Развитие структур управления в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:52, реферат

Описание

Движителем рыночной экономики принято считать предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, наконец предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций.

Развитие предпринимательства является основой для становления рыночной экономики, и сегодня, так или иначе, оно получает широкое развитие. Наряду с этим разрешенными становятся многие другие виды деятельности, ранее подвергавшиеся запрету и преследованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности…………...5
2. Понятие и функции управления………………………………………..6
3. Структура предприятия…………………………………………………7
3.1 Организационные структуры управления…………………………...7
3.2 Производственные структуры управления…………………………12
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет 
низкотемпературных  и пищевых технологий
 
 

 
 

Кафедра экономики промышленности и организации производства.  

Менеджмент  и маркетинг. 

Контрольная работа  

Вариант № 9. 

«Развитие структур управления в условиях рыночной экономики». 
 
 

                                                                             
 

Выполнила:

                                                                                    
 

Санкт-Петербург

                                                     2011

 

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Понятие предприятия, цели и  направления деятельности…………...5

     2. Понятие и функции управления………………………………………..6

     3. Структура предприятия………………………………………………7

     3.1  Организационные структуры управления…………………………...7

     3.2  Производственные структуры управления…………………………12

     Заключение………………………………………………………………..22

     Список  использованной литературы…………………………………….23

 

    Введение

     Движителем  рыночной экономики принято считать  предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, наконец предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и  риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций.

     Развитие  предпринимательства является основой  для становления рыночной экономики, и сегодня, так или иначе, оно  получает широкое развитие. Наряду с этим разрешенными становятся многие другие виды деятельности, ранее подвергавшиеся запрету и преследованию.

     Именно  предприниматель представляется главным  действующим лицом рыночной экономики, реализующим в процессе своей  деятельности присущие ей экономические  отношения собственности.

     И само управление (или менеджмент) понимается как проявление предпринимательской  способности направлять используемые ресурсы в ту сферу, где существует возможность получение наилучших  результатов. В условиях рыночной экономики  пестрая картина успехов бизнеса является прежде всего результатом успешности управленческой деятельности, предприимчивости руководства фирм.

     Характерной особенностью современного состояния  рынка является общий рост конкуренции  на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия. В наше время успешность функционирования фирмы, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, и возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.

     Несмотря  на то, что теоретические основы управления исследовались многими учеными, до сих пор нет общепринятого определения понятия «управление». Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования.

     В исследованиях систем управления широко используются подходы выделения структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам, и т.д.

 

      1. Понятие предприятия,  цели и направления  деятельности

     В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.   

     Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект  производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

     Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и  т.п.   

     Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

     На  основе общей миссии предприятия  формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

     Каждое  предприятие - это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

     1) комплексное изучение рынка (маркетинговая  деятельность);

     2) инновационная деятельность (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных,  управленческих и других новшеств в производство);

     3) производственная деятельность (изготовление  продукции, выполнение работ и  оказание услуг, разработка номенклатуры  и ассортимента адекватных спросу  на рынке);

     4) коммерческая деятельность предприятия  на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

     5) материально-техническое обеспечение  производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение  всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

     6) экономическая деятельность предприятия  (все виды планирования, ценообразования,  учет и отчетность, организация  и оплата труда, анализ хозяйственной  деятельности и т.п.);

     7) послепродажный сервис продукции  производственно-технического и  потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

     8) социальная деятельность (поддержание  на надлежащем уровне условий  труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.). 
 

     2. Понятие и функции управления

     Управление  представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей  с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.

     Главной задачей управления является обеспечение  роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования  технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.

     В основе управления предприятием лежат  принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.

     К общим функциям управления относятся:

  • планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели;
  • организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия;
  • мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;
  • контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.
 
 

     3. Структура предприятия

     Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия организационной, производственной и общей структур управления. 

     3.1  Организационные структуры управления

     Существуют следующие организационные структуры управления:

  • Линейная;
  • Многолинейная (функциональная);
  • Линейно-штабная.

     Линейная  организационная  структура управления – это одна из  простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

     При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о по объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

     Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Схематически линейная структура управления представлена на рис.1. 

       

                              Линейные исполнители                             

       
   

                                   Исполнители                                  

                       
 
А1
 
 
А2
 
 
А3
 
 
Б1
 
 
Б2
 
 
Б3
 

Информация о работе Развитие структур управления в условиях рыночной экономики