Автор работы: a**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.
Введение
1. Теоретическая глава. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении
1.2 Цели формулирования миссии
1.3 Цели организации и их классификация
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
1.5 Характеристики целей организации
2. Практическая глава. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией
2.1 Разработка миссии и целей компании
2.2 Ошибки при формулировке миссии
2.3 Примеры миссий некоторых крупных компаний
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.
Кроме того, предприятием должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных и новых рынках. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую высокого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже сформированы в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п. [5, с.98]
Производство
охватывает такие виды деятельности
организации, как получение, хранение
и распределение средств
При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля за качеством, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.
Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.
Одним из примеров разработки целей в области качества является Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», разработанный и принятый Техническим комитетом. (Приложение А) Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. В настоящее время, в условиях развитой в России рыночной экономике, с целью поддержки конкурентоспособности на Мировом рынке Международные Стандарты ISO 9004 находят широкое применение в управлении современными предприятиями. ISO 9004 направлен на обеспечение качества продукции и повышении удовлетворенности потребителей. Для оказания методической помощи по улучшению деятельности компании. На основе ISO 9004 менеджеры компаний разрабатывают свои внутрифирменные стандарты предприятия, учитывая конкретную специфику производства. Так, Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит:
-
общие положения: для создания
системы менеджмента качества
требуется стратегическое
-
цели организации: определение
и удовлетворение потребностей
и ожиданий своих потребителей
и других заинтересованных
Подсистема,
связанная с исследованиями и
разработками, реализует цели нововведений
на предприятии. Ее направленность –
это поиск новых видов
Цели подсистемы «Персонал» направлены на работу с трудовым коллективом, включая наем, расстановку, обучение, продвижение и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
Финансовая подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениями и программам). Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок.
В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Из таблицы видно, что указанные подсистемы – это направления управленческой деятельности.
Деятельность
менеджеров носит многоцелевой характер.
Наряду со стратегическими целями и
задачами им приходится решать огромное
количество текущих и оперативных. [5, С.117]
Таблица 2 – Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские разработки (инновации) | Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Менеджмент | Определить
критические области |
Кроме
экономических, перед ними стоят
социальные, организационные, научные
и технические задачи. Наряду с регулярно
повторяющимися, традиционными проблемами
они должны принимать решения по непредвиденным
ситуациям и т.д. Классификация целей (один
из возможных вариантов которой представлен
в таблице) позволяет конкретизировать
задачу целеполагания и использовать
соответствующие механизмы и методы, разработанные
для классов целей.
Таблица 3 – Классификация целей менеджмента
Критерии классификации | Группы целей | |
Период установления | Стратегические
Тактические |
Оперативные |
Содержание | Экономические
Организационные Научные |
Социальные
Технические Политические |
Структурные | Маркетинговые
Инновационные Кадровые |
Производственные
Финансовые Административные |
Среда | Внутренние | Внешние |
Приоритетность | Особо
приоритетные
Приоритетные |
Прочие |
Измеримость | Количественные | Качественные |
Повторяемость | Постоянные (повторяющиеся) | Разовые |
Иерархия | Организации | Подразделений |
Стадии жизненного цикла | Проектирование
и создание объекта
Рост объекта |
Зрелость
объекта
Завершение жизненного цикла объекта |
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей, изображенного на рисунке 4.
С помощью дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
-
общая цель, находящаяся на вершине
графа, должны содержать
-
при развертывании общей цели
в иерархическую структуру
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы из получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
-
фундамент дерева целей должны
составлять задачи, представляющие
собой формулировку работ,
Стрелка
на рисунке 4 показывает, что происходит
декомпозиция целей.
Общая цель (Миссия)
Цели первого уровня
Цели
второго уровня
Рисунок
4 – Иллюстративный пример дерева целей
Количество
уровней декомпозиции зависит от
масштабов и сложности
Важным
моментом целеполагания является моделирование
не только иерархии целей, но и их динамики
в аспекте развития за определенный
период времени. Динамичная модель особенно
полезна при разработке перспективных
планов предприятия, реализующих ее стратегию.
При этом стратегия понимается как общий
комплексный план, предназначенный для
того, чтобы обеспечить осуществление
миссии и трактовать это понятие как набор
«тактика – политика – процедуры – правила»,
которыми руководствуется организация
при принятии управленческих решений.
Иными словами, стратегия отвечает на
вопрос: «Как реализовать миссию, как добиться
поставленных целей?».