Регулирование социально-психологических факторов эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение теоретических аспектов формирования социально – психологического климата в коллективе, а также практическое освоение методов исследования межличностных отношений в организации.
Найти оптимальную пропорцию между социологией управления и ее психологическими аспектами, определить круг важнейших социологических и психологических проблем, выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие «управленческая деятельность». Именно индивидуальная деятельность управленца-руководителя является в конечном итоге важнейшим и определяющим звеном функционирования организаций

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Трудовой коллектив
§1. Процесс формирования и развития трудового коллектива………………..6
§2. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. . Управление организацией. Социально-психологические методы повышения эффективности производства
§1. Руководство трудовым коллективом……………………………………….15
§2. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения……………...21
§3. Трудовая мотивация и способы ее повышения……………………………26
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………...…………

Работа состоит из  1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Административно - распорядительные методы используются для решения  тех же задач, которые решаются преимущественно  экономическими методами, но в отличие  от последних не дают исполнителю альтернативы в выборе средств исполнения решений. Они осуществляются в форме приказов, указаний, распоряжений в устном или письменном виде, издаваемых вышестоящим руководящим органом или руководителем по отношению к нижестоящему, исполнителю.18

Социально-психологические  методы руководства основаны на использовании  руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека вообще, специфических черт и особенностей психологии отдельных работников в частности. Задача руководителя состоит в том, чтобы использовать эти знания для создания в коллективе таких отношений, которые позволяют подчиненным любое его распоряжение воспринимать как обоснованное, справедливое и соответствующее общественным нормам.

К основным социально-психологическим  методам управления относят:

  • моральное поощрение;
  • социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);
  • убеждение;
  • внушение;
  • личный пример;
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • создание и поддержание морального климата в коллективе
  • формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;
  • удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей

Одним из важнейших социально-психологических аспектов управленческой деятельности является преодоление стрессов. В литературе данная проблема рассматривается с двух сторон: стрессовые состояния руководителей и стрессовые состояния подчиненных.19

В любой, даже наиболее прогрессивной  и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для организации.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни.

В управленческой литературе предлагаются пути предотвращения и  преодоления стресса: налаживание  особенно эффективных и надежных отношений с руководителем. Требуется понимание его проблем и помощь ему в понимании проблем его подчиненных не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. Необходимы дополнительные объяснения информирование руководителя или сотрудников, что не ясны критерии оценки качества работы публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интереса к работе включение в график рабочего дня кратковременные перерывы для смены хода мыслей умение объяснить отказ при достижении предела, после которого сотрудник не в состоянии взять на себя больше работы.20

Но не только борьба со стрессом входит в задачи грамотного управления организацией. Неизбежный элемент в деятельности организации  – это возникновение конфликтных  ситуаций. Пути их разрешения и погашения важная часть работы руководителя, подробнее это рассмотрено в следующем параграфе.

 

§2. Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения

Термин "конфликт" имеет  множество различных определений. В управленческой науке конфликт рассматривается как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Субъектами конфликта могут быть отдельные люди, малые группы, или целые коллективы.

В конфликт могут быть вовлечены как все члены коллектива, так и отдельные производственные подразделения (отдел труда и заработной платы и плановый отдел), производственное подразделение и кто-либо из членов коллектива (бюро технического нормирования и рабочий), отдельные члены коллектива (руководитель и подчиненный, рабочий и рабочий). Наиболее часто встречаются конфликты между отдельными членами коллектива, т.е. межличностные конфликты - активное столкновение различных суждений, оценок, позиций, сопровождающееся активным возбуждением людей, искажением представлений друг о друге, развитием отношений неприязни, вражды.

В научной литературе выделяются различные подходы к  сути и оценке конфликта. С точки  зрения авторов, принадлежащих к  школе научного управления, основанной на теории бюрократии Вебера, конфликт - негативное явление в управленческой деятельности.21 Конфликтов следует избегать, если они появляются - разрешать немедленно. Данный подход к конфликту опирался на представление об организации, как совокупности определенных задач, процедур, правил взаимодействия должностных лиц и разработанной рациональной структуры. Подобные механизмы устраняют условия для возникновения конфликтов и ведут к бесконфликтному разрешению проблем.

Авторы, принадлежащие  к школе "человеческих отношений", также считали, что конфликта  можно и необходимо избегать. Они  допускали возможность появления противоречий между целями отдельных личностей и целями организации, возможностями одного лица и различными группами руководителей и т.п. Но с точки зрения концепции "человеческих отношений" конфликт является признаком неэффективной деятельности организации и плохого управления.22

Современный подход к  сущности конфликта рассматривает  его как неизбежный, и даже в  некоторых случаях необходимый  элемент деятельности организации. Нередко конфликт имеет отрицательный  характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решения группой более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, так как обсуждение различных точек зрения на эти документы происходит до их фактического исполнения.23

Итак, конфликт может  быть функционален и вести к повышению  эффективности в организации. Или  он может быть дисфункциональным  и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для управления конфликтом необходимо выяснить возникновение конфликтной ситуации.

В научной литературе выделяются различные виды конфликтов. Например, Мескон, Альберт, Хедоури различают четыре основных вида конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

В работах российских и зарубежных ученых типы конфликтов определяются также в зависимости  от причин конфликтов. Основными причинами являются: ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость в задании, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности всех сотрудников и подразделений,  предъявление взаимоисключающих требований к работе, а так же плохие коммуникации.24

Последствия конфликта  определяются тем, насколько эффективным  будет управление конфликтом. В научной литературе описываются различные способы управления конфликтными ситуациями. Альберт, Мескон, Хедоури разделяют их на две категории: структурные и межличностные. Существует четыре структурных метода разрешения конфликта - разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.25

По мнению вышеназванных  американских ученых, разъяснения требований к работе является наилучшим методом управления, предотвращающим отрицательные последствия конфликта.

Руководитель должен объяснить каждому сотруднику и  подразделению, какие результаты работы ожидаются от них. Какими они обладают полномочиями и ответственностью, какие  существуют процедуры и правила работы.

Еще один метод управления конфликтной ситуацией - применение координационного механизма. Пример такого механизма: цепь команд, установление иерархии полномочий, что упорядочивает  взаимодействие людей, принятие решений  и информационные потоки внутри организации.

Если подчиненные имеют  разногласия, конфликта можно избежать, предложив принять решение их общему вышестоящему начальнику.

Следующий метод управление конфликтом представляет собой установление общеорганизационных комплексных целей. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий сотрудников, групп или отделов. Идея, заложенная в эти высшие цели - объединить усилия всех участников деятельности и подчинить их единой задаче. Таким образом, достигается слаженность действий всего персонала.

Методом управления конфликтной  ситуации является так же создание системы вознаграждения. Люди, которые  вносят особый вклад в достижение общих целей, помогают другим группам  организации, должны вознаграждаться  благодарностью, премией, признанием или повышением по службе.26

Среди межличностных  стилей разрешения конфликтов выделяются: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Стиль уклонения подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.

Стиль сглаживания характеризуется  тем, что руководитель старается  не выпустить наружу признаки конфликта  и ожесточенности, апеллируя к солидарности.

В рамках стиля принуждения  преобладают попытки заставить  принять свою точку зрения любой  ценой. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и злоупотребляет своей властью. Недостаток этого  стиля в том, что он подавляет  инициативу подчиненных и приводит к игнорированию важных факторов.

Стиль компромисса характеризуется  принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность  к компромиссу наиболее ценно  в управленческих ситуациях, так  как сводит к минимуму недоброжелательность и дает возможность быстрого разрешения конфликта. Но использование компромисса на ранних стадия конфликта может помешать внимательному рассмотрению проблемы и уменьшить число альтернатив.

Стиль решения проблемы состоит в признании различия во мнениях и готовности ознакомиться с разнообразными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти наиболее приемлемый способ его разрешения. По мнению американских ученых, этот стиль является наиболее эффективным и приводит к оптимальному решению вопросов.27

 

§3. Трудовая мотивация и способы ее повышения

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных  на рыночную экономику, перед промышленными  предприятиями встаёт необходимость  работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

Решающим причинным  фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.28

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности.29

Р. Оуэн и А. Смит считали  деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее.30

При рассмотрении мотивации  следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать  и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности нельзя непосредственно  наблюдать или измерить, о них  можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные  потребности. Первичные по природе  своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими потребность в привязанности, уважении, успехе.

Информация о работе Регулирование социально-психологических факторов эффективности деятельности организации