Разработка организационной структуры управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой (на примере ООО «Турист»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:15, реферат

Описание

Предметом исследования является структура управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой.
Объект исследования - туристическое агентство «Турист».
Целью курсовой работы является разработка организационной структуры управления в малом бизнесе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры управления объектом 5
1.1 Организационная структура объектом 5
1.2 Характеристика организационных структур управления………………….7
Глава 2 Системный анализ туристического агентства «Турист». 14
2.1 Общие сведения 14
2.2 Краткая характеристика ООО «Турист» 14
2.3 Структура предприятия 19
2.4 Изучения процесса организации форм туризма, предлагаемые туристами……………………………………………………………………22
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Работа состоит из  1 файл

Kursach.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     «Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет» 

     Кафедра макроэкономики,

     экономической информатики и статистики 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     На  тему: «Разработка  организационной  структуры управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой»

     (на  примере ООО «Турист») 

     по  дисциплине: «Теория систем и системный  анализ» 
 

         
 

     Выполнил: студент 529 группы

     Улукшонова Т. Н. 

     Руководитель: Антохонова И.В. 
 
 
 
 

     Улан-Удэ

     2011

Содержание 
 

      

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы построения организационной структуры управления

1.1.Организационная структура управления объектом и ее эволюция 

     Организационная структура управления – это логическое соотношение исполнительских и  управленческих звеньев с учетом их правовых и экономических отношений, форм разделения и кооперации труда. Организационная структура компании включает производственную структуру (характеризует состав производственных подразделений, их специализацию и кооперирование) и структуру управления ( отражает состав управленческих звеньев и отдельных должностных лиц, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненность и взаимодействие). Таким образом, схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними. Различают связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные (между подразделениями одного и того же уровня).

     В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур  управления:

  • линейная,
  • функциональная,
  • линейно-функциональная,
  • дивизиональная,
  • матричная,
  • сетевая (групповой бизнес).

     Как правило, организационная структура отображается в виде органограммы – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы ( подразделения, должностные позиции).

     Первая модель  организационной структуры была разработана Л.Роном Хаббардом в 1965 году, и в основном неизменна до сегодняшних дней. На протяжении почти тридцати лет она подвергалась проверке и небольшим доработкам.

     Основные положения этой модели следующие:

  • Разработка бизнес процессов, необходимые для развития предприятия. Этапы этих бизнес-процессов  отражаются в структуре.
  • Универсальность.  Она подходит, как для небольшой компании, так и для многотысячной корпорации.
  • Непосредственных подчиненных у руководителя любого уровня, может быть не более пяти человек. За каждый этап бизнес-процессов отвечает своё подразделение (всего их семь).
  • Бизнес-процессы предприятия плавно переходят от одного подразделения к другому и завершаются конечным результатом всего предприятия.

     Эволюция организационной структуры управления объектом проходит несколько этапов:

     1 этап. На  начальном этапе структура управления состоит из трех звеньев – это  подразделение, отвечающее за основной производственный (технологический) процесс, финансовое подразделение и общее руководство.

     2 этап.  Функции основного технологического процесса разделяются. Некоторые функции выделяются в отдельные блоки.

     3 этап. На завершающем этапе формирования структуры управления появляются подразделения, отвечающие за развитие, инвестиции, а также корпоративное управление.  
 
 
 
 

1.1.Характеристика организационных структур управления  
 

     Туристская  деятельность — это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка.

     Управление  туристской структурой представляет собой  распределение задач между структурными подразделениями и работниками, в том числе наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристской деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации.

     Организационная структура управления в сфере  туризма, также как в любой другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними — горизонтальные и вертикальные.

     Звенья  управления в туристской организации  определяются ее масштабами. В небольших  туристских организациях с малочисленным  штатом управленческие звенья представлены отдельными специалистами. Крупные туристские организации разделяются на структурные подразделения, ориентированные на выполнение соответствующих функций управления. Связи между структурными подразделениями носят горизонтальный характер.

     Уровни  управления туризмом представляют собой  совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации  и отношения руководства и  подчинения между уровнями разного  уровня.

     Управленческие  задачи менеджеров в сфере туризма, тур-агентов, туроператоров, которые работают на разных уровнях управления, зависят от должности и специализации. Например, менеджер по работе с предприятиями общественного питания заключает договоры с ресторанами, столовыми, кафе в определенном туристском регионе и контролирует их соблюдение. В крупных туристских холдингах, занимающихся туроператорской деятельностью, менеджер может заниматься решением подобного рода задач во всех туристских регионах, с которыми работает организация.

     Вертикальная  зависимость и соподчинение ступеней управления позволяют распределить ответственность за принятие и реализацию управленческих решений между работниками организации.

     На  высшем уровне управления — директором и его заместителями (председателем  совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением) разрабатываются решения стратегического характера, затрагивающие политику организации в сфере развития туристской деятельности, расширения географических маршрутов (например, в туристическом агентстве «Европа» (Москва) в задачу генерального директора входят разработка политики развития организации, выявление перспектив расширения зоны туризма). Помимо этого, руководители осуществляют координирование деятельности своих заместителей — руководителей отделов и других подчиненных. Специфика единоначального или коллегиального управления определяет два подуровня управления — полномочное управление и общее руководство.

     Средний уровень управления обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной руководством высшего уровня, и делегирует определенный объем задач подразделениям и отделам низшего уровня. Специалисты среднего уровня отвечают за подбор работников для выполнения поставленной задачи и обеспечение его необходимыми ресурсами и информацией, осуществляют контрольные функции, так как они отвечают за своевременное выполнение поставленных задач, и проводят мониторинг результатов с целью выявления отклонений от запланированных показателей. Например, руководитель отдела продаж планирует деятельность менеджеров по продажам, устанавливает для них график работы, показатели будущих продаж, оценивает результаты их предыдущей работы, осуществляет текущий и конечный контроль, проводит обучение и информационную поддержку.

     Специалистам  среднего уровня необходимо знать всю специфику туристской деятельности, быть хорошими организаторами, обладать навыками работы с персоналом.

     На  низшем уровне управления менеджеры  выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Они  заняты реализацией еженедельных и ежедневных задач, работают непосредственно с исполнительским персоналом организации и отвечают за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Например, менеджер по рекламе занимается поиском подрядных организаций по изготовлению и размещению рекламы, ставит перед ними конкретные задачи, заключает с ними договоры, контролирует их деятельность, отвечает за качество рекламного продукта.

     В небольших турфирмах иногда отсутствует  низший уровень управления в силу немногочисленности персонала. Его функции выполняют управленцы среднего уровня.

     Многоуровневая  структура управления в туристской организации целесообразна при: разветвленной сети обслуживания и  большом географическом охвате, большом  числе работников. В менеджменте туризма выделяют следующие основные организационные структуры управления: линейную, функциональную и линейно-функциональную.

     Линейная  организационная структура управления основывается на принципе единства распределения  поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Туристскую организацию возглавляет руководитель, в его подчинении находятся заместители — руководители линейных подразделений. Они наделены всеми полномочиями для реализации единоличного руководства своими подчиненными, однако не могут связываться друг с другом непосредственно. Такую структуру часто называют однолинейной. 

     

     Рис.1. Линейная организационная структура управления туризмом 

     К преимуществам линейной структуры  управления можно отнести: простое построение; однозначное определение задач, компетенции, ответственности; жесткое руководство органами управления, единоначалие; один канал коммуникации; оперативность и точность управленческих решений.

     Но  для этой структуры характерны: затруднительные связи между инстанциями; концентрация власти на верхнем уровне управления; сильная загрузка средних уровней управления; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка персонала информацией; отсутствие гибкости.

     Линейная  структура управления используется в малых туристских организациях при отсутствии широких кооперационных связей между ними. Функциональная организационная структура управления основывается на принципе функционального разделения труда, в соответствии с которым в организации создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности, например отделы маркетинга, планирования, работы с клиентами и т.д. Общая задача управления организацией, начиная со среднего уровня, делится по функциональному критерию. Также здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Такую организационную структуру часто называют многолинейной. 

Информация о работе Разработка организационной структуры управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой (на примере ООО «Турист»)