Развитие отношений подчинённости. Определение соответствующего типа структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 14:15, реферат

Описание

Необходимость существования каждого структурного подразделения определяется решаемой им задачей. Иерархия подразделений, полностью отражает иерархию исполняемых в компании функций, вытекающих из миссии и стратегии компании.

Содержание

Введение……………………..……………………………………………………3
1. Управленческая иерархия и иерархия организационной структуры ………………………………….………………………………...4
1.1 Идеальная типовая иерархия ………...……………………………………..7
1.2 Принцип единоначалия и его следствия………………………………….10
2. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами ……………………………………………………………………...12
2.1 Структуры управления социально-экономическими объектами.……..…12
2.2 Недостатки традиционных структур управления........................................17
3. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами………………………………………………………………………19
4. Заключение…………………………………………………………………...23
5. Список используемой литературы…………………………………...……..25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине

« Менеджмент»

на  тему:

«Развитие отношений подчинённости. Определение соответствующего типа структур» 
 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнила:

                                                    гр.  ЗФКв - 110

                    Гаврилова Елена Викторовна 

                                                   Приняла:

                    Роксана Владимировна     Мургунова 
                     
                     

                                                                                             

Владимир 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Введение……………………..……………………………………………………3

  1. Управленческая иерархия и иерархия организационной структуры ………………………………….………………………………...4
    1. Идеальная типовая иерархия ………...……………………………………..7
    2. Принцип единоначалия и его следствия………………………………….10
  2. Традиционные структуры  управления организациями, предприятиями,  фирмами ……………………………………………………………………...12
    1. Структуры управления социально-экономическими объектами.……..…12
    2. Недостатки традиционных структур управления........................................17
  3. Современные структуры управления организациями, предприятиями,  фирмами………………………………………………………………………19
  4. Заключение…………………………………………………………………...23
  5. Список используемой литературы…………………………………...……..25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      В современной литературе, посвященной вопросам менеджмента и проектирования организационных структур, как правило, не различаются иерархии менеджеров и иерархии организационных структур. Для нас чрезвычайно важен именно управленческий персонифицированный процесс, поэтому такое разделение в рамках этой книги сделано по принципиальным соображениям. Мы рассматриваем организационную структуру, не как инструмент управления, а как относительно статичное средство для реализации внутренних функций компании. Управленческая иерархия является вторичной по отношению к организационной структуре, поскольку создана для ее обслуживания... Иерархия менеджеров исполняет роль “скелета” компании, на которые нагружены все внутренние процессы. Поэтому управленческая иерархия динамична, она наполнена потоками информации, ее внутренние связи активизируются или становятся временно пассивными. Механизм управления внутренними связями в иерархии во многом определяет эффективность использования ресурсов компании и, следовательно, эффективность сформированной системы менеджмента. Свойства элементов организационной структуры изменяются очень медленно, в отличие от них свойства элементов управленческой иерархии (работников) находятся в состоянии непрерывного изменения…

      Необходимость существования каждого структурного подразделения определяется решаемой им задачей. Иерархия подразделений, полностью отражает иерархию исполняемых в компании функций, вытекающих из миссии и стратегии компании.  
 
 

1. Управленческая иерархия и иерархия организационной структуры 

      Существует два разных способа формирования иерархий. Объекты, которые объединяются в иерархию, могут быть связаны между собой либо отношениями подчиненности и старшинства, либо отношениями вложенности, вхождения друг в друга, когда один объект является частью другого.

      В первом случае иерархия служит средством  персонального размещения подчиненных  друг другу менеджеров и других работников компании (управленческая иерархия), во втором случае иерархия является формой представления организационной структуры компании: например, отделы входят в управления, которые, в свою очередь, являются составными частями еще более крупных структурных подразделений.

      Конечно, обе иерархии, в определенном смысле, могут считаться отражением друг друга.

      Под организационной  структурой компании понимают взаимное расположение структурных подразделений компании, указывающее на порядок вхождения одних из них (младших) в другие (старшие). При такой форме определения на первое место выходит не степень подчиненности друг другу элементов организационной структуры, хотя, конечно, можно говорить, что участок подчинен цеху, а их правило их взаимное вхождения одного в другое: несколько участков являются структурными подразделениями одного и того же цеха.

      Управленческая  иерархия определяет способ персонального размещения и взаимного подчинения работников компании. В первую очередь, речь, идет о размещении и взаимной подчиненности менеджеров, хотя на самом нижнем уровне такой иерархии размещены специалисты — работники, не исполняющие обязанностей руководителей. Специалисты, так же как и менеджеры являются участниками процесса управления. Их формальное отличие от менеджеров состоит в том, что они только принимают команды, но не генерируют их, они не имеют прав управлять другими работниками, их право управлять распространяется только на ресурсы.

      Управленческая  иерархия позволяет полностью персонализировать  управленческий процесс в компании. Фактически ни один из работников не оказывается  вне этой иерархии, это позволяет  однозначно идентифицировать выполняемые им функции, права, ответственность.

      В самом деле: не управление отдает команды  отделу, а начальник управления персонально  отдает команды начальнику отдела. Сам отдел, включая и работников, и оборудование, и технологии может  рассматриваться только как набор средств, которым распоряжается начальник отдела с целью достижения результата управления, в том числе для выполнения приказов своего непосредственного начальника.

      На  рис. 1 приведены примеры соответствующих друг другу фрагментов управленческой иерархии и организационной структуры.

Рис.1. Пример управленческой иерархии (а) и организационной структуры (б)

      В реальной жизни оба понятия почти  неразделимы: руководитель А, отдавая  команды менеджеру Б, хорошо понимает, что в подчинении Б находится  некий элемент структуры (например, отдел или цех), наличие которого только и позволяет выполнить данную команду. Фактически руководитель А, отдавая команду персонально менеджеру Б, приводит в действие ресурс, непосредственно подчиненный этому менеджеру. Более того: руководитель А обязан заранее предоставить в распоряжение Б этот ресурс, иначе выполнение команд может стать невозможным.

      Когда мы говорим, что внутри компании все  менеджеры распределены по ячейкам  управленческой иерархии, то это означает, что речь не идет о некоторой бесформенной “россыпи” более или менее толковых руководителей. Иерархия для того и существует, чтобы задавать порядок размещения и взаимного подчинения менеджеров.

      Объединение менеджеров в иерархию приводит к  созданию новой системы: “россыпь” менеджеров и иерархия менеджеров обладают принципиально разным качеством. Распределив россыпь управленцев по ячейкам иерархии, и установив, таким образом, между ними определенные отношения, мы создаем систему, обладающую новым качеством: сформированная группа менеджеров теперь способна решать задачи управления всеми процессами в компании. Подобные способности ранее не были свойственны “россыпи”. Таким образом: иерархия — это система, которая позволяет получить новые качественные свойства для входящих в нее элементов 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1 Идеальная типовая иерархия 

      Несмотря  на многообразие возможных форм построения управленческих иерархий начнем их анализ с самых простых примеров построения идеальных иерархий.

      Для маленькой компании, где руководитель вынужден, в большей степени, работать как специалист, а не как менеджер, характерна двухуровневая форма организации управления. Для средних и крупных компаний число уровней растет в соответствии с усложнением решаемых управленческих задач.

      Двухуровневая управленческая иерархия включает в себя только два уровня: на верхнем уровне находится один менеджер, которому подчинена группа специалистов, расположенная на первом (нижнем) уровне управленческой иерархии (рис. 2). Менеджер, управляя специалистами, формулирует для каждого из них соответствующие команды. Эти команды, следуя с большей или меньшей регулярностью, могут рассматриваться как поток команд. Ясно, что для каждого специалиста в этой схеме существует собственный поток команд.

      Такие двухуровневые иерархии характерны для небольших компаний, в которых работает от двух до семи – десяти сотрудников.

      Рис. 2. Двухуровневая управленческая иерархия

      В такой компании роль “Специалиста”, которую исполняет менеджер, требует больших временных затрат по сравнению с ролью “Менеджера”. Вполне возможно, что основные затраты его рабочего времени как раз и приходятся на решение задач специалиста. И тем не менее, при этом у него сохраняются все признаки менеджера: право управлять и ответственность за результаты управления. Отметим, что в случае двухуровневой иерархии ответственность и за принимаемые решения и за результат управление чрезвычайно высока. Это обстоятельство обусловлено их малым масштабом: каждое решение менеджера отражается на действиях всех работников и может повлиять на возможность существования всей компании.

      На  рис. 3 представлен общий случай многоуровневая управленческая иерархия, отражающая организационные идеи построения большинства действующих компаний.

      Рис. 3. Многоуровневая управленческая иерархия

      В общем случае, управленческая иерархия включает в себя несколько уровней, каждому из которых условно соответствуют один или несколько менеджеров.

      Два верхних уровня обычно называют уровнями топ–менеджеров (top [англ] — в одном из значений “высший”). На самом верхнем уровне всегда находится только один топ–менеджер — это руководитель компании. Неважно, как он называется в каждой конкретной компании: директор, генеральный директор, президент, управляющий или еще как-нибудь иначе — обозначаем его термином Главный менеджер.

      Следующий уровень, который также относится  к уровню топ – менеджеров, обычно соответствует заместителям Главного менеджера. Этот уровень, как правило, отдан управленцам, отвечающим за конкретные направления работы (производство, реализация, обслуживание).

      Подчеркнем  только один важный момент: самый нижний – первый уровень иерархии отдан  рядовым специалистам, без которых  не существует ни управленческая иерархия, ни сам управленческий процесс. Следствие  из этого факта весьма простое: непосредственное взаимодействие со специалистами осуществляют менеджеры только одного предпоследнего снизу уровня управленческой иерархии. Менеджеры более высоких уровней в такой идеальной иерархии, имеющей геометрически правильную форму, руководят только менеджерами, непосредственно им подчиненными.  
 
 
 
 
 

      1.2 Принцип единоначалия и его следствия 

      Схемы построения управленческих иерархий, представленные на двух последних рисунках, не только отражают идею подчиненности  вообще, но и полностью соответствуют  принципу единоначалия.

      Принцип единоначалия — система  управления компании или организации, при которой у  каждого подчиненного есть только один начальник. Принцип единоначалия, видимо, является одним из самых древних и вместе с тем наиболее широко применяемых в настоящее время принципов управления людьми.

      Перечислим  наиболее важные следствия, вытекающие из принципа единоначалия:

Информация о работе Развитие отношений подчинённости. Определение соответствующего типа структур