Разработка стратегий функционирования фирмы и технологии их реализации на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработка и реализация стратегических решений.
Объектом исследования является ОАО "Самарский хлебозавод №9".
Целью курсовой работы является изучение основ разработки стратегий, а также возможностей их практического применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 5
1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 5
1.3. Стратегическое управление организацией 11
1.4. Стратегическое планирование в организации 15
2. АНАЛИЗ ОАО "САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №9" КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Самарский хлебозавод №9" 18
2.2 Анализ внешней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9" 19
2.3 Анализ внутренней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9" 22
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОАО "САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №9" 25
3.1 Определение миссии и целей предприятия 25
3.2 Мероприятия, направленные на стабилизацию и устойчивость деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9" 27
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегических решений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

- обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;

- позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы;

- способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.

Но также имеет и недостатки:

- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование;

- структура жесткая и с трудом реагирует на изменения.

Общая стратегия ОАО "Самарский  хлебозавод №9" направлена на сохранение существующих позиций на рынке Самары и области; рост объемов производства и реализации продукции. Стратегией предприятия является стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции, такой тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий.

По результатам проведенного анализа  внешней среды можно сказать, что в целом факторы макросреды имеют достаточно негативное влияние  на деятельность предприятия. Однако, если ОАО "Самарский хлебозавод №9" предпримет определенные меры, отрицательное влияние данных факторов можно будет нивелировать, либо превратить в положительное. SWOT-анализ, приведенный таблице 2.1, позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны компания, а также возможности и угрозы.

 

Таблица 2.1

SWOT-анализ ОАО "Самарский хлебозавод №9"

Сильные стороны

1. Известность предприятия  на рынке Самары, положительная  репутация, многолетний опыт работы.

2. Квалифицированный  персонал

3. Широкий ассортимент  и высокое качество выпускаемой  продукции

4. Коммуникативный опыт, хорошие деловые связи с основными поставщиками сырья и материалов.

Возможности

1. Изменение структуры  потребительского спроса на хлебобулочные  изделия.

2. Поддержка со стороны  муниципальных органов власти  при осуществлении значимых для  города и области бизнес-проектов

3. Высокие требования  стандартов качества продукции

4. Обновление оборудования, программного обеспечения.

Слабые стороны

1. Изношенность основных  производственных фондов

2. Низкий уровень мотивации  персонала

3. Недостаточная развитость  сбытовой сети.

Угрозы

1. Агрессивная политика  крупных конкурентов и усиление  их позиций на рынке

2. Фиксирование цен со стороны государства

3. Увеличение стоимости сырья

4. Рост потребительских  доходов и покупательной способности  населения.


 

Таким образом, в результате анализа внешней и внутренней среды предприятия были определены основные проблемы ОАО "Самарский хлебозавод №9", требующие разработки и принятия стратегических решений.

 

3. Разработка  стратегических решений ОАО "Самарский  хлебозавод №9"

3.1 Определение миссии и целей  предприятия

 

После проведенного анализа внутренней и внешней среды функционирования предприятия ОАО "Самарский хлебозавод №9", необходимо определить миссию и  цели данного предприятия. Данный этап анализа состоит из определения миссии фирмы, отражающей глобальную цель деятельности предприятия и определение на ее основе долгосрочных и краткосрочных целей.

Формирование миссии включает в  себя: определение рабочих принципов  фирмы под давлением внешней  среды, а также выявление культуры фирмы. Разработка миссии основана на изучения принципов деятельности предприятия.

Принципы деятельности ОАО "Самарский  хлебозавод №9" следующие:

- обеспечение выпуска качественной продукции, пользующейся доверием у покупателей.

- обеспечение устойчивости и рентабельности деятельности предприятия;

- социальная защита работников предприятия;

- соблюдение законодательства Российской Федерации и города Самара;

- обеспечение экологически безопасного производства.

Исходя из выше приведенного анализа  МП “Вельский хлебозавод”, миссия предприятия представляется следующей: производство высококачественных хлебобулочных и кондитерских изделий с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной прибыли инвесторами и акционерами.

На основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство, формируются и устанавливаются долгосрочные и краткосрочные цели предприятия. Чтобы внести реальный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

Во-первых, цели должны быть конкретными  и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство  создает четкую базу отсчета для  последующих решений и оценки хода работы.

Конкретный горизонт прогнозирования  представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки - долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный от пяти до десяти и более лет. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

Цель должна быть достижимой, чтобы  служить повышению эффективности  организации. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации  должны быть взаимно поддерживающими, то есть, действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Можно сформулировать следующие долгосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9":

- сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (около 30 процентов);

- ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией);

- повысить уровень фондовооруженности труда (на 10%) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 5%);

- создать маркетинговый отдел.

- укрепить позиции предприятия на рынке Самарской области.

На основе долгосрочных, определим  краткосрочные цели ОАО "Самарский  хлебозавод №9" по функциональным подразделениям.

Для планово-экономического отдела:

- разработать план производства и реализации на будущий год.

- составить бизнес-план по строительству торговых точек в Самарской области.

Для коммерческого отдела:

- подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу;

- сделать анализ населенных пунктов области и районов города, где в первую очередь необходимо строить точки сбыта, либо наладить сотрудничество с существующими ритейлерами;

- подготовить информацию для передачи образованному маркетинговому отделу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям.

Для отдела труда и заработной платы:

- провести мониторинг рабочей силы с точки зрения замещения вакантных должностей в образующихся отделах;

- составить положение об отделе стратегического развития;

- определить вопросы подчинения и сотрудничества в новой изменившейся организационной структуре;

- определить количество персонала и размер оплаты труда в открываемых точках сбыта.

Для производственного отдела:

- составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет;

- составить программу модернизации оборудования.

Для бухгалтерии:

- рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике; если нет, то указать на "белые пятна", доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе;

- предоставить отчет о правовом положении и деятельности сбытовых точек в области, определить наиболее выгодные стороны данной деятельности с точки зрения снижения налоговых отчислений и приоритетности функционирования (с возможным привлечением сторонних экспертов).

Перечисленные цели должны быть доведены до руководителей соответствующих  подразделений как можно скорее (за месяц до конца отчетного периода). С каждым из руководителей проводится личное совещание директором ОАО "Самарский хлебозавод №9" для утверждения всех основных положений и решения спорных вопросов. В течение месяца до наступления отчетного периода проводится общее совещание всего высшего менеджмента завода для окончательной оптимизации позиций и координирования собственных действий.

Вообще для любого предприятия  разработка и реализации целей будут  значимой частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации с учетом возможных сопротивлений изменениям.

Таким образом, была сформулирована миссия ОАО "Самарский хлебозавод №9" и на ее основе предложены цели, достижение которых будет способствовать повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

3.2 Мероприятия, направленные на  стабилизацию и устойчивость  деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9"

 

В качестве ответных мер предприятия  на воздействие факторов внешней  среды, выявленные во второй главе, можно  рекомендовать, прежде всего, повышение  качества продукции, при условии  поддержания оптимального соотношения  цена-качество.

Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности  производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных  затрат. Повысить эффективность можно  двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, тогда же как второй практически не ограничен.

Повышение качества продукции - это  процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в  данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также  создание и освоение качественно новых ее видов.

Рост качества продукции имеет  ограничители двоякого рода: научно-технические  достижения и производственный потенциал  общества, который обусловливает  величину затрат совокупного общественного  труда, необходимых для создания и использования продукции. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции свидетельствует о достижении максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.

По мере снижения качества продукции  возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Например, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание.

Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что предприятия могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли.

Такие два аспекта продукции  как качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная  единица продукции с данным уровнем  качества способна удовлетворить единичную потребность; весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве.

В большинстве случаев улучшение  качества стимулирует рост объемов  потребления, а следовательно, и  производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.

Кроме того, также можно предложить расширение ассортимента продукции, что  подразумевает увеличение товарного предложения за счет поиска более прибыльных товарных направлений в рамках развития существующих или создания новых продуктовых линий. Расширение ассортимента возможно не только благодаря разработке уникальных рецептов, но и за счет открытия новых направлений.

Современный рынок хлеба и хлебобулочных  изделий диктует жесткие требования производителю. Несмотря на востребованность батонов и формовых сортов хлеба, предприятию недостаточно производить  только массовые сорта: для того, чтобы  выжить и быть успешным, необходимо выпускать широкий ассортимент изделий. Есть несколько вариантов его расширения: увеличение доли мелкоштучной хлебобулочной продукции, выпуск домашних пирожков, производство изделий, приготовленных во фритюре, а также мучных кондитерских изделий.

Кроме того, с учетом ограниченных возможностей экстенсивного роста  предприятия, можно предложить модернизацию оборудования, которая подразумевает  частичное улучшение конструкции  оборудования в целях повышения  производительности, обеспечения условий труда и повышения качества продукции. По сравнению с реконструкцией модернизация характеризуется относительно малыми капитальными вложениями и более короткими сроками реализации.

Информация о работе Разработка стратегий функционирования фирмы и технологии их реализации на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»