Рекомендации по улучшению адаптации в ООО «Такси-экспресс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов системы адаптации персонала, определение рекомендаций по улучшению данной системы на примере конкретного предприятия.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- разобраться с понятием трудовая адаптация
- определить ее виды
- стадии процесса трудовой адаптации
- факторы трудовой адаптации,
- проанализировать систему адаптации персонала на ООО «Такси-экспресс»

Содержание

Введение…………………………………………………………............ 2 Понятие трудовой адаптации…………………………………...................4 Виды трудовой адаптации………………………………………...............6 Стадии процесса трудовой адаптации…………………………………………..9 Факторы трудовой адаптации…………………………………………………..11 Краткая характеристика ООО «Такси-экспресс»……………………………..13 Особенности адаптации работников ООО «Такси-экспресс»………………..15
Рекомендации по улучшению адаптации в ООО «Такси-экспресс»………...23
Заключение………………………………………………………………………25 Список использованной литературы…………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-трудовая адаптация персонала.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………............ 2  Понятие трудовой адаптации…………………………………...................4    Виды трудовой адаптации………………………………………...............6 Стадии процесса трудовой адаптации…………………………………………..9 Факторы трудовой адаптации…………………………………………………..11 Краткая характеристика ООО «Такси-экспресс»……………………………..13 Особенности адаптации работников ООО «Такси-экспресс»………………..15

Рекомендации по улучшению  адаптации в ООО «Такси-экспресс»………...23

Заключение………………………………………………………………………25 Список использованной литературы…………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что  процедура трудовой адаптации персонала  призвана облегчить вхождение новых  сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли  это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации.

Как правило, новичок  в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.

Кроме того, способы включения  новых сотрудников в жизнь  организации могут существенно  активизировать творческий потенциал  уже работающих сотрудников и  усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

К сожалению, важность мероприятий  по адаптации работников в нашей  стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого  периода. До сих пор многие государственные  предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях рыночных отношений, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов системы адаптации персонала, определение рекомендаций по улучшению данной системы на примере конкретного предприятия.

В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:

- разобраться с понятием  трудовая адаптация

- определить ее виды

- стадии процесса трудовой адаптации

- факторы трудовой  адаптации, 

- проанализировать систему  адаптации персонала на ООО  «Такси-экспресс»

- привести рекомендации  по улучшению системы адаптации  персонала на ООО «Такси-экспресс». 

Предмет курсовой работы – частные вопросы деятельности системы трудовой адаптацией персонала предприятия.

Объектом работы является система адаптации персонала  на ООО «Такси-экспресс».

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие трудовой адаптации.

 

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий:

  1. личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными,
  2. среда окажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведения личности,
  3. сопоставимое взаимное влияние личности и среды друг на друга.

Поступая на работу, человек  активно включается в систему  профессиональных и социально-психологических  отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация – двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

 

Адаптированность  человека в конкретной трудовой среде  проявляется:

1. в его поведении,

2. в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве),

3. в усвоении социальной информации  и ее практической реализации,

4.в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной),

5. удовлетворенности различными  сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной  платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.)

 

Виды трудовой адаптации.

 

1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.

 

2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям, она оценивается положительно, работник начинает принимать групповые нормы, постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. То есть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей, устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива и т.д.

 

3. Общественно-организационная адаптация – означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

 

4. Культурно-бытовая адаптация – это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.

5. Психофизиологическая адаптация – это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими нормами комфорта, весьма актуальны.

 

Также трудовая адаптация делится  на:

    1. первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду);
    2. вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).

Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной,социально-психологической,общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

 

 

Стадии процесса трудовой адаптации.

 

В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:

  1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
  2. Стадия приспособления – на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
  3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
  4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.

 

По характеру идентификации  различают 3 категории работников:

1. безразличные,

2. частично идентифицированные,

3. полностью идентифицированные.

 

Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестные работники. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней, вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

 

Факторы трудовой адаптации

 

Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на  субъективные и объективные.

Объективные – это факторы (в трудовой организации – связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.

К субъективным (личностным) факторам относятся:

    1. социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);
    2. социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя и способность формировать у других чувство ответственности и т.д.);
    3. социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).

 

Краткая характеристика

ООО «Такси-экспресс»

 

Полное название предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Такси-экспресс».

Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.

Год создания предприятия: 2007.

Место нахождения Общества: г. Санкт-Петербург, ул. Тележная,37 литер А

ежим работы: круглосуточно.

Основной вид деятельности: транспортные услуги.

Вспомогательный вид деятельности: встречи и проводы в аэропорту и на вокзале, курьерские услуги, перегон автомобиля клиента по указанному адресу, аренда автомобиля с водителем.

Компания ООО «Такси-экспресс»  успешно развивается, постоянно  расширяя сферу своих услуг. Среди  постоянных клиентов как частные лица, так и коммерческие организации. ООО «Такси-экспресс» имеет договор с мобильными операторами «МТС» и «МегаФон», благодаря которым такси можно заказать не только по городскому номеру, но и через сотовую связь.

Информация о работе Рекомендации по улучшению адаптации в ООО «Такси-экспресс»