Разработка стратегий функционирования фирмы и технологии их реализации на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработка и реализация стратегических решений.
Объектом исследования является ОАО "Самарский хлебозавод №9".
Целью курсовой работы является изучение основ разработки стратегий, а также возможностей их практического применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 5
1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 5
1.3. Стратегическое управление организацией 11
1.4. Стратегическое планирование в организации 15
2. АНАЛИЗ ОАО "САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №9" КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Самарский хлебозавод №9" 18
2.2 Анализ внешней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9" 19
2.3 Анализ внутренней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9" 22
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОАО "САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №9" 25
3.1 Определение миссии и целей предприятия 25
3.2 Мероприятия, направленные на стабилизацию и устойчивость деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9" 27
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегических решений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное общеобразовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Самарский институт – Высшая школа приватизации и  предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: Разработка стратегий  функционирования фирмы

и технологии их реализации

на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Группа:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011 г.


 

РЕЦЕНЗИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Почему благополучные ранее  предприятия оказались в состоянии  неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение  платежеспособности в современных  условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации. Только на стыке 60–70-х гг. появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление».

Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть пути достижения своей целей и выполнения миссии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса как? – Как достичь целей? Как устранить конкурентов? Как достичь преимущества в конкурентной борьбе? Как усилить долгосрочные позиции фирмы? Как сделать управленческое стратегическое видение реальностью? Стратегия как таковая необходима как всей компании в целом, так и отдельным её связующим звеньям – научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д. Общая стратегия компании исходит изначально из модели поведения фирмы и предложенных менеджерами новых идей.

При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений  и подходов, взятых в разное время  и в разных подразделениях компании.

 Любую ситуацию, в которой  предприятие не успевает подготовиться  к изменениям можно считать  кризисной. Чтобы этого не произошло,  необходимо вовремя понять причины  кризиса экономики предприятия  и принять меры еще до внешнего  проявления трудностей.

Предприятие должно постоянно следить  за основными факторами окружающей среды и делать своевременные  и правильные выводы относительно своих  потребностей в изменениях. Толчком  к изменениям являются кризисные  ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей, выбирается соответствующая стратегия.

Стратегия организации постоянно  развивается. Естественно, что процесс  разработки стратегии всегда чувствителен и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров и бесконечное число других событий могут способствовать устранению стратегии.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы.

Цель работы: разработка и реализация стратегических решений.

Объектом исследования является ОАО "Самарский хлебозавод №9".

Целью курсовой работы является изучение основ разработки стратегий, а также возможностей их практического применения.

1. Основы разработки стратегии организации

1.1. Правила и процедура разработки  стратегии.

В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, также как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличии от стратегии в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие - достаточно узкий, касающейся отдельной стороны жизни компании либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым её функционирование по пути реализации её стратегий. Многие правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой - то определенной стратегии или же для обеспечения достижения какой - то определенной цели. Правила сами могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение её внутренней жизни, организационной культуры и т.д.

Процедура в отличии от правила  описывает действия, которые следует  предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их действовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.

1.2. Выстраивание стратегической  пирамиды.

Стратегия организации - это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас; туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.

Выстраивание стратегической пирамиды - это не только задача высшего руководства. На крупных предприятиях решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимается корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных финансовых отделов корпорации в целом или её подразделений (производство, маркетинг и продажа, финансы, трудовые ресурсы и т. д.), менеджерами заводов, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления.

 

Факторы формирования стратегии.

На формирование стратегии организации  оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы определяющие стратегию всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

· Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

· Привлекательность отрасли и  условия конкуренции;

· Специфические рыночные возможности  и угрозы;

· Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;

· Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;

· Ценности и культура компании.

 

Классификация стратегии по уровням  иерархии управления.

В диверсифицированной компании стратегии  разрабатываются на четырех различных  организационных уровнях. С точки  зрения иерархии стратегии можно подразделить на:

· Корпоративную стратегию (стратегия  для компании и сфер её деятельности в целом).

· Деловую стратегию (для каждого  отдельного вида деятельности компании).

· Функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.

· Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для  основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов)

 

Пирамида стратегии.

Большинство компаний разрабатывает  не один стратегический план, а несколько  объединенных общей целью стратегий  для различных уровней управления, образуя тем самым иерархию стратегий. Все уровни тесно связаны друг с другом и образуют пирамиду стратегий внутри организации, где каждый уровень является как бы рамкой для следующего уровня.

В диверсифицированной компании, которая  одновременно ориентирована на несколько  видов бизнес-деятельности, обычно выделяют четыре уровня стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Стратегический план корпорации представляет собой взаимосвязанную систему стратегий различных уровней организационной иерархии. Чем масштабнее деятельность организации, тем больше источников формирования стратегии. Задачей практической важности становится не только обеспечение взаимоподдержки целей и стратегии по вертикали (уровням), но и согласование их по горизонтали управления на функциональном и операционном уровнях. При таком системном подходе к разработке стратегии все ее части составляют единое целое. Благодаря этому может быть создана идеальная взаимоусиливаемая структура.

В таблице 1.1 содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии.

Таблица 1.1

Уровень стратегии

Ответственные лица

Мероприятия, характерные  для каждого уровня.

Корпоративная стратегия

Управляющие высшего  ранга, другие ключевые менеджеры (решения  обычно принимаются советом директоров)

· Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности не соответствующей управленческим планам).

· Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество.

· Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных  ресурсов в наиболее привлекательные  сферы деятельности.

Деловая стратегия

Генеральные директора, руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров)

· Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности  и сохранение конкурентных преимуществ.

· Формирование механизма  реагирования на внешние изменения.

· Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.

· Усилия по решению специфических  вопросов и проблем компании.

Функциональная стратегия

Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделений)

· Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения.

· Обзор, пересмотр и  объединение предложений менеджеров на местах.

Операционная стратегия

Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб)

· Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения.


 

Корпоративная стратегия

Охватывает все направления деятельности компании. Общий стратегический план разбивается на промежуток времен, как правило, до пяти лет и отражает позицию, которую компания хочет занимать в ближайшие годы.

Корпоративная стратегия состоит  в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп  предприятий, в которые диверсифицировалась компания, для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности.

Действия по достижению диверсификации. Первая проблема диверсификации –  это проблема определения сферы  деятельности, в частности, в каких  отраслях промышленности будет действовать  компания и каким образом –  путем открытия новой компании или приобретения существующей.

По мере утверждения позиции  компании в выбранных отраслях корпоративная  стратегия концентрируется на путях  улучшения работы во всех сферах деятельности компании. Решения должны быть приняты  в отношения усиления конкурентных позиций в долгосрочной перспективе и доходности предприятий, в которые вложены средства. Общий план управления диверсифицированной компанией обычно включает в себя ориентацию на стратегию быстрого роста большинства наиболее перспективных предприятий, обеспечения нормального функционирования основных сфер деятельности, проведение мероприятий по поддержанию и восстановлению деловой активности на малоприбыльных, но перспективных направлениях, отказ от непривлекательных сфер бизнеса.

Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена. Руководители ключевых производств так же могут принимать участие в разработке стратегии компании, особенно если это касается возглавляемого ими производства. Важнейшие стратегические решения рассматриваются и принимаются Советом директоров корпорации.

 

Деловая стратегия

Концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленные на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции.

Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной  позиции компании на рынке. Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается  по следующим основным направлениям:

- Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.

- Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.

Информация о работе Разработка стратегий функционирования фирмы и технологии их реализации на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»