть применен при вмешательстве в кризисную ситуацию, не дает возможности клиенту освоить идеи и навыки, которые в будущем помогли бы клиенту самостоятельно справляться с вновь возникшими проблемами такого же рода21 .
Что касается минимально необходимого инструментария консультативной работы, то к основным группам практических умений относят: когнитивные, межличностные, навыки принятия решений, умение использовать имеющиеся ресурсы. В базовые процессуальные умения входят: настройка на работу, наблюдение, эмпатия, активное слушание, установление и сохранение взаимоотношений, умение справляться с аффективными состояниями, баланс между опекой и контролем, рефлексия, поддержка, использование базовых ценностей и знаний. Некоторые авторы выделяют так называемые «центральные качества» - эмпатия, уважение и искренность плюс сбалансированное соотношение поддержки («теплое участие») и активизации (выработка нового ракурса видения клиента или ситуации).
С методологической точки зрения деятельность в организации психолога или менеджера по работе с персоналом должна базироваться на психосоциальном подходе. Цель этого подхода - поддерживать равновесие между психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность, в том числе на эффективность и производительность труда. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи -эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации». Психосоциальный подход направлен на снижение уровня стресса и устранение внутреннего или внешнего конфликта в рамках проблемной ситуации посредством длительных поддерживающих, обучающих и развивающих отношений.
Необходимость интегративного психосоциального подхода обусловлена тем фактом, что сотрудники даже с очень хорошими производственными показателями могут характеризоваться социальной дезадаптацией, социально-психологической девиантностью, психологическим дискомфортом или психотравмой, связанными с различного рода причинами - потерей близких, хроническим заболеванием, проблемами в семье или с детьми, конфликтом с сослуживцами, ухудшившимися материально-бытовыми условиями и пр. - или сочетанием всех этих факторов.
Психосоциальное воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, его ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и внесемеинои среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя не только работу непосредственно с клиентом, но и с другими референтными для него людьми, сотрудниками, руководством, специалистами, целыми социальными системами. В рамках такой работы руководитель или менеджер по работе с персоналом может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, брокера, наставника и др., но все это - при активном участии клиента.
В качестве инструментария используются 2 основные группы процедур - поддержка и модификация.
Процедуры поддержки включают в себя:
1. Вентиляцию, прояснение: такое облегчение чувств и мыслей, которое позволяет подавленному клиенту сконцентрироваться на решении проблемы.
2. Реалистическое успокаивание
- поддерживать контакт человека
с реальностью; не обещать
3. Принятие во взаимоотношениях
- позволяет клиенту не
4. Логическая дискуссия
- позволяет социальному
5. Демонстрационное поведение
- можно задавать в качестве прим
6. Предоставление информации - повышает мотивацию клиента на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты нате, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает магические ожидания.
7. Предоставление советов и опеки - расширяет понимание, поддерживает собственные усилия клиента по сохранению контроля, уменьшает сомнения и страх перед неизвестным, внушает надежду и способствует возможностям для рефлексии, адаптации и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией.
8. Средовые воздействия - помощь с жильем, деньгами, защитой прав. Добывая необходимые ресурсы, социальный работник показывает способы решения проблемы.
Модифицирующие процедуры также направлены на снижение внешнего давления и на нахождение клиентом решения проблемы:
1. Рефлективное общение в целях усиления самопознания клиента; помощь клиенту в видении в новом свете их мнений, установок, поведения, чувств, прошлых травм, раннего жизненного опыта, когда взаимоотношения с социальным работником используются в качестве корректирующего эмоционального опыта.
2. Техники конфронтации делают акцент на характерных для клиента особенностях мышления, эмоций, чувств и поступков, поведения.
3. Техники прояснения, главным образом - интерпретация, например, для акцентирования защитных механизмов .
В самом общем виде, психосоциальное консультирование имеет место тогда, когда оказываемая клиентам помощь предполагает использование как личностных, так и доступных для организации социальных ресурсов.
Начиная с 70-х гг., многие методологи консультативной работы стали говорить о необходимости перехода от ориентации на потребности клиента к ориентации на решение проблем. В последнем случае речь идет не о «приспособлении» или «адаптации», а о том, чтобы помочь клиенту более эффективно и удовлетворительно справляться с теми или иными проблемами жизнедеятельности или межличностных отношений. Именно в это время появился так называемый «проблемно-ориентированный подход», в рамках которого оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами клиентов и их осознанным отношением к этим проблемам.
Проблемы порождаются неудовлетворенными потребностями и желаниями, и большинство проблем люди могут решить сами или хотя бы уменьшить их остроту. Но иногда принятие решений блокируется состоянием психики клиента, его окружением или отсутствием средств и ресурсов. Консультант не склонен пессимистически рассматривать своих клиентов как жертв патологии или обстоятельств и верит в их способность преодолеть возникшие проблемы. Консультант должен помочь клиенту осознать свои проблемы и облегчить реализацию действий по их решению. Данная модель ориентирована в основном на настоящее, а не на прошлое, и предполагает изучение психологического и ситуационного контекста данной проблемы.
Как метко заметил Л. Тобиас22 , деятельность психолога-консультанта в организации направлена на разрешение ее общих проблем с помощью решения проблем частных лиц, и девиз консультативной работы - «Хорошие работники - процветающая фирма». Социально-экономическая ситуация в России в ближайшем будущем, скорее всего, кардинально не улучшится, и, следовательно, многие люди будут находиться под давлением стрессовых факторов разного рода. Очевидно, что наличие в организации профессионального психолога-консультанта могло бы позволить оказывать помощь сотрудникам и, таким образом, опосредованно - организации в целом. В то же время не стоит отчаиваться, если по тем или иным причинам психолога-консультанта в организации нет. При достаточном уровне мотивации и личностно-психологичесокой зрелости функцию психолога-консультанта может принять на себя и менеджер по работе с персоналом.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное
и семейное психологическое
2. Кочюнас Р. Основы
психологического консультирова
3. Меновщиков В.Ю. Введение
в психологическое
4. Нельсон-Джоунс Р.
Теория и практика
5. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М.: Владос. 1999.
6. Принцип активизации в социальной работе/ Под ред. Ф. Парслоу. - М.: Аспект Пресс. 1997.
7. Рид У.Дж. Проблемно-ориентированный
подход//Энциклопедия
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс. 1994.
9. Тернер Ф.Дж. Психосоциальный подход // Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 413- 416.
10. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. - М.: Класс. 1997.
11. Шульман Л. Консультации//
12.Моргунов Е. Б. Модели и методы управления персоналом. – М.: бизнес школа «Интер-синтез» 2001
13.Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993
14. McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994.
1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс. 1994. с. 81
2 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. c 173
3 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с 178-179
4 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с. 173 - 174
5 . Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Петербург: Питер. 2000. с. 13 -14
6 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс. 1994. с. 88
7 McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994. с. 2-3
8 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект. 1999. с 7-8
Шульман Л. Консультации//Энциклопедия социальной работы. В 3-х т./ Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 31 - 34.
9
10 . Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». 1994. с 5
11 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Петербург: Питер. 2000. с 15
12 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с. 192
13 Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М.: Владос. 1999. с 22-23
14 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с 187
15 McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994. с. 80 - 81
16 McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994.
17 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. c 184
18 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993 с. 175 - 176
19 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект. 1999. с. 26 - 32
20 Принцип активизации в социальной работе/ Под ред. Ф. Парслоу. - М.: Аспект Пресс. 1997. с. 13
21 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993 с. 175 - 176
22 Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. - М.: Класс. 1997. с. 14 - 15
Информация о работе Психологическое консультирование в управлении