Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:52, реферат
Разработка и реализация кадровой политики одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.
Разработка организационной структуры службы управления персоналом
Введение
Разработка и реализация кадровой политики одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.
По своему статусу руководитель подразделения должен уметь смешивать материальные факторы производства с живым трудом. Для него люди - основной объект деятельности, а его задача - сформировать новое видение своей организации и вдохновить людей на совместное движение к новой цели как к цели собственной жизни.
Сущность управления персоналом,
включая наемных работников, работодателей
и других владельцев предприятия
заключается в установлении организационно-экономических,
социально-психологических и
Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения и
списка использованных источников и
литературы. Я рассмотрела такие
вопросы, как: понятие, сущность, функции
и основные особенности процесса
управления персоналом. Целью курсовой
работы является комплексное изучение
организационной структуры
Основными задачами работы являются:
1. изучение теоретических
основ деятельности службы
2. исследование функций
и структурной организации
3. разработка структуры службы управления персоналом.
Глава 1. Служба персонала в системе управления
Нечеткие требования в
области задач подрывают
Стивен Кови[1]
1.1. Система управления персоналом (сущность, понятия) и её значимость на предприятии
Служба управления персоналом - совокупность подразделений организации, выполняющих функций системы управления персоналом.[2]
Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).
На данный момент существует терминология, свойственная различным школам управления. Наиболее часто встречаются такие термины, как:
personnel administration - управление кадрами (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование людских ресурсов предприятия), отношения между административным персоналом и подчиненными, человеческие отношения в промышленности;
personnel management - руководство кадрами (включая подбор, подготовку, условия труда, оплату, вопросы техники безопасности), трудовые отношения, взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками;
personnel relations - управление кадрами и т.д.
Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.
Ориентация на управление
человеческими ресурсами меняет
задачи управления, функции и структуру
соответствующих служб на предприятии.
Так, одной из важнейших функций
управления персоналом в связи с
возросшей ролью человеческого
фактора в современном
Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений.
Это стало аргументом для некоторых ученых при выделении управления человеческими ресурсами в особое направление менеджмента, когда акцентируется внимание на стратегических аспектах решения проблемы трудообеспеченности предприятия, на социальном развитии кадров, в то время как "управление персоналом" рассматривается ими как текущая оперативная работа с кадрами .
Огромные надежды руководства для обеспечения процветания компании возлагаются на собственные возможности, умение, инициативу и предприимчивость, а более точно – на тот кадровый потенциал, который создан и который предстоит модернизировать с учетов все новых постоянно меняющихся потребностей рынка.
В большинстве компаний на определенном этапе развития появляется необходимость в специалисте по кадровому менеджменту. Он определяет, какие мероприятия в области подбора, обучения, оценки персонала необходимо проводить для достижения целей данной организации. Это наиболее распространенная причина создания службы персонала, но существуют и другие мотивы, подталкивающие руководство к формированию HR-отдела компании.
Задачи, стоящие перед HR-службой, также определяются стадией развития организации. А именно, стадии формирования, роста, стабилизации и спад прямым образом влияют на перечень задач, решаемых службой персонала.
«Формирование. Молодая компания
характеризуется неформальной атмосферой
и небольшим количеством
Рост. Количество сотрудников
возрастает, формируется внутренняя
структура компании, разрабатываются
полномочия и ответственность отделов
и персонала. На первое место выходят
интенсивный поиск и отбор
кадров, разработка правил и положений,
возникает потребность в
Стабилизация. Компания стремится удержать достигнутые позиции. Появляются поддерживающие бизнес - отделы, меняется структурный состав работников. Управлением персонала решаются новые задачи, внедряются новые технологии адаптации, оценки, формирования социального пакета и др. Происходит формализация и регламентация процедур и политик.
Спад. Сокращение деятельности
компании, уменьшение потока инвестиций
и финансирования приводит к сокращению
персонала, ликвидации социальных программ,
проблемам мотивации
Таким образом, наглядно прослеживается зависимость функций и задач службы управления персоналом от стадии жизненного цикла организации.
1.2. Организационная структура службы управления персоналом
Организационная структура службы персонала зависит от структуры предприятия и от бизнес-задач, стоящих перед компанией и HR-отделом.[4]
Структура управления организацией или организационная структура — одно из ключевых понятий развития управления. Оно тесно связано со стратегическими целями, функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации. В рамках структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.[5]
Существуют разные виды организационных структур служб управления персоналом: линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры.
Элементарная линейная структура службы УП существует, как правило, в небольших организациях. Она предполагает наличия двух уровней управления: верхний – руководитель и нижний – исполнители. Более сложная линейная организационная структура означает выделение нескольких уровней: руководитель организации, начальник отдела кадров, руководитель сектора подготовки персонала.
При функциональной организационной структуре происходит функциональное разделение управленческого труда, функций управления, специализация, подчинение функциональным руководителям нижестоящих подразделений.
Линейно-функциональная структура предполагает коллегиальную подготовку решения и его принятие первым руководителем, который несет ответственность за выполнение решения.
При матричной системе
создаются временные группы специалистов.
Специалисты находятся в
В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. Приведем несколько таких вариантов
Вариант 1 – рис. 1(см. Приложение).
Структурная подчиненность
Вариант 2 – рис. 2(см. Приложение).
Структурное подчинение службы управления
персоналом в качестве штабного отдела
общему руководству организации. Такая
структура приемлема в
Вариант 3 – рис. 3 (см. Приложение).
Структурная подчиненность
Вариант 4 – рис. 4 (см. Приложение).
Организационное включение
В зависимости от структуры предприятия HR-служба может быть единой и разрозненной.
Единая служба персонала существует в компаниях, которые полностью или большей своей частью расположены в одном месте. В такой организации HR-служба является одним из многих подразделений и осуществляет большинство HR-функций в зависимости от своей текущей роли.
Ситуация (разрозненный офис), когда подразделения компании территориально находятся в разных районах или городах, прямым образом влияет на организационную структуру службы персонала.
Задачи, стоящие перед службой персонала, определяют численность и должности сотрудников службы персонала».
Место и структура службы управления персоналом в общей структуре организации также различно в зависимости от масштабов предприятия.
Глава 2. Разработка организационной структуры службы управления персоналом
2.1 Функции и структурная организация службы управления персоналом
Службы управления персоналом современных компаний выполняют весь комплекс работ, связанных с людьми на производстве, т. е. единство объекта определяет централизацию функций по управлению персоналом.
Перечислим функции
• определение потребности в персонале, как текущей, так и на перспективу;
• разработка разделов бизнес-плана "Персонал" и "Управление", их балансировка с другими разделами и обеспечение выполнения;
• разработка комплексных целевых программ развития персонала, увязка их по срокам, ресурсам и исполнителям и обеспечение реализации;
• организация и осуществление анализа содержания труда, аттестации рабочих мест и разработки профессио- и психограмм, определяющих требования рабочего места к работнику;
• разработка систем проверки профессиональных и личностных качеств претендентов на занятие вакантных рабочих мест;
• анализ разделения, организации и нормирования труда, разработка предложений по их совершенствованию;
• разработка документов, определяющих трудовые отношения на предприятии: коллективных договоров, положений о персонале, трудовых распорядков, положений о подразделениях, должностных инструкций, памяток и инструкций, отражающих культуру предприятия, трудовых соглашений (контрактов), обеспечение их согласования и утверждения;
• организация подбора персонала на основе профессио- и психограмм, должностных инструкций, положений о подразделениях, разработанных систем профессиональных и личностных тестов и испытаний;
• планирование карьеры работников, обеспечение перемещений, организация системы кадрового резерва и работы по улучшению адекватности качеств претендентов требованиям рабочего места;
• организация и обеспечение работы по развитию персонала, повышению квалификации и переквалификации работников с использованием как потенциала предприятия, так и сторонних образовательных учреждений; разработка учебных программ;
• проведение исследований по выявлению мотивации работников к труду и разработка мероприятий по повышению удовлетворенности трудом;
• разработка систем группового
и индивидуального
• проведение исследований социально-психологического климата в коллективах, качества трудовой жизни, стиля руководства и отношения работников к руководителям;
• проведение мероприятий по повышению творческого уровня работников, развитию инновационного поведения;
Информация о работе Разработка организационной структуры управления персоналом