Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:58, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно;
• позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
• дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
• позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не
повторять ошибок в будущем.
Введение 3
Цель курсовой работы 5
Раздел 1. Эволюция управленческой мысли 6
Раздел 2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа вуправлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 12
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
Раздел 3. Развитие менеджмента в России 16
3.1. Необходимость и сущность управления 16
3.2. Эволюция теорий управления в России 19
3.3. Проблемы российского менеджмента 25
3.4. Задачи российского менеджмента 27
Заключение 30
Список литературы 31
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции
управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор
обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,
Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие
экономико-математических методов (ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по
теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.
Первая в стране
Лаборатория экономико-
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей.
Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в
предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.
Раздел 3. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
3.1.НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Сущность управления
невозможно раскрыть без рассмотрения
сферы его осуществления. В этой
связи следует различать
Различают две
разновидности социального
• управление как элемент всякой трудовой деятельности человека;
• управление как элемент взаимоотношений людей.
Процессы управления, присущие человеческому обществу, весьма разнообразны. Условно можно выделить: политическое управление, управление государством и управление экономикой или составляющими ее частями. В условиях рыночной экономики главным объектом управления является предприятие. Традиционно проблемы управления исследуются на крупных предприятиях, поэтому, когда говорят о "бизнес-менеджменте", прежде всего речь идет об управлении крупными корпорациями. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.
Управление неразрывно связано с кооперацией труда, которая предполагает разделение процесса труда между отдельными работниками и наличие прямой связи этих лиц. Управление вызывается производственной необходимостью согласовывать, координировать деятельность отдельных людей. С развитием капиталистического способа производства происходило все большее усложнение управления, его дифференциация. Капиталист- собственник сам уже не справляется с управлением, поэтому появляется многочисленный штат управленческих работников, а затем и целая система органов управления. Производственное предприятие представляет собой сложную комбинацию технических, материальных и людских ресурсов. Технико- технологическая система и система социальной организации предприятия существуют в органическом единстве друг с другом. Проблема управления не сводится к одним лишь технологическим аспектам, требуя максимальной четкости, организованности, рациональности всех без исключения элементов, но предполагает изучение всей совокупности отношений и взаимоотношений между людьми в процессе производства, организации совместной деятельности людей, их взаимодействие со средствами производства и т.д.
Важный вопрос
теории управления - это соотношение
общих и специфических
Общие закономерности управления проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с ее специфическими закономерностями.
Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, ее многообразные аспекты.
В объективной
реальности управление представляет собой
очень сложную, комплексную систему.
Управление предполагает разработку целей,
принципов, системы методов управления.
В структурном плане оно
В процессе управления осуществляется объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участников в единое целое. Исследования процессов синтеза всех элементов в единое целое, изучение управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления и является предметом изучения управления.
В теории управления используется логический метод и формулируются логические законы. Логика принятия управленческих решений в экономике в значительной степени поддается формализации. В связи с этим особое место в изучении проблем управления занимают экономико-математические методы.
Управление представляет
собой сложное субъект-объектное соотношение.
Управленческая деятельность становится
все более научно- обоснованной благодаря
развитию теории управления, но в то же
время она остается также областью творчества,
искусства. Эффективность системы управления
обеспечивается умением руководителей
овладеть искусством творческого применения
в конкретных ситуациях научных принципов
управления.3.2. Эволюция теорий управления
в России
3.2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание.
Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П.
Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев
(главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А.Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами
совершенствования теории и практики организации труда. Им
сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые
установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования,
ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.
Еще одна концепция управления 20-х годов, связанная с именем Е. Ф. Розмировича исходила из принципиальной однородности производственного и управленческого процессов. Она переоценивала значение хронометража, фотосъемок, с помощью которых якобы можно было получить точную картину управленческого процесса. Однако механистический подход к проблемам управления, игнорирование социально-психологических аспектов не помешало ей и ее сторонникам сделать весьма значительный вклад в рационализацию делопроизводства архивного дела, счетоводства и т.д., в ликвидацию параллелизма и рассредоточение функций управления на основе выделения трех "больших функций" - организации, планирования, учета - и их организационное оформление.
Наряду с учеными и специалистами, работавшими в Москве, вопросам научной организации труда и управления уделялось большое внимание и на местах. В их ряду заслуживают внимания быть отмеченными профессор Томского университета И. Н. Бутаков (1920-1927 гг.) и директор Харьковского института труда Ф. Р. Дунаевский (1922-1930 гг.).
Бутаков разработал оригинальный подход к анализу проблем управления производством, сформулировав концепцию "механизма служебных отношений", т. е. "иерархической соподчиненности агентур, занятых на предприятии". Это был весьма важный вклад в теорию управления, так как был связан с организацией личного фактора производства, с управлением трудовыми коллективами. Он считал, что франко-прусская война 70-х годов XIX века была выиграна не благодаря воинскому духу немцев, немецкой технике, денежным и материальным ресурсам (по всем пунктам они уступали Франции), а благодаря организации, ее определенным принципам.
Бутаков рассматривал управление и как науку и как искусство. О науке управления говорил как о стыковой науке, где теория и практика взаимодействуют друг с другом. Он считал, что выработанные наукой законы и принципы заключают в себе направление решения того или иного вопроса, не указывая детальных конкретных путей решения. Отсюда - всегда существует определенный запас вариантов, альтернатив управленческого поведения в рамках установленных теорией принципов.
Ф. Р. Дунаевский выдвинул концепцию "административной емкости", т.е. способности непосредственно руководить определенным количеством лиц. В своих исследованиях он первый пропагандировал комплексный подход, в отличие от Е. Розмирович, абсолютизировавшей технический аспект, и Н. Витке, видевшего сущность управления в создании благоприятной социально- психологической атмосферы, т.н. "духа улья" в коллективах. Он говорил об особой науке – науке управления, называя ее "организацией труда", "организационной технологией".
Информация о работе Развитие теории управления советскими и российскими учеными и практиками