Психологическое консультирование в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:04, реферат

Описание

Очевидно, что эффективность функционирования любой организации зависит не только от уровня ее организационной культуры и оптимальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Последнее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а также психологическим климатом организации и ее структурных подразделений.

Содержание

Введение. 3
Понятие психологического консультирования. 4
Структура психологического консультирования в управлении. 4
Понятие психологического консультирования в управлении. 6
Цели психологического консультирования в управлении. 11
Формы и виды психологического консультирования в управлении. 13
Подходы к понятию консультирования в управлении. 15
Эффективность психологического консультирования в управлении. 16
Личностные и профессиональные характеристики консультанта. 19
Методы и способы реализации психологического консультирования в управлении. 22
Заключение. 25
Список литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

Психологическое консультирование в управлении 1.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

Наличие всех вышеперечисленных  качеств необходимо и в контексте профессиональной психогигиены, поскольку как консультанты, так и руководители и менеджеры по работе с персоналом нередко страдают от одних и тех же «производственных вредностей». К ним можно отнести, в первую очередь, навязанность общения, монотония и психическое пресыщение из-за рутинности запросов и психологической «типажности» объективно сложных клиентов, невозможность эмоциональной разрядки во время работы и необходимость все время быть «в форме» (психологическая несвобода), наконец, соприкосновение с отчаянием и страданиями либо манипуляциями и агрессией других людей. Все это может приводить к психологической истощаемости, «синдрому выгорания» и снижению степени удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

К особо нежелательным  для консультанта чертам относят  авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей (манипулирование), неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег .

Кроме того, как отмечает Ф. Парслоу, некоторым консультантам трудно (возможно, бессознательно) отказаться от власти и контролирующих функций, то есть выйти из роли экспертов и помогать клиентам самоутвердиться 20.

Loughary and Ripley (1979) выделили 4 типа нежелательных подходов в работе людей, претендующих на то, чтобы считаться консультантами:

1) «Вы думаете, что  это у Вас проблема?! Давайте-ка  я расскажу Вам о своей!».

2)  «Давайте-ка я  расскажу Вам, что нужно делать».

3) «Мне это понятно,  поскольку у меня однажды была  точно такая же проблема».

4) «Я все заботы возьму на себя».

Первые три подхода  считаются однозначно непродуктивными, в то время как четвертый, хотя и предполагает непосредственные действия по решению проблемы и может быть применен при вмешательстве в  кризисную ситуацию, не дает возможности клиенту освоить идеи и навыки, которые в будущем помогли бы клиенту самостоятельно справляться с вновь возникшими проблемами такого же рода21 .

Методы и способы реализации психологического консультирования в управлении.

 

Что касается минимально необходимого инструментария консультативной работы, то к основным группам практических умений относят: когнитивные, межличностные, навыки принятия решений, умение использовать имеющиеся ресурсы. В базовые процессуальные умения входят: настройка на работу, наблюдение, эмпатия, активное слушание, установление и сохранение взаимоотношений, умение справляться с аффективными состояниями, баланс между опекой и контролем, рефлексия, поддержка, использование базовых ценностей и знаний. Некоторые авторы выделяют так называемые «центральные качества» - эмпатия, уважение и искренность плюс сбалансированное соотношение поддержки («теплое участие») и активизации (выработка нового ракурса видения клиента или ситуации).

С методологической точки  зрения деятельность в организации  психолога или менеджера по работе с персоналом должна базироваться на психосоциальном подходе. Цель этого подхода - поддерживать равновесие между психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность, в том числе на эффективность и производительность труда. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи -эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации». Психосоциальный подход направлен на снижение уровня стресса и устранение внутреннего или внешнего конфликта в рамках проблемной ситуации посредством длительных поддерживающих, обучающих и развивающих отношений.

Необходимость интегративного психосоциального подхода обусловлена тем фактом, что сотрудники даже с очень хорошими производственными показателями могут характеризоваться социальной дезадаптацией, социально-психологической девиантностью, психологическим дискомфортом или психотравмой, связанными с различного рода причинами - потерей близких, хроническим заболеванием, проблемами в семье или с детьми, конфликтом с сослуживцами, ухудшившимися материально-бытовыми условиями и пр. - или сочетанием всех этих факторов.

Психосоциальное воздействие  начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, его ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и внесемеинои среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя не только работу непосредственно с клиентом, но и с другими референтными для него людьми, сотрудниками, руководством, специалистами, целыми социальными системами. В рамках такой работы руководитель или менеджер по работе с персоналом может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, брокера, наставника и др., но все это - при активном участии клиента.

В качестве инструментария используются 2 основные группы процедур - поддержка и модификация.

Процедуры поддержки включают в себя:

1. Вентиляцию, прояснение: такое облегчение чувств и мыслей, которое позволяет подавленному клиенту сконцентрироваться на решении проблемы.

2. Реалистическое успокаивание - поддерживать контакт человека  с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено;  держать в фокусе оценку внешних  фактов - все это усиливает способности клиента к ориентации в мире реалий.

3. Принятие во взаимоотношениях - позволяет клиенту не защищаться от «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, переутомление, ригидность, стыд по поводу наличия проблемы.

4.  Логическая дискуссия  - позволяет социальному работнику  оценить способность клиента рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, симптомы физической болезни, пессимизм и т.д.

5. Демонстрационное поведение  - можно задавать в качестве примера устойчивости к фрустрации, установления ограничений, видения перспектив, рассуждений, что усиливает силу «Я» клиента, который может эти образцы скопировать и со временем интернализировать.

6. Предоставление информации - повышает мотивацию клиента на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты нате, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает магические ожидания.

7.  Предоставление  советов и опеки - расширяет  понимание, поддерживает собственные усилия клиента по сохранению контроля, уменьшает сомнения и страх перед неизвестным, внушает надежду и способствует возможностям для рефлексии, адаптации и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией.

8.  Средовые воздействия  - помощь с жильем, деньгами, защитой  прав. Добывая необходимые ресурсы, социальный работник показывает способы решения проблемы.

Модифицирующие процедуры также направлены на снижение внешнего давления и на нахождение клиентом решения проблемы:

1. Рефлективное общение  в целях усиления самопознания клиента; помощь клиенту в видении в новом свете их мнений, установок, поведения, чувств, прошлых травм, раннего жизненного опыта, когда взаимоотношения с социальным работником используются в качестве корректирующего эмоционального опыта.

2. Техники конфронтации делают акцент на характерных для клиента особенностях мышления, эмоций, чувств и поступков, поведения.

3. Техники прояснения, главным образом - интерпретация,  например, для акцентирования защитных механизмов .

В самом общем виде, психосоциальное консультирование имеет место тогда, когда оказываемая клиентам помощь предполагает использование как личностных, так и доступных для организации социальных ресурсов.

Начиная с 70-х гг., многие методологи консультативной работы стали говорить о необходимости перехода от ориентации на потребности клиента к ориентации на решение проблем. В последнем случае речь идет не о «приспособлении» или «адаптации», а о том, чтобы помочь клиенту более эффективно и удовлетворительно справляться с теми или иными проблемами жизнедеятельности или межличностных отношений. Именно в это время появился так называемый «проблемно-ориентированный подход», в рамках которого оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами клиентов и их осознанным отношением к этим проблемам.

Проблемы порождаются  неудовлетворенными потребностями  и желаниями, и большинство проблем люди могут решить сами или хотя бы уменьшить их остроту. Но иногда принятие решений блокируется состоянием психики клиента, его окружением или отсутствием средств и ресурсов. Консультант не склонен пессимистически рассматривать своих клиентов как жертв патологии или обстоятельств и верит в их способность преодолеть возникшие проблемы. Консультант должен помочь клиенту осознать свои проблемы и облегчить реализацию действий по их решению. Данная модель ориентирована в основном на настоящее, а не на прошлое, и предполагает изучение психологического и ситуационного контекста данной проблемы.

Заключение.

Как метко заметил  Л. Тобиас22 , деятельность психолога-консультанта в организации направлена на разрешение ее общих проблем с помощью решения проблем частных лиц, и девиз консультативной работы - «Хорошие работники - процветающая фирма». Социально-экономическая ситуация в России в ближайшем будущем, скорее всего, кардинально не улучшится, и, следовательно, многие люди будут находиться под давлением стрессовых факторов разного рода. Очевидно, что наличие в организации профессионального психолога-консультанта могло бы позволить оказывать помощь сотрудникам и, таким образом, опосредованно - организации в целом. В то же время не стоит отчаиваться, если по тем или иным причинам психолога-консультанта в организации нет. При достаточном уровне мотивации и личностно-психологичесокой зрелости функцию психолога-консультанта может принять на себя и менеджер по работе с персоналом.

 

Список литературы:

 

 

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное  и семейное психологическое консультирование. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное  здоровье России». 1994.

2. Кочюнас Р. Основы  психологического консультирования. - М.: Академический проект. 1999.

3. Меновщиков В.Ю. Введение  в психологическое консультирование. - М.: Смысл. 1998.

4.  Нельсон-Джоунс Р.  Теория и практика консультирования. - С.-Петербург: Питер. 2000.

5. Немов Р.С. Основы  психологического консультирования. - М.: Владос. 1999.

6. Принцип активизации  в социальной работе/ Под ред.  Ф. Парслоу. - М.: Аспект Пресс. 1997.

7.  Рид У.Дж. Проблемно-ориентированный  подход//Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского.- М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 329 - 334.

8.  Роджерс К. Взгляд  на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс. 1994.

9.  Тернер Ф.Дж. Психосоциальный  подход // Энциклопедия социальной  работы. В 3-х т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 413- 416.

10.  Тобиас Л. Психологическое  консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. - М.: Класс. 1997.

11. Шульман Л. Консультации//Энциклопедия  социальной работы. В 3-х т./ Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 31 - 34.

12.Моргунов Е. Б. Модели и методы управления персоналом. – М.: бизнес школа «Интер-синтез» 2001

13.Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993

14. McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994.

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс. 1994. с. 81

2 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. c 173

3 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с 178-179

4 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с. 173 - 174

5 .  Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Петербург: Питер. 2000. с. 13 -14

6 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс. 1994. с. 88

7 McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994. с. 2-3

8 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект. 1999. с 7-8

Шульман Л. Консультации//Энциклопедия социальной работы. В 3-х т./ Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 31 - 34.

9

10 . Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». 1994. с 5

11 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Петербург: Питер. 2000. с 15

12 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с. 192

13 Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М.: Владос. 1999. с 22-23

14 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. с 187

15 McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994. с. 80 - 81

16 McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckinghem: Open University Press. 1994.

17 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993. c 184

18 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993 с. 175 - 176

19 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект. 1999. с. 26 - 32

20 Принцип активизации в социальной работе/ Под ред. Ф. Парслоу. - М.: Аспект Пресс. 1997. с. 13

21 Psihology for social workers. Herbert M, Ed. London: BPS books. 1993 с. 175 - 176

22 Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. - М.: Класс. 1997. с. 14 - 15




Информация о работе Психологическое консультирование в управлении