Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель – изучение социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать формирование и развитие социальных отношений в российских условиях;
- изучить содержание конфликтности в трудовом коллективе, под влиянием которого формируются и развиваются социальные отношения;
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социальных отношений в системе управления
1.1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции 5
1.2. Социальные отношения в трудовом коллективе 8
1.3. Коллектив как социально-психологическая характеристика социальных отношений 12
1.4 Понятие и сущность системы управления предприятием 17
2. Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений
2.3 Методы и методики исследования социальных отношений в трудовом коллективе 32
2.4 Обработка и интерпретация полученных данных 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования социальных отношений в системе управления
1.1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции 5
1.2. Социальные отношения
в трудовом коллективе
1.3. Коллектив как социально-
1.4 Понятие и сущность системы управления
предприятием
17
2. Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений
2.3 Методы и методики исследования социальных отношений в трудовом коллективе 32
2.4 Обработка и интерпретация полученных данных 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы экономики, организации и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически сложилась система общественного разделения труда. Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально-психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер взаимоотношений в группе.
В сложной системе взаимоотношений взаимодействий в трудовом коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей. Таким образом, трудовой коллектив – это система связанных между собой официальных позиций, занимая которые работники обладают определенными правами и обязанностями.
Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
В России в настоящее время достаточно глубоко исследованы проблемы социально-трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.
Методологические подходы, к рассмотрению различных аспектов социальных отношений нашли отражение в работах отечественных авторов В.В.Адамчук, Б М. Генкина, Н.В.Гришина, В.А.Дятлова, А.Я.Кибанова, Е.В. Руденского и др.
Цель – изучение социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать формирование и развитие социальных отношений в российских условиях;
- изучить содержание конфликтности в трудовом коллективе, под влиянием которого формируются и развиваются социальные отношения;
Объект исследования – социальные отношения в отделе системного обеспечения и технической поддержки.
Предмет исследования – стратегия поведения членов трудового коллектива.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Психологически развитым коллективом считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Малая группа, чтобы называться коллективом, должна соответствовать весьма высоким требованиям [8,90]:
- успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);
- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
- создавать для каждого своего члена возможность развития личности;
- быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов, по мнению Б.Д.Парыгина [12, 92]:
1) взаимная ориентация
– этот этап заключается в
самопрезентации, наблюдении
2) эмоциональный подъем – определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации;
3) спад психологического
контакта – возникает потому,
что люди приступают к
4) подъем психологического контакта.
Итак, коллектив –
это общность людей, в основе жизнедеятельности
которой лежит ценностно-ориент
Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.
Все трудовые коллективы имеют общие свойства, отмечает Ш.М.Закиров [9,87]:
- наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;
- организационная оформленность в рамках социального института;
- общественно-политическая значимость деятельности;
- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
- социально-психологическая общность членов коллектива;
- управляемость;
- наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.
В основу классификации трудовых коллективов может быть положено несколько критериев, в соответствии с которыми они могут быть подразделены следующим образом [9,95]:
а) по формам собственности (государственные, частные и т.п.);
б) по сферам деятельности (производственные и непроизводственные);
в) по времени существования (временные и постоянные);
г) по стадии развития (формирующиеся, стабильные, распадающиеся).
д) по подчиненности (основной, первичный, вторичный).
Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции[2,56].
1. Функция управления
производством –
2. Целевая – производственная,
экономическая: выпуск
3. Воспитательная –
осуществляется методами
4. Функция стимулирования
эффективного трудового
5. Функция развития
коллектива – формирование
6. Функция поддержки
рационализаторства и
С содержательной стороны трудовой коллектив определяют как такую общность, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть.
Лидерскую группу представляют
члены трудового коллектива, на которых
функционально возложена
Ядро составляют те члены трудового коллектива, которые уже утвердились в коллективе, идентифицировались с ним, то есть, являются носителями коллективного сознания, норм и ценностей.
Периферийную часть структуры трудового коллектива образуют те его члены, которые либо недавно включились в систему коллективных отношений и еще не идентифицировались с ней, либо присутствуют в коллективе лишь функционально. Именно эта часть коллектива в первую очередь является объектом «манипулирования» со стороны лидера.
1.2 Социальные отношения в трудовом коллективе
Работники предприятия представляют собой организационно оформленную общность людей, которая образует его социальную организацию. Такая организация представляет собой систему социальных групп, выполняющих специфические производственные функции и взаимодействующих для достижения определенной цели. Она регулирует свой состав и взаимоотношения между группами работников с помощью иерархической структуры власти.
Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям [8,115].
Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.
Взаимоотношения членов
трудового коллектива как высшей
стадии развития социальной группы можно
структурировать по нескольким направлениям: социальная структура может быть представлена
такими категориями как рабочие (в том
числе квалифицированные и неквалифицированные),
служащие, специалисты и руководители;
функциональную структуру представляют
таким образом: работники преимущественно
физического труда (основные, вспомогательные,
обслуживающие) и работники преимущественно
умственного труда (административно-
Производственно-функциональные отношения
вытекают из разделения и кооперации
труда и имеют две
- отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение;
- отношения по вертикали (организационно-
Важна и социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для руководителя чрезвычайно важно правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. При формировании также должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской психологии накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. В своей работе: женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты; мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.
Социально-организационная
В профессионально-