Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:16, контрольная работа
Цель данной работы – выявит психологические аспекты потребления и сбережения.
Введение
1. Сбережения и долг
2. Владение и собственность
3. Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях сберегательного поведения Катоны
4. Три вида сбережений и моделирование сберегательного поведения с использованием психологических переменных
5. Индекс потребительских настроений
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Сбережения и долг
2. Владение и собственность
3. Взаимосвязь
экономики и психологии в
4. Три
вида сбережений и
5. Индекс потребительских настроений
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Казалось
бы, экономисты и психологи не должны
иметь больших разногласий по
поводу основных предпосылок, лежащих
в основе экономических моделей,
поскольку при формулировке своих
гипотез экономисты часто ссылаются
на существующие и проверенные опытом
психологические
К
ссылкам на психологические факторы,
экономисты прибегают и тогда, когда
требуется объяснить отклонение
экономического поведения от того,
которое предсказывается в
Изменение экономических предпосылок в соответствии с представлениями о закономерностях, выявленных в психологической науке, с точки зрения психологов, могло бы значительно улучшить объяснительную и предсказательную силу экономических моделей.
Цель
данной работы – выявит психологические
аспекты потребления и
1. Сбережения и долг
Исследования
относительного распределения дохода
потребителей - важная область экономической
психологии. В основном экономические
теории рассматривают сбережения как
механизм распределения своего дохода
в течение жизни (Modigliani, 1970). Уорнерид
(Warneryd, 1989) указывает, что все экономические
теории, кроме чисто монетаристских,
приписывают определенную роль психологическим
переменам. Эти подходы подчеркивают
влияние личностных черт, таких, как
бережливость, самоконтроль, или считают
психологические механизмы
Исследования задолженности - относительно недавняя и недостаточно развитая область (Lea et al., 1993), которая, однако, приобрела популярность в результате роста личных долгов в Англии в 80-е годы (Curwen, 1990; Hartrop et al., 1987: Leigh-Pemberton, 1989; Parker, 1988). Эти работы отражают введение гибких форм оплаты, что шли рука об руку с развитием гибкой накопительной экономики (Наrvey, 1989). Галбрейт (Galbraith, J.К., 1970) предположила, что сходным образом массовая продажа в кредит развивалась, чтобы обеспечить экономику поточной продукции в предвоенные годы. Лишь недавно появились систематические подходы социальной психологии к проблеме долга (Bertoud & Kempson, 1990, 1992; Ford, 1988, Lehnert, 1977; Livingstone & Lunt, 1992; Sullivan и др., 1989). Ли и др. (1993) полагают, что в этих работах предложен анализ кризиса задолженности, или неправильного использования кредита. В работе делается попытка подвести итоги первой стадии социально-психологического исследования долга. Ли с соавт. Полагают, что следует развести понятие кредита (произвольного или управляемого долга) и неуправляемого долга, который не является обязательным, кризисным долгом. Исследователям предстоит работа над выяснением различных источников и причин долга (Livingstone & Lunt, 1992), чтобы отделить факт существования нищеты от факта изменения психологических представлений о нормах экономической жизни (Lea et al., 1993). Изменения форм и методов получения кредита, а также социального отношения к кредитам предполагает, что определение долга будет нуждаться в постоянной ревизии и переработке. Многообразие потребления показывает, что прямое использование экономических критериев едва ли адекватно для определения уровня благосостояния и требуется более подробное исследование практических обстоятельств долга.
Ливингстоун
и Лунт в 1993 провели исследования,
показавшие, что традиционное разделение
на сбережения и долги неадекватно
в современных условиях. Было обнаружено
много комбинаций различных видов
сбережений и долгов. Стратегии потребления
людей составляют некоторый континуум:
от тех, кто не имеет ни долгов, ни
сбережений - до тех, кто имеет различные
формы того и другого. По-видимому,
тенденция к многообразию форм кредита
и долга будет сохраняться
и в будущем. Потребителю будет
предлагаться все возрастающее многообразие
схем сбережений и кредитов на различные
сроки и на разных условиях.
2. Владение и собственность
Проблема
владения вызывает заметный интерес
в психологической литературе. Многие
авторы пытались понять, как личная
и социальная идентичности связаны
с объектами владения. Камптнер (Kamptner,
1989, 1981) обсуждает значение некоторых
категорий владения, используя интервью
с людьми разного возраста. Основываясь
на работе Чикзентмихали и Рохберг-
Однако
в общем вещи открыты для различных
значений. Чикзентмихали и Рохберг-
Роль материальных предметов как части воображаемого мира была показана в этнографической работе Кофи (Caughey J.L., 1984). Воображаемые функции вещей развиваются как продолжение действия с ними. Торкл (Turkle, 1984) исследовал отношения с такими объектами, как компьютер. Автор полагает, что они могут влиять символически вследствие связи с культурными мифами, в которых вещь выступает носителем тревог, эмоций, раздумий людей.
Принтайс
(Prentice, D.А., 1987) ввел различение между
инструментальными и
В
последнее время наблюдается
смещение исследовательского интереса
с функции вещей как
3. Взаимосвязь
экономики и психологии в
В начале 1940-х годов Дж. Катона в сотрудничестве с командой экономистов и социологов в Мичиганском университете (США) начал использовать психологические теории и методы при изучении экономических проблем. Дж. Катона, в отличие от Г. Тарда, не ставил своей целью заменить экономическую теорию экономической психологией, веря во взаимодополняемость обеих наук. Он полагал, что экономика без психологии не будет успешной в объяснении важных экономических явлений, в то время как психология без экономики лишена шансов на объяснение некоторых из наиболее общих, широко распространенных видов человеческого поведения.
Дж.
Катона полагал, что связь между
психологией людей и экономикой
появляется благодаря тому, что в
экономике, особенно современной, воздействия
«объективных» экономических
Следуя традиции психологических исследований, Дж. Катона твёрдо опирался на эмпирические данные. На основе опросов потребителей Дж. Катона показал, что реакция покупателей на экономические стимулы может быть объяснена и предсказана на основе психологических измерений в комбинации с макроэкономическими статистическими данными. Он предложил модель сберегательного поведения, достаточно простую по своим предпосылкам, которая затем легла в основу влиятельной теории и привлекла значительное количество последователей. В проектах эмпирического исследования психологических аспектов сберегательного поведения Катона исходил из того, что сбережения зависят не только от возможности отложить часть дохода на будущее, измеряемой экономическими переменными, но и от желания это сделать.
Психологические
переменные до работ Дж. Катоны считались
не измеряемыми. Дж. Катона полагал, что
если у исследователей появляется возможность
измерять и предсказывать изменения
психологических переменных, то они
перестанут быть факторами беспорядка
в экономических моделях. Для
этого в современной экономике,
по его мнению, как раз произошли
благоприятные изменения. Во-первых,
возросла роль ожиданий - промежуточного
звена между экономическим