Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание

Цель – изучение социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать формирование и развитие социальных отношений в российских условиях;
- изучить содержание конфликтности в трудовом коллективе, под влиянием которого формируются и развиваются социальные отношения;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социальных отношений в системе управления
1.1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции 5
1.2. Социальные отношения в трудовом коллективе 8
1.3. Коллектив как социально-психологическая характеристика социальных отношений 12
1.4 Понятие и сущность системы управления предприятием 17
2. Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений
2.3 Методы и методики исследования социальных отношений в трудовом коллективе 32
2.4 Обработка и интерпретация полученных данных 34
Заключение 38
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ИСУ.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3

1. Теоретико-методологические  основы исследования социальных отношений в системе управления

1.1.Трудовой коллектив:  определение, свойства, классификация, функции    5

1.2. Социальные отношения  в  трудовом коллективе                                         8

1.3. Коллектив как социально-психологическая  характеристика социальных отношений                            12

1.4 Понятие и сущность системы управления предприятием           17                                                                                     

2. Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений

2.3 Методы и методики исследования социальных отношений в трудовом коллективе                   32

2.4 Обработка и интерпретация  полученных данных            34

Заключение                  38

Список  использованных источников              40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы экономики, организации и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений  трудовых коллективов.

Исторически сложилась  система общественного разделения труда.  Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как  индивидуально,  так  и коллективно, объединяясь в различного типа организации,  компании,  фирмы  и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее  включаться  в систему  общественного  производства,  создавать  более  крупные  и   мощные  социально-производственные системы по сравнению  с  индивидуальной  системой труда.

Общую картину взаимодействия  между  людьми  в  трудовых  коллективах дополняют   личные   взаимоотношения.   Взаимоотношения   –   это    система взаимосвязей людей между собой в различных  группах.  Взаимоотношения  могут быть  официальными  и  неофициальными,  деловыми  и  личными.  Межличностные взаимоотношения людей связаны с  общественными  отношениями  и  определяются ими. Особенности поведения человека  в  коллективе,  результаты  его  работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы,  формируют  у каждого из них  отношение  к  этому  человеку,  и  таким  образом  в  группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями  по горизонтали   (с   товарищами)   и   по   вертикали    (с    руководителями) рассматривается как важный показатель социально-психологического климата в трудовом коллективе.  Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с  частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно  связанных  с  работой,  а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от  работы  время. В самой официальной обстановке  между  людьми  так  или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу  в  коллективе, на общий характер взаимоотношений в группе.

В сложной системе  взаимоотношений взаимодействий в  трудовом коллективе  люди   занимают  определенные   позиции, основанные   на  их неофициальном личном авторитете  в  данной  группе  людей.  Таким  образом, трудовой  коллектив – это система связанных между собой официальных  позиций,  занимая  которые  работники обладают   определенными правами и обязанностями.

Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.

В России в настоящее  время достаточно глубоко исследованы проблемы социально-трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.

Методологические подходы, к рассмотрению различных аспектов  социальных отношений нашли отражение в работах отечественных авторов В.В.Адамчук, Б М. Генкина, Н.В.Гришина, В.А.Дятлова, А.Я.Кибанова, Е.В. Руденского и др.

Цель – изучение социальных отношений в трудовом коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;

- исследовать  формирование и развитие социальных отношений в российских условиях;

- изучить содержание конфликтности в трудовом коллективе, под влиянием которого формируются и развиваются  социальные отношения;

Объект исследования – социальные отношения в отделе системного обеспечения и технической поддержки.

Предмет исследования –  стратегия поведения членов трудового коллектива.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

1.1 Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции

 

Психологически развитым коллективом считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Малая группа, чтобы называться коллективом, должна соответствовать весьма высоким требованиям [8,90]:

- успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);

- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

- создавать для каждого своего члена возможность развития личности;

- быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов, по мнению Б.Д.Парыгина [12, 92]:

1) взаимная ориентация  – этот этап заключается в  самопрезентации, наблюдении друг  за другом, попытках понять для себя важные свойства партнеров. Это этап невысокой работоспособности группы. Мероприятия, сокращающие эту фазу – организация встречи с изложением цели группы и функций ее членов;

2) эмоциональный подъем  – определяется преимуществом  контактов, оживленных новизной ситуации;

3) спад психологического  контакта – возникает потому, что люди приступают к совместной  деятельности, в которой обнаруживаются  не только достоинства, но и  недостатки. Формируется некоторая взаимная неудовлетворенность;

4) подъем психологического контакта.

Итак, коллектив –  это общность людей, в основе жизнедеятельности  которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно-значимыми.

Трудовой коллектив  является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.

Все трудовые коллективы имеют общие свойства, отмечает Ш.М.Закиров [9,87]:

- наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;

- организационная оформленность в рамках социального института;

- общественно-политическая значимость деятельности;

- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;

- социально-психологическая общность членов коллектива;

- управляемость;

- наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.

В основу классификации  трудовых коллективов может быть положено несколько критериев, в  соответствии с которыми они могут быть подразделены следующим образом [9,95]:

а) по формам собственности (государственные, частные и т.п.);

б) по сферам деятельности (производственные и непроизводственные);

в) по времени существования (временные и постоянные);

г) по стадии развития (формирующиеся, стабильные, распадающиеся).

д) по подчиненности (основной, первичный, вторичный).

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции[2,56].

1. Функция управления  производством – осуществляется  через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении.

2. Целевая – производственная, экономическая: выпуск определенной  продукции, обеспечение экономической эффективности деятельности и т.д.

3. Воспитательная –  осуществляется методами социально-психологического  воздействия и через органы  управления.

4. Функция стимулирования  эффективного трудового поведения  и ответственного отношения к  профессиональным обязанностям.

5. Функция развития  коллектива – формирование навыков  и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности.

6. Функция поддержки  рационализаторства и изобретательства.

С содержательной стороны  трудовой коллектив определяют как такую общность, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть.

Лидерскую группу представляют члены трудового коллектива, на которых  функционально возложена функция  руководства, или член коллектива, который  в силу своих личностных качеств  пользуется авторитетом у большинства других его членов.

Ядро составляют те члены  трудового коллектива, которые уже  утвердились в коллективе, идентифицировались с ним, то есть, являются носителями коллективного сознания, норм и ценностей.

Периферийную часть  структуры трудового коллектива образуют те его члены, которые либо недавно включились в систему коллективных отношений и еще не идентифицировались с ней, либо присутствуют в коллективе лишь функционально. Именно эта часть коллектива в первую очередь является объектом «манипулирования» со стороны лидера.

 

1.2 Социальные отношения в  трудовом коллективе

 

Работники предприятия  представляют собой организационно оформленную общность людей, которая  образует его социальную организацию. Такая организация представляет собой систему социальных групп, выполняющих специфические производственные функции и взаимодействующих для достижения определенной цели. Она регулирует свой состав и взаимоотношения между группами работников с помощью иерархической структуры власти.

Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям [8,115].

Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.

Взаимоотношения членов трудового коллектива как высшей стадии развития социальной группы можно  структурировать по нескольким направлениям: социальная структура может быть представлена такими категориями как рабочие (в том числе квалифицированные и неквалифицированные), служащие, специалисты и руководители; функциональную структуру представляют таким образом: работники преимущественно физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно умственного труда (административно-управленческий персонал, производственно-технический персонал).

Производственно-функциональные отношения  вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности:

- отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение;

- отношения по вертикали (организационно-управленческие), т.е. отношения между руководителями и подчиненными.

Важна и социально-демографическая  структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для руководителя чрезвычайно важно правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. При формировании также должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской психологии накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. В своей работе: женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты; мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

Социально-организационная структура  формируется общественными органами, функционирующими на предприятии. Это  профсоюз, молодежные объединения, научно-технические  общества, общества изобретателей и  рационализаторов, советы бригад и др.

В профессионально-квалификационной структуре коллектива выделяют следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, работники со средним специальным образованием, с высшим образованием.

Информация о работе Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений