Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа
Делегирование является ключевой деятельностью всякого управляющего. Ее прямой и косвенный эффекты весьма значительны. Делегирование важно как для руководителя, так и для подчиненных.
ВВЕДЕНИЕ
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является важнейшей деятельностью для организации. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. должны быть назначены руководители (менеджеры/управленцы) и определён круг их обязанностей и ответственности.
Фактически, супер крупные организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации.
При помощи делегирования менеджеры подбирают людей для работы и принимают решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник – подчиненный». Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Менеджер должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя.
Делегирование является ключевой
деятельностью всякого
Внешние и внутренние причины противодействия делегированию следующие:
- вы настолько заняты работой (посетители, телефоны, совещания и т.п.), что у вас нет времени на объяснение делегируемых заданий и контроль за ним;
- вы, возможно, сами не
настолько осведомлены о
- вы отказываетесь от
делегирования, поскольку
- вы опасаетесь конфликта со своим начальником, если переадресуете то, что поручено вам;
- вы особенно привержены
определенной задаче или
- вы опасаетесь того, что ваши подчиненные могут решить задачу лучше, чем вы (конкуренция);
- вас тревожить возможность потерять контроль над делом, как только вы его выпускаете из своих рук;
- вы сомневаетесь в
возможностях и способностях
сотрудника и не хотите
- вы боитесь потерять часть своего авторитета и имиджа, если то, что вы до сих пор делали сами, теперь берет на себя ваш сотрудник;
- вы не знаете, как вам
следует реагировать, если
У подчиненных тоже может возникнуть сопротивление делегированию.
Нехватка знания, умения, боязнь критики ведут к неуверенности в своих силах, выражаются в страхе перед ответственностью (что может, в частности, проявиться в отговорках типа: «Я и так завален текущей (ненужной) работой») и в итоге результируются в слабой мотивации. Если вы чувствуете, что ваши подчиненные сопротивляются делегированию задач, то поговорите с ними об этом открыто, обсудите с ними эти проблемы. Попытайтесь найти причины и прийти к совместным решениям (например, разработать меры по стимулированию, заручиться поддержкой начальника и т.д.).
Процесс создания организационной структуры связан с процессом делегирования полномочий.
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Следует иметь в виду, что полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми, т.е. полномочия имеют пределы, которые определяются правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия.
Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Делегирование полномочий означает передачу выполнения производственных, сбытовых и иных задач подчиненным, нижестоящим руководителям. Этот процесс может носить как разовый характер, так и характер генерального делегирования. Передача каких полномочий возможна и необходима. Это зависит то того, каким предприятием менеджер руководит, какие обязанности он выполняет. Есть ряд полномочий, которые не могут быть делегированы, ибо они входят в компетенцию общего собрания акционеров. К ним относятся:
- определение основных направлений развития;
- утверждение отчетов и результатов работы;
- принятие устава и внесение изменений в него;
- избрание членов
- утверждение документов и издание приказов;
- изменение структуры
предприятия, создание
- принятие решения о ликвидации предприятия;
- увольнение сотрудников.
В подготовке данных вопросов участвует не только высшее руководство. Ряд вопросов разрабатываются средним и нижним звеньями управления в зависимости от их компетенции.
Кто и чем занимается в ходе управленческой деятельности?
Президент компании осуществляет общее руководство внутренними и внешними связями предприятия.
Вице-президент по вопросам
организации и управления подчиняется
президенту и организует планирование
и контроль за финансовой деятельностью,
осуществляет перспективное планирование,
рекомендует методы контроля и учета,
анализирует финансовый план, рассматривает
организационную структуру
Вице-президент по административно-
Директор по финансовому
планированию и контролю разрабатывает
процедуру составления
Директор групп по службам управления анализирует деятельность отделов и контроль прибыли и активов, рекомендует структуру организации, кадры для отделов, обучает сотрудников технике финансового анализа, представляет аналитический материал по финансам для вице-президента группы, организует административное обслуживание, обеспечивает связь и помощь различным подразделениям фирмы.
Главные управляющие отделов и служб несут ответственность за проектирование продукта, его производство и сбыт, прибыль и убытки, осуществляет полный контроль за работой персонала.
Управляющие низшего звена организуют и контролируют работу на своих участках.
Как видно, на каждом уровне управления и в каждом подразделении у работников свои определенные полномочия.
Характер, объем полномочий конкретного лица определяется его должностью, тем местом, которое он занимает в структуре организации.
Делегирование полномочий начинается с того, что менеджер проводит ревизию дел, которые он ведет. После этого принимает решение о тех из них, которые можно доверить подчиненным.
Делегирование полномочий играет важнейшую роль, особенно когда возрастает значение человеческого фактора в решении производственных и управленческих задач. Эта роль может быть определена следующим образом:
- делегирование освобождает
руководителя от выполнения
- делегирование является
целенаправленной формой
- делегирование положительно
влияет на мотивацию
Но на практике часто эффективная реализация делегирования затруднена. Причиной этого выступают как руководители, так и подчиненные.
Основные правила
Для вас как для руководителя из необходимости делегирования вытекает целый ряд обязанностей:
- подобрать подходящих сотрудников;
- распределить сферы
- координировать выполнение порученных задач;
- стимулировать и
- осуществлять контроль
рабочего процесса и
- давать оценку своим
сотрудникам (прежде всего,
- пресекать попытки обратного
или последующего
Для подчиненных из делегирования также вытекают специфические обязанности:
- самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность;
- своевременно и подробно информировать руководителя;
- ставить руководителя
в известность обо всех
- координировать свою
деятельность со своими
- повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.
Для менеджера проблема делегирования, несомненно, состоит в том, сколько дел он должен делегировать, чтобы разгрузить себя и высвободить свое время, а в том, сколько дел он может поручить, не предъявляя к сотрудникам чрезмерных требований.
Делегировать в любом случае надо:
- рутинную работу;
- специализированную
- частные вопросы;
- подготовительную работу (проекты и т.п.).
Делегируйте также те важные средне- и долгосрочные задачи из сферы вашей деятельности, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать росту его профессионального уровня.
Не подлежат делегированию:
- такие функции руководителя,
как установление идей, принятие
решений по выработке политики
предприятия, контроль
- руководство сотрудниками, их мотивация;
- задачи особой важности;
- необычные, исключительные дела;
- актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;
- задачи строго доверительного характера.
20 критериев правильного делегирования:
Информация о работе Психология делегирования полномочий и распорядительная деятельность менеджера