Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:52, реферат
Движителем рыночной экономики принято считать предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, наконец предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли. Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся не только нахождения новых источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов продукта, но и внедрения широкого круга инноваций.
Развитие предпринимательства является основой для становления рыночной экономики, и сегодня, так или иначе, оно получает широкое развитие. Наряду с этим разрешенными становятся многие другие виды деятельности, ранее подвергавшиеся запрету и преследованию.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности…………...5
2. Понятие и функции управления………………………………………..6
3. Структура предприятия…………………………………………………7
3.1 Организационные структуры управления…………………………...7
3.2 Производственные структуры управления…………………………12
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
Преимущества | Недостатки |
1) Четкое разграничение ответственности и компетенции; | 1) Высокие профессиональные требования к руководителю; |
2) Простой контроль; | 2) Сложные коммуникации между исполнителями; |
3) Быстрые и экономичные формы принятия решения; | 3) Низкий уровень специализации руководителей; |
4) Простые иерархические коммуникации; | 4) Ярко выраженный
авторитарный стиль |
5) Персонифицированная ответственность. | 5) Перегрузка руководителя. |
Рисунок 1
Как видно из рисунка 1, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).
Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Линейная
организационная структура
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены многолинейной структурой.
Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в отделы, например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
| |
| |
|
Функциональные
службы
Исполнители
Преимущества | Недостатки |
1) Высокий профессиональный уровень подготовки решений; | 1) Сложность
подготовки и согласования |
2) Быстрая коммуникация; | 2) Отсутствие единого руководства; |
3) Разгрузка высшего руководства; | 3) Дублирование распоряжений и коммуникаций; |
4) Профессиональная специализация руководителя. | 4) Сложность отсутствия контроля; |
5) Уменьшение
потребности в специалистах |
5) Относительно
застывшая организационная |
Рисунок 2
Как видно из рис.2, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки (См. рис.2).
Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.
Линейно-штабная организационная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Таким
образом, линейно-штабная структура включает
в себя специальные функциональные подразделения
(штабы) при линейных руководителях, которые
помогают им выполнять задачи организации
(См. рис.3).
Линейные службы
|
|
|
|
|
|
Исполнители
Преимущества | Недостатки |
1) Снижение
загрузки линейных |
1) Увеличение
штатов за счет штабных |
2) Повышение
качества подготовки решений
за счет привлечения |
2) Опасность
конфликтов линейных и |
3) Улучшение горизонтальной координации; | 3) Сложность вертикальных коммуникаций; |
4) Баланс функционального и линейного руководства. | 4) Нечеткость процедур принятия решений. |
Рисунок 3
Линейно-штабная
структура так же имеет свои положительные
моменты и недостатки (См. рис.3).
3.2 Производственные структуры управления
Помимо организационных структур управления имеются и производственные структуры управления. Данная структура управления предприятия определяется составом его производственных звеньев и формой их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов. В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий различают следующие классические формы производственных структур управления, а именно:
Дивизиональная структура управления–совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.
Схема дивизиональной структуры управления представлена на рис.4.
При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений (предприятий) специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.
Рыночный подход к формированию организационной структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок.
Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:
- Многопрофильные предприятия;
- Предприятия, расположенные в различных регионах;
- Предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.
Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
Крупные современные организации, имеющие дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных обществ и их объединений (акционерные компании, холдинги, финансово-промышленные группы).
Преимущества и недостатки дивизиональной структуры управления указаны на рис.4.
Преимущества | Недостатки |
1) Четкое разграничение ответственности; | 1) Высокая потребность в руководящих кадрах; |
2) Высокая
гибкость и адаптивность |
2) Сложная координация; |
3) Высокая самостоятельность структурных единиц; | 3) Повышенные затраты за счет дублирования функций; |
4) Разгрузка высшего менеджера; | 4) Сложность осуществления единой политики; |
5) Простота коммуникационных сетей; | 5) Разобщенность персонала; |
6) Кадровая автономия, высокая мотивация. | 6) Слабый синергетический эффект. |
Рисунок
4
Функциональная структура управления – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Схема функциональной структуры управления представлена на рис.5.
Преимущества | Недостатки |
1) Профессиональная
специализация руководителей |
1) Отсутствие
единого технического |
2) Снижение риска ошибочных явлений; | 2) Снижение персональной ответственности за конечный результат; |
3) Высокий
профессиональный авторитет |
3) Сложность
контроля за ходом процесса
в целом и по отдельным |
4) Высокие возможности координации; | 4) Размытость
ответственности и границ |
5) Простота
формирования и реализации |
Информация о работе Развитие структур управления в условиях рыночной экономики