Развитие теории управления советскими и российскими учеными и практиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:58, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно;
• позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
• дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
• позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не
повторять ошибок в будущем.

Содержание

Введение 3
Цель курсовой работы 5

Раздел 1. Эволюция управленческой мысли 6
Раздел 2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа вуправлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 12
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
Раздел 3. Развитие менеджмента в России 16
3.1. Необходимость и сущность управления 16
3.2. Эволюция теорий управления в России 19
3.3. Проблемы российского менеджмента 25
3.4. Задачи российского менеджмента 27
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая по истории МЖ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

В 30-е гг. была проделана большая научная и  практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и

органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени

специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой  Отечественной войны система  управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений.

Основным принципом  управления продолжал оставаться хозрасчет  при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с середины 60-х годов начинается возрождение небывалого интереса к теоретическим и практическим проблемам управления. К этому подталкивали многие обстоятельства: усложнение хозяйственных связей, достижения научно-технической революции, развитие кибернетики и др. В стране развертывается новая экономическая реформа, представившая большую самостоятельность основным производственным звеньям. Появляется огромное количество литературы, посвященной теоретическим разработкам проблем управления, экономическим экспериментам в отдельных отраслях и предприятиях, а также прямо или косвенно исследующей проблемы управления за рубежом. Создаются институты, исследовательские центры и лаборатории по самым различным проблемам управления, а также соответствующие специальности во всех экономических вузах страны. Практически невозможно перечислить все теоретические разработки, осуществленные в стране. Но следует выделить своеобразные школы управления, созданные в стенах МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского инженерно-экономического института им. С. Орджоникидзе, НИИ труда и др.

С тех пор  научные исследования в области  проблем управления занимают прочные  позиции, но ограниченность, связанная  с чрезмерной идеологизацией, привела  теорию социалистического управления в тупик. В конечном счете, распад СССР, экономический кризис в последний период его существования и последующее кардинальное изменение экономической: стратегии в направлении развития рыночных отношений в странах СНГ определили переориентацию направлений исследований в области теории и практики управления в постсоветских республиках, получивших политическую независимость.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к  управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М.Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам

совершенствования системы и методов управления народным хозяйством,

предшествовала  проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется

проведением в  стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1.     Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2.     Реформа системы управления 1979 г.

3.     Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к

рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с  произошедшими серьезными изменениями  в политической системе

управления, в  стране развернулась дискуссия о  механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,

предложила три  альтернативных варианта перехода к  рыночным отношениям:

1)     внесение отдельных элементов  рынка в существующую командно-

административную  систему управления;

2)     быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

3)     создание системы управления  на основе регулируемой рыночной

экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила

программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый

комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. Начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует

управления, руководства, регулирования со стороны государства.

    

3.3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В 2000 году в докладе Министерства Экономического Развития и Торговли РФ была особо отмечена низкая культура российского менеджмента. Руководство компаний в целом озабочено удержанием административного контроля над предприятиями и не стремится улучшать подходы к управлению производством. Более того, прогрессивные идеи, методы и стиль всеобщего менеджмента качества, доказавшего свою эффективность во всем мире, реальный менеджмент в нашей стране встречает с агрессивностью.

Для практики менеджмента  в России характерны и другие особенности. Так, предприятия оказались под огромным налоговым прессом. Он успевает разорить фирмы до того, как они окрепнут и начнут давать прибыль, платить налоги. Нужны поэтому соответствующие правовые и экономические механизмы, гарантирующие интересы участников рынка. Вместо единого общего рынка России нашему менеджеру приходится действовать в условиях раздробленности рынка, в каждом анклаве которого свои национальные, юридические и экономические особенности. Намного труднее становится разрешение проблем с производством, снабжением, расчетами, планированием, маркетингом.

Для развития российского  бизнеса не имеется пока серьезной  правовой основы. Решения вышестоящих  органов порой так "корректируются" местными властями, что, по существу, вообще перечеркиваются. Все уровни управления вводят дополнительные налоги или другие аналогичные платежи. Нередко постановления центральных и местных властей противоречат друг другу, вводятся в практику задним числом. В результате предприятия несут дополнительные убытки и оказываются на грани банкротства.

 Запутанность  и неопределенность законодательной  базы, произвол чиновников не  только осложняют работу менеджера,  но и толкают его на поиск  обходных путей для проведения  необходимых операцийДля российской  практики в области менеджмента сегодня важны выработка особого подхода к управлению с учетом сложившихся особенностей российского бизнеса и менталитета и построение такой динамической системы управления, которая способна выдерживать "контрастный душ" российской действительности.

Совершенно очевидно, что российская модель управления только начинает складываться, она возникает  на стыке старого и нового, западного  и восточного. Но она во многом оригинальна, становится все более действенной  и в возрастающей мере реализует свое общественное предназначение. К настоящему времени сформировалась определенная система взглядов на управление экономикой в переходный период.

Целесообразность  регулирования рынка посредством  взвешенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная, научно-техническая признана повсеместно. Роль государства состоит в том, чтобы обеспечивать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов и т.д. На государство ложится и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся научно-технический прогресс, экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, выравнивание структурных и региональных диспропорций, развитие международных экономических отношений. При этом формы государственного воздействия по мере продвижения будут все в большей мере превращаться в "мягкие" инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

Бюрократизация  компании, нецелесообразный рост штата  административных работников проявляется  при отсутствии ясных корпоративных  целей, миссии, идеологии, философии, принципов. Когда непонятно, ради чего работает предприятие, создаются предпосылки для различных финансовых злоупотреблений со стороны руководства, направленных на его личное обогащение. Многочисленные посредники, часто фиктивные, дилеры, оффшорные фирмы буквально паразитируют на предприятиях, высасывая соки. Подобная ситуация способствует криминализации промышленности и услуг, особенно сфер закупок и продаж.

3.4. ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Стало очевидным, что успех любой компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря - воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций. Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие - возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

Характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми: наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;· работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность; прием на работу, как правило, делается на контрактной основе; менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником; стиль управления приобретает все более демократичный характер.

Менеджеры опираются  ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно  формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в  общий результат. Этика бизнеса  становится золотым правилом менеджмента.

Основные принципы современного управления можно сформулировать так: ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента; повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях; внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы; предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием; формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой; способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.; этические основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям; всемерная опора на такие ключевые факторы менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами, производственным процессом; быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды; четкое представление о том, какой должна быть фирма сегодня, завтра в будущем.

Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, обязана самостоятельно решать вопросы  не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой

     
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Информация о работе Развитие теории управления советскими и российскими учеными и практиками