Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:18, курсовая работа
Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель1.
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.
Представителями школы по использованию
экономико-математических методов в экономике
и управлении (за рубежом аналогичное
направление получило название новой
школы) в России во второй половине XX века
были академики: Л. Канторович (линейное
программирование, оптимизация размещения
сырьевых ресурсов, математические методы
организации и планирования производства);
В. Новожилов (методы соизмерения народнохозяйственной
эффективности плановых и проектных вариантов);
Н. Федоренко (оптимизация народного хозяйства,
применение математических методов и
компьютерных вычислений); А. Анчишкин
(исследования в области расширенного
производства и макромоделирования); В.
Глушков (школа кибернетики и автоматизированного
проектирования).
Развитие кибернетики, математической
логики и статистики, системотехники способствовало
формированию теории управленческих решений
в качестве нового раздела управленческой
науки и использованию новых методов в
исследовании процессов управления: экспертного
прогнозирования, сетевых методов и моделей
(метод критического пути PERT), теории массового
обслуживания, разработки алгоритмов
и методов социологических исследований.
Российская школа системных исследований
раскрыла потенциальные возможности науки
управления для реализации проектов по
совершенствованию процессов самого управления.
Анализ общества, сфер и отраслей экономики,
регионов, отдельных предприятий и объединений
в качестве социально-экономических систем
способствовал развитию многих категорий
управления: процессов и структуры управления;
методов и механизмов хозяйствования;
информации и коммуникаций, учета внешних
связей и методов управления ими7.
Начиная с 1957 г.
был осуществлен переход к
управлению промышленностью и
строительством по
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся8:
1) Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2) Реформа системы управления 1979 г.
3) Ускорение социально-
В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3) создание системы
управления на основе
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время
в России наблюдается
Таким образом, в 1920-1930 годы были созданы самые значимые концепции управления, этот период нужно считать самым эффективным в развитии теорий управления, но с приходом авторитаризма эта активность замедляется. Однако, с середины 50-х годов кризис научного управления в России сменяется оживлением и подъемом, за счёт того, что стали развиваться различные подходы к науке управления, а так же методы, поэтому теоретические концепции и практические методы стали сопоставимы с лучшими зарубежными образцами.
Глава 2. Эволюция практики управления в России
2.1 Новая парадигма управления
В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.
Старая парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:
1. Закрытостью хозяйственного
2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда.
3. Крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию производства.
4. Централизацией и
В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие процессы, как:
1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику,
2. Формирование и
3. Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования.
4. Использование рыночных
и административных методов
Российское предприятие,
становясь самостоятельным
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.
Таким образом, в связи с тем, что в России менялись идеологии управления страной, нужно было и менять технологию управления и предприятиями, поэтому мы видим, что появилась Новая парадигма, которая удовлетворяет условиям рынка. В новых условиях появляются новые функции, в этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. А чтобы эти решения были рациональными менеджерам необходимо изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях.
Важнейшим фактором, влияющим
на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее
время в выдвигаемых основных концепциях
формирования российского менеджмента
ментальности придается различное значение.
Переход к рынку выдвинул задачу формирования
российского менеджмента. Его становление
зависит, во-первых, от уровня развития
товарного производства. Менеджмент как
форма управления имманентно присуща
товарному производству. Наличие в Российской
Федерации переходной к рынку экономики
означает в то же время и процесс формирования
менеджмента. Во-вторых, от уровня технического
и технологического развития общества.
Так, революция в системе управления, произошедшая
в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом
от ремесленного к машинному производству.
Изменилась система управления и при переходе
к конвейерному производству. Меняется
она и с переходом к новейшим автоматизированным
и информационным технологиям10.
1.Концепция копирования
западной теории менеджмента.
Она не учитывает особенностей
российского менталитета. России надо
брать модель менеджмента в готовом виде
и использовать ее в управлении экономикой.
Для овладения теорией надо будет лишь
перевести западные учебники и монографии
на русский язык. Затем, ничего не меняя,
использовать данные положения на практике.
Вероятность реализации этой концепции
весьма высока в силу своей простоты и
привычки бездумного копирования западного
опыта. Но она несет и большую опасность.
Достаточно вспомнить использование неадаптированной
к условиям России теории “монетаризма”,
концепций “шоковой терапии”, ваучеризации
и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения,
которые ждут Россию при осуществлении
концепции копирования западной модели
менеджмента.
2.Концепция адаптации западной теории
менеджмента. Предполагает частичный
учет особенностей русской ментальности,
т.е. не слепое копирование, а приспособление
западной теории к современным российским
условиям. При этом возникает важная проблема,
какую из западных теорий менеджмента
мы будем адаптировать? Системы управления
Японии, США, Западной Европы сильно отличаются
между собой. Какой из данных вариантов
принять за аналог? Но при любом выборе
мы рискуем использовать теорию, учитывающую
специфические особенности, условия функционирования
экономики, уровень социально-экономического
развития данных стран, ментальность их
жителей. Здесь целесообразно вспомнить
слова М.Вебера: “ Капитализм западного
типа мог возникнуть только в западной
цивилизации”11.
В России конца
80-х годов опоздание или уход с работы
ранее установленного срока, мелкое воровство,
низкое качество продукции – стали нормальным
явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего
дня. Исходя из этого в систему национального
менеджмента придется вносить поправки
на борьбу с опозданиями, “несунами”,
вводить новые методы повышения качества.
В результате адаптированные теории,
слабо учитывающие специфику российской
действительности, не смогут дать российской
экономике то, что от них ожидают.
3.Концепция создания российской теории
менеджмента. Исходит из полного учета
особенностей российской ментальности
с использованием аспектов мирового опыта
управления. При этом невозможно ни слепое
копирование западного и восточного опыта,
ни полное отрицание достижений западной
и восточной школы менеджмента. И первое,
и второе одинаково неприменимо. Необходимо
отметить, что еще А.Маршалл утверждал,
что: “ Экономическая наука это не совокупность
конкретной истины, а лишь орудие для открытия
конкретной истины”. На наш взгляд это
высказывание полностью можно перенести
и на науку менеджмент. Поэтому, российский
менеджмент должен иметь свое специфическое
содержание, формы и методы управления,
соответствующие специфике российского
менталитета.
Таким образом, переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Поэтому наиболее лучшей из моделей управления является создание собственной модели управления, в которой будут учтены все особенности русского менталитета.
2.2. Особенности современного российского менеджмента
Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие впитало в себя эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало “синтезированную” культуру. Бердяев отмечал: “...Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента”.
От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм – два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причем они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Их соотношение в ходе исторического развития не было постоянным. В дореволюционные времена общинные традиции были определяющими. В ходе столыпинских реформ произошел скачок в развитии индивидуализма.
После революции 1917г. тенденция развития коллективизма вновь стала определяющей в динамике ментальности. В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться, что было хорошо известно в советское время. Но борьба с ним оказалась безуспешной. Ментальность нельзя искоренить, ее можно лишь использовать в интересах личности, коллектива и общества. Наоборот, люди пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива. В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался. Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в “ винтик”. Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в теории “ Х” Мак Грегора. Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где объектом управления стал работник безынициативный. Инициатива стала наказуема, а ее “ виновники” наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности.
Таким образом, и индивидуализм, и коллективизм приходили в противоречие с традициями командной экономики. Последняя явилась одной из важнейших причин неэффективности советской системы. В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к американскому и японскому менталитету. Если считать американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, мы считаем, что основная тенденция становления русского менталитета – постепенное и неуклонное движение к индивидуализму в сторону американизированной ментальности. Это и показано на рисунке 1: