Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:46, курсовая работа
Задачи настоящей курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты оценки качества управленческих решений
Данная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматривается сущность управленческих решений, указываются характерные особенности решений, факторы определяющие их качество и эффективность, также приводится классификация управленческих решений.
Вторая глава содержит информацию о методах оценки качества управленческих решений. Принципиальная схема оценивания качества управления, а также факторы влияющие на этот процесс. Критерии для определения качества управленческих решений. Цели оценки управленческих решений.
Введение
1. Теоретические аспекты качества управленческих решений
1.1 Сущность качества управленческих решений
1.2 Факторы качества управленческих решений и их эффективности
2. Методы и критерии оценки качества управленческих решений
2.1 Методы оценки качества управленческих решений
2.2 Критерии оценки качества управленческих решений
3. Рекомендации по оптимизации управления качеством принятия управленческих решений в современных экономических условиях
Заключение
Список использованной литературы
Необходима оценка качества управленческих работ, проводимая до их завершения и позволяющая заблаговременно устранить недостатки и довести качество до требуемой кондиции. Такая оценка должна сопровождать рабочий процесс по аналогии с технологическим контролем в материальном производстве. Таким образом, взамен схемы "работа - контроль качества итогового результата работы", характерной для производства продукции, в планировании, управлении используется схема "работа и непрерывно сопровождающее ее оценивание качества". Такая сопровождающая оценка представляет неотъемлемую часть процесса управления, играя роль обратной связи в системе регулирования качества этой деятельности. Соответственно, эта оценка не требует обособления в виде специальной процедуры, вычленяемой из оцениваемого процесса, и преследует не столько цель контроля качества, сколько поиск путей его повышения [3, с.76].
Итак, я предлагаю оценивать качество управления на основе критериев, показателей качества. Критерий качества представляет характеристики свойств управленческой деятельности, позволяющие сформировать суждение о ее качестве. Под показателями управленческой работы будем понимать любые признаки и свойства работы, характеризующие ее цели, назначение, содержание, методы и организацию проведения, сроки выполнения, состав исполнителей, получаемый результат, его использование, затраты ресурсов, эффективность, связь с другими работами и видами деятельности. Не все эти показатели используются как критерии качества, но одна из возможностей формирования критериев качества работы состоит в выделении из всего множества ее показателей подмножества тех, которые в наибольшей степени характеризуют качественные свойства работы. Так, к критериям качества закономерно относить показатели работы, характеризующие ее целенаправленность, научную обоснованность и перспективность. Перед тем как принять управленческое решение, следует использовать критерии, которые приведены в табл.1, и напротив каждого критерия, рассматривая показатели, расставлять коэффициенты. После соотношения всех критериев коэффициенты надо перемножить, и если результат ближе к единице - решение можно считать эффективным, если же результат ближе к нулю - то данное решение можно считать малоэффективным или не эффективным вообще.
Таблица 1
Критерии для оценки качества управленческих решений
N п/п |
Критерии |
Коэф. |
Показатели |
1. |
Констатирующая часть |
1,0 |
Приведение цели и причины решения |
0 |
Отсутствие цели и причины решения, ибо плохое решение - это полное его отсутствие |
||
2. |
Поясняющая часть |
1,0 |
Комментирование для более лучшего понимания решения |
0,8 |
Отсутствие объяснения |
||
3. |
Постановляющая часть |
1,0 |
Содержание перечня заданий для исполнения |
0,8 |
Полное отсутствие перечня заданий, которые исполнители должны принимать во внимание |
||
4. |
Форма и наименование <*> |
1,0 |
Присутствие названия формы документа, наличие официального бланка, а также указание атрибутов ответственного лица |
0 |
Отсутствие названия формы документа, официального бланка, а также атрибутов ответственного лица |
||
5. |
Выделение цветом для привлечения внимания <*> |
1,0 |
Выделение на белом бланке с черным цветом шрифта основной мысли фоновым красным цветом |
0,9 |
Монотонность написания |
||
6. |
Графическое <*> выделение |
1,0 |
Выделение всего документального содержания графическим обрамлением (квадратом, треугольником, овалом) |
0,9 |
Без выделения документального содержания |
||
7. |
Мотивирование решения |
1,0 |
Обещание в виде премии, повышения оклада и т.д. |
0,9 |
Отсутствие стимулирования |
||
8. |
Здоровье |
1,0 |
Учет физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей |
0,9 |
Отсутствие учета физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей |
||
9. |
Правомерность (соблюдение законодательства) |
1,0 |
Соблюдение законов |
0 |
Нарушение законов (уклонение) |
||
10. |
Точность |
1,0 |
Четкое определение сроков выполнения заданий |
0,8 |
Отсутствие определенных сроков выполнения заданий |
||
11. |
Культура общения |
1,0 |
Обращение к исполнителям в виде просьбы (отношение к сотруднику как к другу) |
0,8 |
Халатное отношение к исполнителям |
||
12. |
Рациональное использование ресурсов |
1,0 |
Эффективное и рациональное использование ресурсов компании (например, продвинутый программист может эффективно использовать все ресурсы компьютера и создать качественный программный продукт) |
0,8 |
Неэффективное и нерациональное использование ресурсов компании (например, плохой программист может испортить компьютер) |
||
13. |
Гениальность |
1,0 |
Премия за творчество (исполнитель за свою идею и за творческий подход к выполняемому заданию может получить премию) |
0,8 |
Не предусмотрены вознаграждения за гениальность сотрудника |
||
14. |
Техническая обеспеченность |
1,0 |
Руководитель позаботился о технической обеспеченности своих сотрудников (столы, компьютеры и т.д.) |
0,8 |
Нет технической обеспеченности для работы сотрудников |
||
15. |
Имидж организации |
1,0 |
Руководитель не использует имя организации (не стоит лишний раз принимать бестолковые решения от имени своей компании) |
0,8 |
"Прикрытие" имиджем организации, когда даже некоторые плохие решения будут восприниматься как должные и обязательные |
||
16. |
Условие жизнеобеспечения |
1,0 |
Создание комфортных условий для работы своих исполнителей (обеденный перерыв, заработная плата и т.д.) |
0,8 |
Равнодушное отношение к условиям работы своих исполнителей |
||
17. |
Ментальность |
1,0 |
Учет факторов региональной или международной принадлежности |
0,8 |
Отсутствие учета ментальных факторов |
||
18. |
Настроение исполнителя |
1,0 |
Если настроение исполнителя хорошее (нравится работа, семейное спокойствие и т.д.), то и работа выполняется хорошо |
0,8 |
Если настроение у исполнителя плохое (не нравится работа, конфликт с коллективом и т.д.), то и работа не выполняется или выполняется плохо |
||
19. |
Профессионализм исполнителя |
1,0 |
Опытный сотрудник может с большей вероятностью дать хороший результат |
0,8 |
Новичок может испортить хорошо разработанное решение |
||
20. |
Монотонность |
1,0 |
Отсутствие монотонности информации для лучшего ее восприятия |
0,8 |
Монотонность информации (вызывает снижение уровня восприятия) |
||
21. |
Целевые критерии |
1,0 |
Есть направленность управления на решение социально-экономических проблем |
0,8 |
Нет направленности управления на решение социально-экономических проблем |
||
22. |
Актуальность |
1,0 |
Присутствует ярко выраженная необходимость темы решения в настоящем |
0,8 |
Не присутствует или слабо выражена тема |
||
23. |
Значимость |
1,0 |
Присутствует полезность данного решения в будущем |
0,9 |
Отсутствует полезность или весомость данного решения в будущем |
||
24. |
Критерии вариантности |
1,0 |
Присутствие выбора: в какой мере при проведении работы будут рассматриваться различные варианты возможных решений, а также проведение их сравнения с целью выбора эффективных вариантов, обеспечивающих решение задач при наименьших затратах в кратчайшие сроки |
0,8 |
Отсутствие выбора различных стратегий - безвыходные ситуации |
||
25. |
Социальная значимость |
1,0 |
Есть положительное влияние на: жизнедеятельность исполнителей, условия и привлекательность труда, развитие творческих способностей личности и расширение возможностей ее самовыражения |
0,8 |
Безразличное отношение к значимости и ценности исполнителей, для них не предусмотрены социальные гарантии |
||
26. |
Социально-целевые критерии |
1,0 |
Данное решение должно быть направлено на: удовлетворение материальных и духовных потребностей социальных групп, коллектива, региональной общности людей и т.д. |
0,8 |
Решение исключительно направлено на удовлетворение материальных ценностей строго только для субъекта управления (в одну "кассу") |
||
27. |
Критерии динамики экономических показателей производства и потребления |
1,0 |
Данное решение грамотно направлено на управление экономикой, которое позволит обеспечить необходимые изменения показателей, предотвратить экономические спады, стабилизировать экономическую ситуацию, способствовать подъему работы, рациональному использованию всех видов экономических ресурсов |
0,8 |
Нет направленности на грамотное управление экономикой |
||
28. |
Критерии технико- технологического уровня производства, технического уровня и качества продукции и услуг |
1,0 |
Присутствие в управленческих документах технико-экономических показателей и показателей качества, которые соответствуют требованиям перспективных стандартов и технических условий, ориентирующих на выпуск продукции высокого качества, внедрение инноваций и приближение к высшим мировым достижениям |
0,8 |
Нет показателей возрастной структуры, срока обновления, качества, надежности, работоспособности, производительности, экономичности, уровня специализации и унификации средств производства |
||
29. |
Методические критерии |
1,0 |
Наличие методов выполнения работы и методического обеспечения |
0,8 |
Отсутствие методов выполнения работы |
||
30. |
Критерий совершенства показателей |
1,0 |
Направленность решения на разработку прогнозов, планов, программ, отчетно - статистических работ - деятельность в сфере контроля |
0,8 |
Отсутствие направленности решения на деятельность в сфере контроля и аналитики для прогнозов и стратегий |
||
31. |
Критерий совершенства принятой технологической схемы |
1,0 |
Соответствие процедурной последовательности, содержания процедур и их взаимосвязей общей логической схеме работы, ее целям, замыслу и содержанию |
0,8 |
Несоответствие процедурной последовательности, содержания процедур и их взаимосвязей общей логической схеме работы, ее целям, замыслу и содержанию |
||
32. |
Критерии качества исполнения и оформления документов |
1,0 |
Исполнение решения с точки зрения бездефектности и безошибочности его документального исполнения, оформления результатов, доступности восприятия. В выходном документе должны присутствовать: структуризация, логическая стройность размещения информационных материалов, четкость выделения частей, главных элементов, выводов и указаний, наличие шифров, оглавлений, ссылок, необходимых для поиска требуемых материалов, информационная выразительность материалов, информативность, доступность для восприятия, наличие требуемого числа экземпляров выпущенных материалов, аккуратность и эстетичность оформления |
0,8 |
Безграмотность, дефектность и ошибочное документальное исполнение |
||
33. |
Критерий качества организационной структуры |
1,0 |
Делегирование полномочий (для выполнения особо сложных решений), построение качественного структурного органа, выполняющего работу, прогрессивность стационарных и временно образуемых структур и органов управления работой (качество и действенность организационной структуры управления работой характеризуются наличием руководителя, отвечающего за работу в целом, руководителей отдельных разделов, четким выделением уровней управления и распределением функций управления по уровням, созданием программной структуры управления работой, системы оперативного регулирования и контроля за ходом работы) |
0,8 |
Нет делегирования полномочий для особо сложных решений |
||
34. |
Критерий рационального распределения работ между исполнителями |
1,0 |
Раздача заданий отдельным исполнителям с учетом их потенциальных возможностей и загрузки, других порученных им работ (подразумевает полноту охвата всех необходимых видов работ и согласованность поручений и заданий, выдаваемых исполнителям) |
0,8 |
Банальная выдача решения (задачи распределяются между исполнителями по их усмотрению) |
||
35. |
Критерий программной организации работы |
1,0 |
Наличие продуманной, обоснованной, действенной программы выполнения управленческой работы и ее реальное использование как инструмента организации работы (программа должна устанавливать основные этапы и фазы проведения работы с учетом взаимной связи между ними, сроки выполнения отдельных видов работ и исполнителей, то есть адресные показатели) |
0,8 |
Отсутствие продуманного алгоритма выполнения решения |
||
36. |
Критерий соблюдения сроков выполнения этапов решения |
1,0 |
Четкое определение сроков и этапов выполнения решения, а именно понимание того, в какой мере реализуется намеченная программа проведения работы и насколько смещаются реальные сроки выполнения по сравнению с заранее запланированными (задержка выхода управленческих решений и выпуска документов снижает их качество, т.к. запоздалое решение не может быть качественным) |
0,8 |
Отсутствие определения этапов и сроков, отведенных на выполнение решения |
||
37. |
Критерий уровня квалификации исполнителей |
1,0 |
Учет профиля и уровня первичного образования исполнителей, дальнейшего повышения образовательного уровня, стажа работы в управленческих органах и индивидуальных способностей |
0,8 |
Не учитывается уровень знаний и умений исполнителей, решения навязываются наобум |
||
38. |
Установочно - мотивационный критерий |
1,0 |
Наличие достоверной информации у руководителей об исполнителях, отражающей целевую установку и мотивы их деятельности, степень внутренней заинтересованности в работе, творческий подход, сознательное стремление к получению качественных результатов и т.д. |
0,8 |
Руководителей не интересует моральные, социально-психологические установки исполнителей |
||
39. |
Критерии полноты материально - Технического обеспечения |
1,0 |
Комплектация уровня обеспеченности исполнителей служебными площадями, средствами коммуникации, репрографии (размножения и отображения информации), оргтехники, персональными компьютерами и принтерами, средствами хозяйственного обеспечения условий труда в сопоставлении с нормативным уровнем |
0,8 |
У исполнителей отсутствует техническое обеспечение должного уровня (времена, когда считалось, что для управления, кроме знаний и навыков, необходимо иметь только бумагу и карандаш, уходят в прошлое, сегодня на качество управленческих работ оказывают заметное влияние факторы технического обеспечения) |
||
40. |
Критерии качества информационного обеспечения |
1,0 |
Имеющаяся информация по данному решению достаточна для проведения заданной работы, а критерии качественного уровня говорят о достоверности информации, ее точности, разносторонности, источниках |
0,8 |
Имеющаяся информация составлена сугубо из инстинктивных побуждений |
Надо заметить, что оценивание качества управленческих работ по своей природе циклично, ему присущи возвратно-поступательный характер, наличие разветвленной цепи обратных связей и локальных циклов. Представленное описание этого процесса как по существу однонаправленного представляет сознательную абстракцию, имеющую своей целью выделить ведущую линию процесса и представление его простейшей схемой.
Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией.
Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно.
Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие - практически не могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).
Методы исследования операций используются для выражения оптимальных решений преимущественно в следующих областях управления: планирование производства в крупном масштабе; организация производственных процессов на предприятиях; материально-техническое снабжение; организация перевозок.
Методы исследования операций базируются на использовании математических (детерминированных), вероятностных моделей, представляющих изучаемый процесс, систему или вид деятельности. Такие модели дают количественную характеристику проблемы и служат основой для принятия управленческого решения при поисках оптимального варианта. Насколько обоснованы эти решения, являются ли они лучшими из возможных, учтены ли и взвешены все факторы, определяющие оптимальное решение, каков критерий, позволяющий определить, что данное решение действительно наилучшее, - таков круг вопросов, имеющих большое значение для руководителей производства, и ответ на которые можно найти с помощью методов исследования операций. Оптимизация решений заключается в сравнительном исследовании числовых оценок факторов, которые обычными методами оценить невозможно. Наилучшее из возможных для экономической системы решение является оптимальным, а наилучшее решение относительно отдельных элементов системы - субоптимальным.
Методы исследования операций призваны отыскать решения, которые были бы оптимальными для возможно большего числа предприятий, организаций или их подразделений. Количественные методы исследования операций основаны на достижениях экономико-математических и статистических дисциплин (оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории графов, математической статистики и др.).
Оптимизация решения - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.
Основными методами оптимизации являются:
В практическом менеджменте основными методами анализа являются:
Под прогнозированием в менеджменте понимается непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.
Наиболее важные задачи прогнозирования:
К основным функциям прогнозирования относят:
Модель - это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.
Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
Современными организациями используются три базовых типа моделей:
Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. К сожалению, порой огромные средства расходуются на поиски глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Из того, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.
Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.
Проверка модели на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить - все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.
Применение модели. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.
Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении - например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий - может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.
Таким образом, совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.
Опыт успешных предприятий показывает, что достижение высокой эффективности невозможно без наведения порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. Качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.
Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.
Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.