Развитие менеджмента на туристическом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучить развитие менеджмента на туристическом предприятии.
В ходе работы я ставила перед собой следующие задачи:
Определить этапы развития менеджмента;
Изучить основные аспекты работы менеджера;
Ознакомиться с ролью менеджера в сфере экскурсионной деятельности.
Снять видеоэкскурсию по г. Волковыск.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 История развития менеджмента……………………..………………………………7
1.2 Менеджер на туристическом предприятии…………………………..………..11
1.3 Роль и особенности менеджера в сфере экскурсионной
деятельности…………………………………………………………………………………………18
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Видеоэкскурсия по городу Волковыск……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….........33
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3-й курс.docx

— 681.26 Кб (Скачать документ)
 

                                               

                                        

                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

     Глава 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 История развития менеджмента……………………..………………………………7

1.2 Менеджер на туристическом предприятии…………………………..………..11

1.3 Роль и  особенности менеджера в сфере  экскурсионной 

деятельности…………………………………………………………………………………………18

    Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     Видеоэкскурсия по городу Волковыск……………………………………………..24

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….........33

     ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………...35

      ПРИЛОЖЕНИЕ                   
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:

   Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

    Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств — основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.

   Туризм — явление, известное  каждому. Во все времена нашу  планету пересекали многочисленные  путешественники и первопроходцы.  Но лишь недавно туризм возник  как специфическая форма деятельности  людей, которой обязательно нужно  управлять.

    Размышления о том, что такое  туристский менеджмент, в конечном  итоге сводятся к одной из  важнейших функций менеджмента  — мотивации путешествия. Почему  люди отправляются в путешествия?  Что они ищут во время отпуска?  Какие факторы влияют на предложение  туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют  одинаковые представления об  отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия  и потребности в нем стабильными  или же они изменяются? Можно  задать еще много вопросов, так  или иначе связанных с менеджментом  в туристской индустрии. На  развитие менеджмента в туризме  во все времена оказывали влияние  экономические, социальные и технико-технологические  факторы. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути.

   Именно поэтому путешествия должны  быть обеспечены покупательской  способностью. С другой стороны,  путешествие может позволить  себе только тот, кто располагает  для этого необходимыми средствами. Это следует понимать так: без  доходов, которые дает развитая  экономика, нельзя достигнуть  массового туризма, а, следовательно,  и нет предмета управления.

   Кроме экономических, в туризме  очень важны и социальные факторы.  Как известно, в Конституции законодательно  закреплено право каждого гражданина  на отдых, а чтобы это право  реализовать, необходимо решить  ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги, организация ночлега,  питания, проживания и многое  другое — все то, чем пользуется  потребитель туристских услуг  на определенной территории. Речь  идет о создании соответствующей  туристской инфраструктуры, которую  мы определяем как туристский  продукт. Поскольку есть туристское  место как конечная цель путешествия  или туристский продукт, пользующийся  спросом у населения, то следует  признать, что слагаемые туристского  продукта требуют управления  ими. Там, где менеджменту туристского  места отводится особая роль, гарантируется высокий результат  в конкурентной борьбе. Успех  приходит к тому, кто может  осуществить стратегический менеджмент  в такой сложной отрасли, как  туризм. Это нелегко, однако даже  маленький шаг вперед в этом  направлении может означать большой  шаг по отношению к конкурентам.  Таким образом, туризм нельзя  рассматривать изолированно от  общего развития человечества. Подтверждением  этого положения служит раздел  менеджмента «Теория систем»,  объясняющий весь комплекс взаимосвязей  составных элементов туристской индустрии [1, c.56].

   В области менеджмента перед  туристскими организациями стоит  сегодня двуединая задача:

      в полной мере внедрить в практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить  менеджмент туризма рыночным содержанием;

      адаптировать  ноу-хау в области туризма к  условиям нового века, т.е. максимально  полно учесть мировые изменения  в этом отношении.

   Каждый из нас представляет  себе туризм как отрасль, более  или менее известную, поскольку  все мы куда-то ездили и проводили  отпуска вдали от дома. Но вряд  ли кто-нибудь задумывается о  предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.

       Цель данного исследования – изучить развитие менеджмента на туристическом предприятии.

   В ходе работы я  ставила  перед собой следующие задачи:

  1. Определить этапы развития менеджмента;
  2. Изучить основные аспекты работы менеджера;
  3. Ознакомиться с ролью менеджера в сфере экскурсионной деятельности.
  4. Снять видеоэкскурсию по г. Волковыск.

   Объектом исследования данной курсовой работы является экскурсионная деятельность.

   Предмет исследования: деятельность менеджера на туристическом предприятии. 
 

                            
 
 
 

                             
 
 
 
 
 

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ        

              ЗАПИСКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        

                                 1.1. История развития менеджера

       Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться  успеха  без управления. Однако управление как вид  деятельности  и  как  наука  в  таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

   На первом этапе, когда группы людей были  невелики,  управление  во  всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой  группы.  В  дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых  ими  функций,  появилась необходимость  разделения  труда  и  дифференциации  функций.  Но   на   это потребовались века.

  Египетские  пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются  ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и  их  управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде  всего,  четкого планирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации  и  управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается  понимание  управления  как  особой  сферы  человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является  поставить нужного человека на нужное место и добиться  выполнения  поставленных  перед ним задач [2, c.291].

  Линейная  структура управления государством  получила выражение  в  системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со  всех ее частей, значительно удаленных друг от друга.  Прямое  правление  из  Рима осуществить было крайне трудно.  Изменение  структуры  управления  позволило укрепить могущество Римской империи.

   В   практике  управления  существуют  примеры  организаций,  возникших   в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее  время  благодаря созданию рациональной структуры управления. К  их  числу  относится:  римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру  управления:  папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

   Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано  выделение  трех  уровней  управления: верхнего, среднего и нижнего.  На  производстве  появился  мастер,  который вскоре стал ненавистен для рабочих.

   На этом  этапе развития управления только  наметилась  тенденция  перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на  научных основах.

   Промышленная  революция дала толчок развитию  теоретических исследований  и практики управления. Большой вклад в формирование  науки  управления  внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит  и Давид Рикардо.

   Нельзя  не  отметить  огромного  вклада  английского  социалиста-утописта

Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления.  Ранее других он заметил и оценил роль человеческого  фактора  на  производстве,  к необходимости учета которого другие исследователи пришли  только  через  100 лет. На формирование теории управления в социалистическом  обществе  большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не  занимаясь  исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой  вклад  в  формирование  этой

науки с  помощью  созданных  ими  методов  исследования.  К.  Маркс  выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист  часто  не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом  нет необходимости,  так  как  труд  по   надзору,   совершенно   отделенный   от собственности на капитал, всегда предлагался в  избытке.  Поэтому  сделалось необязательным, чтобы этот труд  по  надзору  выполнялся  капиталистом. Таким образом,  результатом  разделения  труда  явилось  обособление   управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции  любого  совместного труда.

   В этот  же период времени Ф. Энгельс  указал на то, что  следует   различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса  в  дальнейшем  будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи  империализма  функция  управления  осуществлялась  самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему  лиц.  Роль  специально подготовленных   управляющих   особенно   усиливается   в   эпоху   развития монополистического  капитализма.  Столкнувшись  с  конкуренцией,  изменчивой внешней средой, управляющие  развивали  систему  знаний  о  том,  как  лучше использовать ресурсы [4,c.67].

   Таким  образом, предпосылками и источниками  формирования  менеджмента  как управления особого рода являются:

 А) индустриальный способ организации производства;

 Б) развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос,

 В) предложение и цена.

    Для  систематизации этапов развития  науки управления первоначально

использовался  исторический подход,  с применением хронологического

принципа [4,c. 98].

   Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. На протяжении всей истории развития менеджмента  ученые  и  исследователи управленческих  проблем  предпринимали  попытки  разработать   универсальную классификацию школ менеджмента.  Предложенные  ими  классификации  носят,  в известной мере, условный характер.  Это  объясняется  тем,  что  практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций,  трудно  найти один   универсальный   принцип,   который   следует   положить   в    основу классификации.

Информация о работе Развитие менеджмента на туристическом предприятии