Разработка организационной структуры управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:52, реферат

Описание

Разработка и реализация кадровой политики одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.

Работа состоит из  1 файл

Разработка организационной структуры службы управления персоналом.docx

— 58.46 Кб (Скачать документ)

1. Экономические показатели.

2. Заработная плата (по  категориям работающих).

3. Распределение численности  работников по размерам начисленной  заработной платы за февраль,  май, август, ноябрь.

4. Движение работников  и наличие вакансий (по полу, возрасту, категориям работников).

5. Подготовка и повышение  квалификации кадров (первоначальное  обучение, переподготовка, повышение  квалификации, затраты на эти  мероприятия).

6. Финансовые показатели (краткосрочная кредиторская задолженность  по оплате труда, по социальному  страхованию и обеспечению, краткосрочная  дебиторская задолженность).

7. Производственный травматизм (численность пострадавших, в том  числе со смертельным исходом,  профзаболевания, затраты на возмещение  вреда по видам).

2.3 Результаты и эффективность  деятельности службы управления  персоналом

Повторим в общих чертах элементы кадровой политики в организации, обратив внимание как на потенциальную  экономическую выгоду для бизнеса, имеющуюся в каждом элементе, так  и социальную эффективность, полезную для персонала, создающую поле для  партнерства. Сама возможность вести  анализ элементов кадровой политики в терминах полезности, эффективности  представляется условием, позволяющим  убедить бизнес в необходимости (по критерию выгодности, т. е. из прагматических соображений) ценить и достойно относиться к персоналу.

Итак, вот элементы политики в области управления персоналом через призму социальной и экономической  эффективности:

• анализ содержания труда  персонала как вид деятельности, обеспечивающий получение научно-методической базы для реализации всех остальных  элементов системы управления персоналом, способствующий созданию системы обоснованных требований рабочего места к работнику.

• планирование и прогнозирование  потребности в персонале и определение источников ее удовлетворения. Потребность в персонале должна быть увязана с перспективами развития организации, поскольку процесс привлечения качественных работников длительный. Он связан с подготовкой, переподготовкой, инвестициями, анализом внутреннего и внешнего рынка труда.

• подбор персонала. Этот процесс предусматривает разработку и реализацию программ приемочных испытаний и испытаний в период испытательного срока, основанных на научно обоснованных требованиях.

• адаптация. Этот процесс  должен восприниматься как многоплановый, сложный. Затраты на разработку и  реализацию программ ускорения производственной, психофизиологической и социальной адаптации окупаются за счет снижения сроков выхода новичка на уровень  полноценного работника.

• профориентация. Постоянное образование вакансий на крупном  предприятии, уникальность каждого  работника и динамика их развития приводит к несоответствию между  возможностями и ожиданиями работников и требованиями занимаемых ими рабочих  мест.

• планирование карьеры и развития. На основе параметрических описаний требований рабочих мест, качеств работников и их пожеланий разрабатываются индивидуальные программы развития потенциала работников и организация повышения уровня их профессионализма. Особого внимания требуют процессы развития креативности, творческого поведения работников, создания на предприятии атмосферы творчества.

• анализ факторов, определяющих поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов. Эта деятельность связана с мониторингом социально-психологического климата коллектива, исследованием социально-психологических факторов снижения продуктивности групп и отдельных работников, формированием эффективных команд, заботой о формировании и воспроизводстве культуры организации;

• мотивация и стимулирование (в особенности творческого отношения  к труду, развития потенциала работников). Исследование постоянно меняющихся диспозиций мотивов поведения позволяет  определить направления стимулирования, приводящие к наибольшей отдачи.

• обучение. Это и повышение  квалификации, и переквалификация, и повышение уровня общего образования  как залог развития личности, роста  потенциала.

• разработка системы оценок, результатов деятельности трудовых коллективов и отдельных работников, нацеливающих, их на достижение конечных целей организации. Только в обстановке открытого и честного диалога работников и администрации возможна идентификация интересов работника с судьбой организации и полная отдача.

• оценка результатов и  аттестация работников. Цели и подходы  здесь, в принципе, аналогичны рассмотренным  выше; результаты аттестации работников служат основой для оценки уровня их соответствия требованиям рабочего места, определения перспектив продвижения  и направлений развития работника  как профессионала и личности, лучшего использования его потенциала;

• организация и нормирование труда. Этот аспект трудовой жизни существенно  влияет на отношение к труду, чувство  справедливости, на степень конфликтности  в коллективе, а через них - на производительность труда и его  результаты;

• аттестация и рационализация рабочих мест. Данная деятельность позволяет получить объективную оценку материальных факторов производства, определить уровень их морального и физического износа, определить "узкие места" в работе оборудования, перспективы его совершенствования, выявить материальные резервы производства (в том числе, что можно реализовать на сторону, какие помещения сдать в аренду и т. п.);

• охрана труда и обеспечение  его безопасности. Данная деятельность рассматривается работниками как  забота организации об их здоровье.

• деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала, разработка документов, определяющих трудовые отношения. Надежная правовая основа взаимодействия персонала и администрации, разработанная в процессе честных и открытых переговоров, является залогом спокойствия и стабильности коллектива, его осознанного восприятия интересов бизнеса и согласия с ними;

• учет персонала и отчетность перед вышестоящими и государственными органами трудоустройства и занятости. Эта деятельность направлена на балансировку и планирование развития рынка труда, на принятие своевременных мер для  снижения негативных последствий от увольнения работников.

• контроль трудовой дисциплины. Эта административная мера обычно не требуется в отношении добросовестных, хорошо мотивированных работников. В японских фирмах персонал просто не понимает, как можно, придя на работу, заниматься чем-то посторонним или бездельничать;

• участие в системе  внутрифирменного аудита в части  исследования личностных качеств и  обстоятельств жизни работников, способных подвигнуть его на совершение действий в ущерб организации.

Значительное внимание персоналу  организации уделяют консалтинговые компании, занимающиеся проблемами исследования различных аспектов управления и  деятельности фирм и выработкой рекомендаций по совершенствованию и развитию. Сейчас управленческое консультирование представляет собой достаточно развитую и прогрессивную область деятельности ученых и практиков, а должности  подобных консультантов считаются  весьма престижными. Ведь именно консультирование считается наиболее сложным из видов  деятельности по персоналу. В нашей  стране пока развиваются только направления  финансового консультирования, консультирования в области бухгалтерского учета  и права.

 

Глава 3. Анализ исследований по совершенствованию и развитию деятельности службы управления персоналом

Проблемы персонала, обеспеченности рабочей силой рассматриваются  и как самостоятельные, и в  качестве неотъемлемых элементов других сфер деятельности. В частности, по каждому направлению деятельности анализируются Положения о занятых  в нем подразделениях, элементы корпоративной  культуры, проявляющиеся в данной сфере, а в такой предметной области, как исследования и разработка, анализируются  личностные характеристики управленцев, а также количество, квалификация, опыт, достижения и мотивация персонала.

Критическим моментом в области  людских ресурсов считается влияние  кадровой политики на деятельность и развитие организации. Элементами кадровой политики считаются критерии, применяемые к подбору, найму, повышению квалификации, поощрению и определению вознаграждения персонала.

В такой предметной деятельности, как "Управленческие системы и  практическая деятельность", анализируется, в числе прочих, менеджмент фирмы (ключевые сотрудники с их профессиональными  и личностными профилями, отношением к переменам, мотивацией) и элементы организационной культуры типа ценностей  и традиций, привычек и ритуалов, преобладающего стиля управления, степени  участия в нем сотрудников. В  число показателей общей эффективности  деятельности фирмы включен показатель "обеспечение занятости".

Все показатели, являющиеся предметом анализа консалтинговых фирм, по большому счету являются показателями результатов деятельности службы управления персоналом.

Качество персонала - основной фактор достижений организации ее неудач, а как раз этими проблемами должна заниматься служба управления персоналом.

Показатели текучести, уровня абсентеизма, стажа работы на предприятии  позволяют судить об удовлетворенности  работников трудом. О ее степени  можно судить также на основании  специальных исследований, методология  которых разработана в рамках наук - психологии, социологии, социальной психологии.

В деятельности службы Управления персоналом имеется не только значительный объем работ по использованию  социально-психологических факторов эффективности, но и появляется большая  группа специфических показателей, отражающих результаты этой деятельности.

Их выявление связано  с применением методов социально-психологического исследования, а перечень - достаточно обширен: отношение к труду или  степень удовлетворенности им, преобладающие  формы трудового поведения, преимущественный стиль руководства и отношение  к нему работников, социально-психологический  климат, самоощущение работников, степень  гордости за свою фирму, за свой труд, уровень  производительности труда, наличие  и поведение неформальных групп.

Многие показатели правомерно рассматривать как интегративные, многие - как частные, дополняющие; они  пригодны для оценки качества трудовой жизни любого субъекта организации - личности, группы, всего коллектива. К этой же группе можно отнести  и уровень абсентеизма (прогулов), заболеваемости работников (при низком качестве трудовой жизни работники используют малейшее недомогание как повод, чтобы не ходить на работу).

Показатель отношения  к труду может рассматриваться  как интегративный, поскольку оно  зависит от многих элементов трудовой жизни: особенностей производственной среды (содержание и условия труда  всех видов, оплата и стимулирование, обогащение труда, стиль руководства  и методы принятия решений, причастность работников, целевое управление), особенностей жизни работника вне предприятия, его социального статуса, уровня притязаний, диспозиции мотивов трудового  поведения, ценностных ориентации и  т. п.

Отношение к труду как  явление, кроме зависимости от целого ряда условий, представляет собой еще  и единство трех компонентов:

1) мотивационного, связанного  с мотивационным ядром личности  работника; 

2) реального трудового  поведения, определяемого трудовыми  достижениями и отношением к  средствам производства, к коллегам;

3) оценочного, отражающего  субъективные переживания работника  по поводу тех или иных сторон  трудовой жизни. Зная о всех этих сложностях и владея методами социально-психологического исследования, можно выявить не только уровень этих показателей, но и факторы, максимально влияющие на качество трудовой жизни.

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в современных условиях, на рынке труда происходят серьезные изменения, которые требуют соответствующих корректив в таких сферах, как отношение к работникам, политика их привлечения, удержание и мотивация.

Таким образом, можно сделать  вывод, что службы управления персоналом выполняют обширный комплекс работ, связанных с кадровым составом предприятия. Также выделение «управления  персоналом» в особую функцию  помогает организации в достижении ее целей, способствует росту конкурентоспособности  и эффективности.

Определенно, служба управления персоналом выполняет множество  функций, связанных с анализом содержания труда на предприятии, подбором и  адаптацией персонала, стимулированием  развития работников, их обучением  и урегулированием конфликтных  ситуаций в коллективе организации  и поэтому, в штате службы управления персоналом должны быть специалисты, способные  выполнять все перечисленные  функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные  аналитики.

В ходе теоретических исследований я выявила современные особенности  работы с персоналом предприятия, проанализировала особенности отбора сотрудников  для кадровой службы, функции её деятельности и эффективность работы службы управления персоналом.

Следовательно, организационная  структура службы управления персоналом определяется как объективными факторами (размером предприятия и объемом  выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы управления персоналом), так и субъективными (отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу).

 

Список использованных источников и литературы

Литература:

1.  Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала : учебное пособие / Г.Х. Бакирова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 439 с.

2.  Оценка персонала: Методическое пособие Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». - 2006. - 63 с.

Информация о работе Разработка организационной структуры управления персоналом