Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа
Делегирование является ключевой деятельностью всякого управляющего. Ее прямой и косвенный эффекты весьма значительны. Делегирование важно как для руководителя, так и для подчиненных.
2.3. Цели и задачи
Главную проблему сельского
хозяйства – кадровый голод, - хозяйство
с успехом решает, закладывая в
основу производства заботу о людях,
чьим трудом создается благосостояние
хозяйства, ибо самая совершенная
техника ничто сама по себе. Среднемесячная
заработная плата в 2009 году составила
порядка 10 тыс. рублей, причем полностью
выплачена денежными
Первоочередными являются социальные вопросы, улучшение условий труда, мероприятия по охране труда и технике безопасности.
Основными направлениями
внешней социальной политики предприятия
является создание благотворительной
помощи школам, больницам, учреждениям
культуры. В 2009 году на указанные цели
было выделено 362 тыс. рублей, за 8 месяцев
2010 года - более миллиона. Внутренняя
социальная политика охватывает поддержку
работников и пенсионеров хозяйства:
помощь на погребение умерших родственников,
материальная помощь на лечение, ремонт
жилья, санаторно-курортное лечение,
доставка работников из других населенных
пунктов к месту работы и обратно.
Заботиться предприятие и о состоянии
своих сел: большая часть улиц
имеет асфальтовое покрытие, в
рамках федеральной программы
Несмотря на существенный диспаритет цен, крайне низкий спрос на сельскохозяйственную продукцию, уровень обеспеченности мощностями, техникой, оборотными средствами, трудовыми ресурсами с СПК «Рассвет» остается достаточным для наращивания производства продукции, а при создании нормальных условий на рынке продаж и для дальнейшего укрепления экономики отрасли.
СПК «РАССВЕТ»
Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результатат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Результаты труда с экономической точки зрения проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новизна продукции. Но помимо указанных критериев, эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии:
Рис. 3.1. Критерии эффективности руководства
Основным в хозяйственной
практике является принцип соответствия
затрат и результатов. Затраты определяются
по отношению к экономическим
результатам. Результаты характеризуются
объемом выпуска продукции, добавленной
стоимостью, прибылью и другими показателями.
Отношение «результаты –
- действенность определяется как степень достижения целей системы. Для производственных систем это означает, прежде всего, оценку качества продукции и выполнения плана поставок по количеству и срокам. Иначе говоря, речь идет об ответах на вопросы: «Что, сколько, когда?»;
- экономичность понимается
как соотношение необходимого
и фактического расхода
- качество – это соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;
- прибыльность – соответствие
между доходами и суммарными
издержками. Это соотношение может
быть выражено различными
- внедрение новшеств в
современных условиях является
важнейшей характеристикой
Для повышения эффективности руководства, чтобы предприятие «процветало», руководителю необходимо осуществлять ряд мер, использовать ряд принципов.
В производственной сфере:
- выпуск продукции,
- передовое современное
оборудование, современные технологии
для обеспечения высокого
- снижение себестоимости;
- автоматизация производства;
- квалифицированные кадры;
- контроль качества сырья
и комплектующих узлов от
- разумная финансовая политика.
В организационной сфере:
- ясная организационная
структура, адекватная
- централизация в системе управления, принцип единоначалия;
- компетентные заместители,
разумное делегирование
- наличие службы маркетинга
(анализ спроса продукции,
- разумное и гибкое планирование (стратегический план, бизнес-план, текущие планы);
- перспективные разработки
(патентно-поисковая служба, научно-исследовательские
разработки новой продукции,
- четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
- четкое разделение труда;
- воспитание резерва
- распределение работ
с индивидуальным учетом
- обучение, повышение квалификации кадров;
- четкая информационная
система и связь,
- продуманная система
контроля результатов
- научно обоснованные
нормативы трудоемкости
- коллегиальная форма
принятия управленческих
- поощрение инициативы низовых работников;
- строгая трудовая и производственная дисциплина, основанная на соглашении между фирмой и ее работниками;
- эффективное и гибкое стимулирование работников: а) справедливое материальное вознаграждение по результатам труда (зарплата, премии за высокие результаты труда); б) социальные льготы (жилье, детсады, спорт и культурный отдых, санатории); в) обеспечение хороших условий и организации труда; г) моральное поощрение; д) признание личностной значимости сотрудника; е) возможность личностного роста; ж) принятие правил, норм деятельности; з) требовательность к дисциплине и качеству труда; и) обоснованность, справедливость наказаний; к) конкуренция;
- создание благоприятного
психологического климата в
- индивидуальный подход к подчиненным.
С чем сталкивается менеджер, приняв на себя функции управляющего? Прежде всего, с возможностью принимать и реализовывать свои решения, отдавая распоряжения приказы, указания и т.д. Для этого он должен вступить в руководство, представляющее собой совокупность мер, с помощью которых руководитель или менеджер побуждает подчиненных к действиям, направленным на достижение стоящих перед организацией целей. Тем самым руководитель приводит в соответствие цели своих подчиненных с общефирменными. Чем полнее соответствуют цели, интересы каждого сотрудника общим целям, чем больше сотрудники знают о них, о характере своей работы, работе окружающих, тем лучше они трудятся, проявляют больше ответственности за общее дело, у них меньше недоразумений и конфликтов с руководством, а значит, выше показатели эффективности труда.
К правилам эффективного руководства, проверенным практическим опытом за рубежом и в нашей стране, можно отнести следующие:
- передача (делегирование)
соответствующим структурам
- планирование основных направлений работы с людьми;
- неуклонное стремление к достижению цели;
- четкость и ясность отдаваемых распоряжений;
- соотнесение возможностей
исполнителей со сложностью
- формирование деловой и доброжелательной атмосферы во всех подразделениях фирмы;
- поощрение за лучшие
показатели в работе и
3.1. Ошибка делегирования
В заключение мы хотели бы остановиться
на анализе некоторых типичных ошибок
при делегировании. Знание их может
помочь вам выработать свой собственный
стиль делегирования и
Неумение инструктировать. От того, как подчиненный понял указание, зависит, справится ли он со своей задачей. Инструктирование:
- показывает значимость, важность и ответственность поручаемого дела и тем самым настраивает сотрудника на качественное решение, на серьезное отношение к делу;
- позволяет избежать соблазна объяснить неудачу тем, что «меня плохо проинструктировали».
Фиктивное делегирование. Это ситуация, когда делегируются те задачи, функции и полномочия, которые подчиненные имеют в силу их должностных обязанностей. Для того чтобы этого не случилось и вы своими действиями не дискредитировали себя, прежде чем делегировать, ознакомьтесь с должностными обязанностями сотрудников. А если таковых нет, разработайте их. Это полезно и даже необходимо с многих точек зрения. Удивительно, но факт: многие сотрудники плохо знают (или знают лишь в общих чертах) свои должностные обязанности. Об организации труда в таком коллективе едва ли можно говорить всерьез.
Ошибка в выборе делегата. От этой ошибки никто не застрахован, однако соблюдение правил делегирования сведет возможность и последствия этой ошибки к минимуму.
Ориентация не на дело, а на личности. Ворчливость, несдержанность, излишняя эмоциональность в таком деликатном деле, как делегирование, недопустимы. А хладнокровие и ровные отношения с подчиненными необходимы.
Делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности.
Боязнь «уронить авторитет». Если вы чего-то не знаете, то лучше проконсультироваться у специалиста. Что касается сотрудников, то им можно правдиво признаться, что вы не знаете, как решить данную задачу. Это не нанесет сильного удара по вашему авторитету.
Наиболее опасной ошибкой при делегировании является перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства. Основным координатором деятельности подчиненных является именно руководитель.
Итак, делегирование —
это не способ уйти от ответственности,
а форма разделения управленческого
труда, позволяющего повысить его эффективность.
Делегирование облегчает работу
руководителя, но не снимает с него
обязанности принимать
Информация о работе Психология делегирования полномочий и распорядительная деятельность менеджера