Разработка стратегий функционирования фирмы и технологии их реализации на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработка и реализация стратегических решений.
Объектом исследования является ОАО "Самарский хлебозавод №9".
Целью курсовой работы является изучение основ разработки стратегий, а также возможностей их практического применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 5
1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 5
1.3. Стратегическое управление организацией 11
1.4. Стратегическое планирование в организации 15
2. АНАЛИЗ ОАО "САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №9" КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Самарский хлебозавод №9" 18
2.2 Анализ внешней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9" 19
2.3 Анализ внутренней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9" 22
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОАО "САМАРСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД №9" 25
3.1 Определение миссии и целей предприятия 25
3.2 Мероприятия, направленные на стабилизацию и устойчивость деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9" 27
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегических решений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

- организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией, товарами народного потребления, создание сети торговых баз, магазинов;

- осуществление транспортных перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других грузов на территории Самары и Самарской области;

- реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, проведение опытно-конструкторских, проектных работ и маркетинговых исследований.

Вкусовые качества продукции, которая выпускается только на натуральном сырье и при жестком лабораторном контроле, полностью отвечают потребностям населения. На предприятии постоянно ведется контроль над качеством входного сырья, технологическим процессом, качеством готовой продукции, что гарантирует безопасный и качественный продукт.

Одной из ключевых задач на ближайшую  перспективу является сохранение и  увеличение объемов производства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности  предприятия, а также эффективное  управление имеющимися ресурсами.

В производственной структуре ОАО "Самарский хлебозавод №9" выделяют отдел сбыта, отдел снабжения, транспортный отдел, технологическую лабораторию, строительную группу, пять производственных цехов и экспериментальный участок  по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

ОАО "Самарский хлебозавод №9" обладает смешанным типом производственной структуры, который имеет следующие  преимущества: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Рассматриваемое предприятие является акционерным обществом, высшим органом  управления которого является общее собрание акционеров. Общество действует на основании Устава, являющегося основным внутренним актом для деятельности акционерного общества. В Уставе закреплены положения о создании и ликвидации общества, формирование уставного капитала, размещение акций и иных ценных бумаг, определена компетенция общего собрания акционеров, Совета директоров, исполнительного органа акционерного общества.

Таким образом, была дана общая организационно-экономическая  характеристика ОАО "Самарский хлебозавод №9", деятельность которого является объектом анализа.

2.2 Анализ внешней среды ОАО  "Самарский хлебозавод №9"

 

В рамках анализа внешней среды проведем PEST-анализ.

Анализ политических факторов.

Стабильность политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения, а также значительно уменьшает вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации.

Изменения в законодательстве затрагивают, прежде всего, сферу налогообложения  и обязательного страхования. В настоящее время можно отследить регулярные изменения законодательства в данной сфере, что сказывается на работе предприятий отрасли.

Государственное регулирование деятельности предприятий отрасли происходит в форме установления верхнего предела  цен на так называемые социальные сорта хлеба.

Анализ экономических факторов.

Общее повышение цен на продукцию  отрасли, вызванное неблагоприятными погодными условиями лета 2010 года и последующим снижением урожая как в Самарской области, так  и во многих субъектах Российской федерации.

Нестабильность курсов иностранных  валют влияет на всю производственную цепочку, конечным продуктом которой  являются хлебобулочные и кондитерские изделия.

Анализ социальных факторов.

Стабилизация и рост благосостояния общества. На сегодняшний день общество восстанавливается после кризисной ситуации, сильно отразившейся на рынке хлебобулочных изделий. Постепенное улучшение покупательной способности населения способствует производству и сбыту нестандартных сортов хлеба, а также кондитерских изделий.

Улучшение демографической ситуации в стране также способствует увеличению (перспективному) потребления хлеба.

В то же время в некоторых группах  потребителей (среди женщин, молодежи) можно отметить снижение потребления  хлеба классических сортов и переориентацию на диетические сорта хлеба.

Анализ технологических факторов.

Ускорение темпов научно-технического прогресса способствует появлению  современных технологий производства, повышению эффективности оборудования. Для сохранения конкурентоспособности предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, внедрения новых технологий, приобретения нового оборудования, а также подбирать качественный персонал.

PEST-анализ позволяет сделать  вывод преимущественно благоприятном влиянии политических, экономических, социальных технологических факторов на деятельность ОАО "Самарский хлебозавод №9".

Наибольшую угрозу для ОАО "Самарский  хлебозавод №9" представляют экономические  факторы, таким образом, основные усилия предприятию следует направить на преодоление угрозы со стороны данной группы факторов.

Таким образом, технологические, политические и социальные факторы дают предприятию  возможности, которые оно в силах  реализовать, если использует свои возможности и сильные стороны.

К силам, характеризующим прямую угрозу положению предприятия, относятся существующие конкуренты, оценка положения которых основана на анализе нескольких факторов.

Размер и количество компаний в  отрасли. В настоящее время в  Самаре существует несколько крупных  хлебозаводов, на долю которых из общего объёма выпускаемого хлеба приходится 79%, доля мини-пекарен составляет 21% общего объёма производства. Конкуренция на рынке является очень высокой из-за особенностей выпускаемой продукции и широте охвата существующих потребителей.

Дифференциация товара в отрасли - ОАО "ОАО "Самарский хлебозавод №9" выпускает продукцию, которая  идентична продукции других компаний отрасли, а также усовершенствованные, менее стандартные товары. Все  же дифференциация продукции является низкой, что способствует усилению конкуренции среди компаний.

Темпы роста отрасли оцениваются  как низкие, что вызвано насыщением рынка производителями, новые крупные  компании на рынке почти не появляются.

Перейдем к оценке угрозы со стороны  потенциальных конкурентов, которая оценивается по нескольким факторам. Барьеры входа в отрасль очень высоки, особенно для крупных компаний. Необходимы большие капиталовложения в производственные мощности и сбытовую сеть. Инвесторы вряд ли на это пойдут, что обусловлено высоким уровнем конкуренции на рынке, поэтому угроза оценивается как низкая.

Сила реакции существующей компании на вхождение нового конкурента характеризуется  ответными действиями компании. Угроза является сильной, так как при  появлении нового конкурента компания сможет лишь незначительно расширить ассортимент и немного снизить цены.

Рассмотрим силы, образующие косвенную  угрозу положению предприятия в отрасли.

Угроза со стороны товаров-заменителей. Исходя из истории хлебопечения в  нашей стране, а также менталитета граждан, можно сказать, что как таковые товары-заменители практически отсутствуют. Таким образом, данная угроза оценивается как низкая.

Угроза со стороны поставщиков  характеризуется количеством и  размером поставщиков в отрасли. В данном случае рассматриваются поставщики сырья (муки, сахара, дрожжей и так далее) и материалов, необходимых для упаковки продукции.

Угроза оценивается как средняя, так как, несмотря на большое количество поставщиков, их деятельность подвержена зачастую неконтролируемому воздействию природных условий.

Дифференциация товара поставщика - можно сказать, что некоторые  виды сырья компании поставляют на рынок хлебобулочных изделий  в ассортименте. Следовательно, возможен достаточно широкий выбор, угроза оценивается  как низкая.

Важность организации для поставщика оценивается как высокая, в силу ее крупного размера и небольшого количества таких крупных компаний на рынке. Таким образом, угроза оценивается как низкая

Угроза со стороны потребителей определяется, в основном, количеством  и размером потребителей в отрасли. Угроза оценивается как низкая, так как круг потребителей очень широк и охватывает все социальные слои общества.

Дифференциация товара для потребителя - потребителям продукции предложен  широкий выбор хлебобулочных  и кондитерских изделий, на любой вкус и для любого уровня дохода. Таким образом, угроза оценивается как низкая.

Важность организации для потребителя  зависит от положения компании на рынке по сравнению с другими. Угроза оценивается как средняя  в силу того, что, несмотря на большое количество участников рынка, продукция ОАО "Самарский хлебозавод №9" зарекомендовала себя с положительной стороны, и предприятие завоевало положительную репутацию.

Таким образом, в результате конкурентного  анализа можно сделать вывод  о том, что наибольшую угрозу деятельности предприятия представляют существующие конкуренты.

Проведенный анализ внешней среды  позволяет сделать выводы о том, что предприятие должно разработать  и внедрить управленческие решения, направленные на стабилизацию его деятельности в условиях внешней среды.

2.3 Анализ внутренней среды ОАО  "Самарский хлебозавод №9"

 

Анализ внутренне среды предприятия  начнем с изучения его производственной структуры, которая представляет совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура - это форма характеристики типов производств по организации производственного процесса. В ней различают подразделения основного, вспомогательного, обслуживающего производств:

На производственную структуру  ОАО "Самарский хлебозавод №9" влияет ряд факторов:

- отраслевая принадлежность предприятия, номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, материалы, способы получения и обработки заготовок;

- простота конструкции и технологичность изделия;

- уровень требований, предъявляемых к качеству продукции;

- состав оборудования и технологической оснастки;

- централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;

- способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в измененной номенклатуре изделий.

ОАО "Самарский хлебозавод №9" обладает смешанным типом производственной структуры. Данный тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Так как ОАО "Самарский хлебозавод №9" является довольно старым предприятием, у него отсутствует возможность  экстенсивного развития, то есть расширения производственных площадей, перепланировки производства и других подобных мероприятий. Таким образом, основными путями совершенствования производственной структуры комбината является периодическое обновление основных средств.

Для достижения целей ОАО "Самарский  хлебозавод №9" важным является создание эффективного механизма управления организацией.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченность формально  обособленных управленческих звеньев (подразделений, работников) и уровней  управления, включая их состав, свойства, а также характер и порядок  отношений и связей между ними.

Тип организационной структуры  управления, существующей на ОАО "Самарский  хлебозавод №9" - механистическая.

К механистическому типу относятся  системы, основанные на глубокой регламентации  должностных требований, прав, обязанностей по выполнению четко определенных частных задач, которые являются составляющими более общей задачи организации, определяемой ее официально установленными целями. Эффективно работающим считается такое подразделение, в котором точно исполняют должностные и иные предписания, широко применяют современную технику и методы научной организации труда, что позволяет в конечном итоге минимизировать численность персонала и затраты на управление. Данный тип объективно обусловлен условиями функционирования комбината; в частности, относительно стабильными и детерминированными условиями, характерными для крупных предприятий хлебопекарной промышленности.

Системы управления механистического типа ОАО "Самарский хлебозавод №9" имеет иерархическую структуру, которая построена по линейно-функциональному принципу. Линейно-функциональная структура обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления по функциям. Данная структура имеет ряд преимуществ:

Информация о работе Разработка стратегий функционирования фирмы и технологии их реализации на примере ОАО «Самарский хлебозавод №9»