Развитие структур управления в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:52, реферат

Описание

Движителем рыночной экономики принято считать предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, наконец предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций.

Развитие предпринимательства является основой для становления рыночной экономики, и сегодня, так или иначе, оно получает широкое развитие. Наряду с этим разрешенными становятся многие другие виды деятельности, ранее подвергавшиеся запрету и преследованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности…………...5
2. Понятие и функции управления………………………………………..6
3. Структура предприятия…………………………………………………7
3.1 Организационные структуры управления…………………………...7
3.2 Производственные структуры управления…………………………12
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)
 

      
 

Преимущества Недостатки
1) Четкое  разграничение ответственности  и компетенции; 1) Высокие профессиональные  требования к руководителю;
2) Простой  контроль; 2) Сложные коммуникации  между исполнителями;
3) Быстрые  и экономичные формы принятия  решения; 3) Низкий уровень  специализации руководителей;
4) Простые  иерархические коммуникации; 4) Ярко выраженный  авторитарный стиль руководства;
5) Персонифицированная  ответственность. 5) Перегрузка  руководителя.

     Рисунок 1

     Как видно из рисунка 1, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

     Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

     Линейная  организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (См. рис.1).

     Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены многолинейной структурой.

     Многолинейная (функциональная) организационная  структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

     Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления  (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

     В организации, как правило, специалисты  одного профиля объединяются в отделы, например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

     Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

                А

 

                Б 

 

                В

 
 

Функциональные  службы 

 
 

Исполнители 

Преимущества Недостатки
1) Высокий  профессиональный уровень подготовки решений; 1) Сложность  подготовки и согласования решений;
2) Быстрая  коммуникация; 2) Отсутствие  единого руководства;
3) Разгрузка  высшего руководства; 3) Дублирование  распоряжений и коммуникаций;
4) Профессиональная  специализация руководителя. 4) Сложность  отсутствия контроля;
5) Уменьшение  потребности в специалистах широкого  профиля. 5) Относительно  застывшая организационная форма,  с трудом реагирующая на изменения.

Рисунок 2

     Как видно из рис.2, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

     Как и линейная, многолинейная  структура имеет свои преимущества и недостатки (См. рис.2).

     Недостатки  как линейной, так и многолинейной  структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.

     Линейно-штабная  организационная  структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

     В данном случае функциональные структуры  подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят  в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

     Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации (См. рис.3). 
 
 

     
     

Линейные службы

 
 
                       
А1
 
 
А2
 
 
А3
 
 
Б1
 
 
Б2
 
 
Б3
 

Исполнители

Преимущества Недостатки
1) Снижение  загрузки линейных руководителей; 1) Увеличение  штатов за счет штабных структур;
2) Повышение  качества подготовки решений  за счет привлечения специалистов; 2) Опасность  конфликтов линейных и функциональных  структур;
3) Улучшение  горизонтальной координации; 3) Сложность  вертикальных коммуникаций;
4) Баланс  функционального и линейного  руководства. 4) Нечеткость  процедур принятия решений.

     Рисунок 3

      Линейно-штабная структура так же имеет свои положительные моменты  и недостатки (См. рис.3). 

     3.2  Производственные структуры управления

     Помимо  организационных структур управления имеются и производственные структуры управления. Данная структура управления предприятия определяется составом его производственных звеньев и формой их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов. В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий различают следующие классические формы производственных структур управления, а именно:

  • Дивизиональная;
  • Функциональная;
  • Матричная;
  • Проектная.

     Дивизиональная структура управления–совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные  вопросы.

     Схема дивизиональной структуры управления представлена на рис.4.

     При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений (предприятий) специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать  личные контакты.

     Рыночный  подход к формированию организационной  структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.

     Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:

     - Многопрофильные предприятия;

     - Предприятия, расположенные в различных регионах;

     - Предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.

     Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.

     Крупные современные организации, имеющие  дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных обществ и их объединений (акционерные компании, холдинги, финансово-промышленные группы).

     Преимущества  и недостатки дивизиональной структуры  управления указаны на рис.4.

 
 
 
Преимущества Недостатки
1) Четкое  разграничение ответственности; 1) Высокая потребность  в руководящих кадрах;
2) Высокая  гибкость и адаптивность системы; 2) Сложная координация;
3) Высокая  самостоятельность структурных единиц; 3) Повышенные  затраты за счет дублирования  функций;
4) Разгрузка  высшего менеджера; 4) Сложность  осуществления единой политики;
5) Простота  коммуникационных сетей;  5) Разобщенность  персонала;
6) Кадровая  автономия, высокая мотивация. 6) Слабый синергетический  эффект.

Рисунок 4 

     Функциональная  структура управления – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Схема функциональной структуры управления представлена на рис.5.

 
 
 
Преимущества Недостатки
1) Профессиональная  специализация руководителей подразделений; 1) Отсутствие  единого технического руководства по продуктам, проектам;
2) Снижение  риска ошибочных явлений; 2) Снижение персональной  ответственности за конечный  результат;
3) Высокий  профессиональный авторитет специалистов; 3) Сложность  контроля за ходом процесса  в целом и по отдельным проектам;
4) Высокие  возможности координации; 4) Размытость  ответственности и границ компетенции.
5) Простота  формирования и реализации единой  инновационной политики.  

Информация о работе Развитие структур управления в условиях рыночной экономики