Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание

Цель – изучение социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать формирование и развитие социальных отношений в российских условиях;
- изучить содержание конфликтности в трудовом коллективе, под влиянием которого формируются и развиваются социальные отношения;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социальных отношений в системе управления
1.1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции 5
1.2. Социальные отношения в трудовом коллективе 8
1.3. Коллектив как социально-психологическая характеристика социальных отношений 12
1.4 Понятие и сущность системы управления предприятием 17
2. Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений
2.3 Методы и методики исследования социальных отношений в трудовом коллективе 32
2.4 Обработка и интерпретация полученных данных 34
Заключение 38
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ИСУ.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

 

В своем реальном функционировании система управления предстает в  качестве совокупности многообразных  действий, выполняемых большим или  меньшим количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью. Ведь управление возникает и осуществляется только тогда и там, когда и где несколько или множество людей осуществляют совместные действия для достижения определенной цели. Но почти каждое человеческое действие есть не только определенная операция по отношению к определенной вещи, но и определенный поступок по отношению к определенному человеку (помощь, поддержка или, напротив, соперничество). Например, стремление защитника в футболе отобрать мяч у нападающего команды - соперника. А это означает, что в любом действии, связующем тем или иным образом людей, в том числе и в процессах управления, возникают вполне определенные отношения каждого человека со своими коллегами - отношения сотрудничества или соперничества, симпатии или антипатии, доминирования или подчинения. Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, и составляет то, что называют межличностными отношениями [10].

Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности. Скажем, директор предприятия может вызвать к себе и дать определенные указания своему заместителю, начальнику отдела маркетинга или начальника любого из цехов. Но ни заместитель, ни начальник цеха, ни любой другой сотрудник данного предприятия не может в силу своих должностных обязанностей и полномочий вызвать к себе директора и дать ему какие-либо указания.

Социальные отношения  в обществе характеризуются очень  большим разнообразием, поэтому  большое значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам.

Социальные отношения  в системе управления - это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.

В процессе функционирования системы управления в качестве приоритетных социальных отношений, выделяются:

- отношения зависимости;

- отношения власти;

- отношения господства;

- отношения подчинения.

В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему:

Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные  отношения, которые отличаются своей  несимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые подчиненный должен выполнять.

Функциональные отношения. От служебных отношений следует  отличать функциональные отношения, сопряжения которых могут, но не должны перекрываться  с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект. Роль функционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем, в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не действуют распоряжения. Примером здесь могут служить отношения между директором учреждения и юрисконсультом или советником. Директор посылает проект какого-либо договора или распоряжения на заключение, юрисконсульт обязан высказать свое мнение, а директор - ознакомиться с ним. Но согласится директор с заключением или нет - зависит только от него самого.

Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности. Именно в этом заключается третий вид отношений в системе управления - технических отношений.

Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и  об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением  труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализированными компонентами, звеньями, участками. Специализированные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсистемы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда как между собой, так и с управляющей подсистемой.

Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера  взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

Знание особенностей складывания и функционирования социальных отношений в системе управления помогает избегать типичных ошибок, возникающих в практике деятельности некоторых руководителей. Одной из наиболее распространенных в практике управления является ошибка излишней снисходительности, проявляющаяся в тенденции оценивать своих подчиненных выше реального уровня и качества их служебной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к снижению их творческой активности и к самоуспокоенности, а это снижает эффективность деятельности организации. Существует и противоположность - ошибка излишней требовательности, доходящая до уровня жесткости и выражающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся [4].

Каждая из этих ошибок способна существенно ухудшить отношения  руководителя с подчиненными, привести к возникновению противоречий и конфликтов, что может снизить эффективность деятельности данной организации, фирмы, предприятия; затруднить его продвижение к намеченной цели. Наоборот, знание этих ошибок, учёт особенностей отношений, складывающихся между работниками, а также между ними и их руководителем (руководителями), существенно расширяет возможности совершенствования системы управления, повышает её эффективность.

 

 

2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ  ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Информация о работе Разработка стратегии поведения сотрудников отдела как фактор оптимизации социальных отношений