Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание

Химическая и нефтехимическая промышленность относится к числу базовых отраслей российской индустрии. Она дает более 30 % доходов в бюджет, около 40% валютных поступлений, в ней задействовано около 12% трудового населения, около 20% основных производственных фондов.
В химической индустрии насчитывается около 800 крупных и средних промышленных предприятий и более 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью более 740 тыс. человек. Производственный и научно-технический потенциал позволяет российским предприятиям производить около 1,1% мирового объема химической продукции. Однако по общему выпуску химической продукции Россия находится в конце первой двадцатки стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Менеджмент как организация управления предприятиями нефтегазохимического комплекса 6
1.1. Понятие организационной структуры управления предприятием 6
1.2. Организационная структура предприятий нефтегазохимического комплекса России и факторы ее развития 9
1.3. Составляющие элементы организационной структуры на предприятии ОАО «Моющие средства» 15
1.4. Этапы обоснования организационной структуры управления предприятием 17
1.5. Критерии эффективности действующих организационных структур управления предприятиями 21
2. Основные стратегии диверсификационного роста на предприятиях химического и нефтехимического профиля 23
3. Обоснование организационной структуры управления при организации новых производств на предприятиях 29
3.1. Выбор площадки размещения участка по производству АП и КМС 29
3.2. Расчет численности ППП установки по производству АП и КМС 31
3.3. Краткий анализ действующей организационной структуры 33
Характеристика комплекса по производству компонентовдля моющих средств ЛАБ-ЛАБС 33
Характеристика деятельности ремонтных служб производственных предприятий 35
Факторы функционирования производственного предприятия 36
3.4. Новая организационная структура управления производственного подразделения ремонтно-механического цеха после присоединения нового производства АП и КМС. 39
3.5. Положение о структурном подразделении производства ремонтного цеха (после присоединения АП и КМС) 39
3.6. Схема производственных (материальных и информационных) потоков структурного подразделения 43
3.7. Потребность в дополнительных кадрах 44
3.8. Должностные инструкции при введении новых должностей 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список литературы 53

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент курсовик.docx

— 117.11 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, можно сделать вывод, что  необходимо перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков – это повышает эффективность  организации путём роста производительности и, по крайней мере, временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке  новых и более совершенных  стратегических решений. Взаимосвязь  стратегии и структуры лежит  в основе всех рекомендаций по корректировке  и изменению организации управления предприятием. 
 
 

  1. Основные  стратегии диверсификационного роста на предприятиях химического и нефтехимического профиля
 

     В условиях глобализации и мирового разделения труда среди специализированных предприятий появляется новый уровень  конкурентной борьбы, поэтому границы  изменений производственной составляющей объекта управления, прежде всего, должны определяться областью специализации  предприятия как совокупностью производственных процессов, направленных на удовлетворение конкретной потребительской потребности. В этом случае предприятие переходит на производство нового способа удовлетворения текущей потребности потребителей. Данный вариант стратегического решения наиболее приемлем в том случае, когда имеется технологически разработанный вариант производственного решения текущей потребности потребителей. Поскольку предприятие, занятое производством выпускаемого продукта, должно находится в постоянном поиске новых способов удовлетворения обслуживаемой потребности, диверсификация производства выступает естественным проявлением активного развития в модели устойчивости и преследует цель обеспечения конкурентоспособности на «завтрашних» рынках.

     Влияние связанной диверсификации производства на конкурентоспособность предприятия  происходит путем реализации эффекта  синергии, который проявляется в  сокращении удельных условно - постоянных затрат и дает возможность ценового конкурентного преимущества предприятия  на рынке выпускаемой продукции. Несвязанная диверсификация производства является процессом повышения конкурентоспособности  предприятия, если выпуск нового продукта позволяет аккумулировать большую  норму прибыли и направлять ее на производство и реализацию прежнего продукта в периоды обострения конкурентной борьбы и появления новых технологий. При связанной и несвязанной  диверсификации производства имеется  возможность повышения конкурентоспособности за счет так называемого эффекта смежной потребности, который реализуется с ростом объемов продаж прежнего продукта за счет освоения выпуска сопутствующего продукта .

     Диверсификация  производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

     К основным задачам товарной диверсификации относятся:

  • разработка принципов формирования ассортимента с точки зрения ориентации на определенные категории потребителей, ценовые ниши, каналы сбыта.
  • управление формированием ассортимента (включение в ассортимент новых изделий, исключение товаров из номенклатуры выпуска);
  • анализ жизненного цикла конкретных продуктов;
  • управление позиционированием товара на рынке.

     Различают три вида диверсификации производства: горизонтальную, конгломератную и концентрическую.

     Под горизонтальной диверсификацией понимается пополнение ассортимента продукцией, не похожей на товары предприятия, но интересной для традиционной клиентуры. Например, для предприятий по переработке нефтяного сырья к таким новым продуктам можно отнести кровельные и гидроизоляционные битумно-полимерные материалы. На таких предприятиях получило широкое распространение производство кровельного битума, а битумно-полимерные материалы являются для них новой продукцией.

     Конгломератная  диверсификация – это пополнение ассортимента продукцией, не связанной с традиционной деятельностью предприятия. К таким новым химическим продуктам, производство которых освоено, например, в ООО КИНЕФ, можно отнести линейные алкилбензолсульфаты – продукт для производства синтетических моющих средств.

     При концентрической диверсификации товарный ассортимент пополняется продуктами, похожими на товары предприятия, но имеющими более высокие потребительские свойства, более высокое качество. Примером такой диверсификации для ПО Киришинефтеоргсинтез может быть выпуск новых продуктов - бензинов с октановым числом 95 и выше, освоенным в последние годы или открытие новой заправки у предприятия имеющего уже сеть АЗС и.т.д.

     На  предприятиях отечественной промышленности сформировались различные предпосылки  диверсификации производства, поэтому  в России наблюдается не эволюционный характер развития явления (как на Западе), а наоборот, диверсификация осуществляется одновременно на различных этапах.

     Можно выделить три основополагающие группы причин перехода к стратегии диверсификации.

     1. Внешние условия предпринимательской  деятельности. Рынки для осуществляемого  производства находятся в состоянии  насыщения, либо спрос на продукт  находится на низком уровне  в течение довольно длительного  времени. Диверсификация эффективна  при благоприятной общей ситуации. Она может служить содействовать  целям выживания и развития  предприятия. Несколько предприятий  могут объединиться с целью  снижения налогов. Однако влияние  внешних условий на эффективность  работы предприятия необходимо  рассматривать отдельно для каждого  конкретного случая.

     2. Объективные причины, влияющие  на повышение прибыли и снижение  хозяйственных рисков. Здесь можно  выделить следующие факторы: экономия  на масштабах производства; укрепление  конкурентных позиций на рынке;  синергетический эффект - следствие  объединения усилий в области  снабжения, производства, маркетинга, сбыта, управления и финансирования. Кроме этого, действующее производство может давать превышающее потребности поступление денег. В этом случае такие денежные ресурсы могут быть направлены на финансовые вложения в другие сферы бизнеса.

     3. Политика управленческого персонала.  При расширении деятельности  предприятия руководство получает  возможность усилить свою власть  и увеличить собственные доходы. Диверсификация позволяет обеспечить  стабильную занятость благодаря  уменьшению рыночных рисков. Также  могут быть привлечены новые  высококвалифицированные сотрудники.

     Цели  диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния  и возможностей предприятия. Убыточные  предприятия стремятся выжить за счет производства новой прибыльной и конкурентоспособной продукции; предприятия со средней нормой прибыли  с помощью диверсификации стараются  поддержать установившуюся финансовую стабильность, а у преуспевающих  фирм приоритеты целей смещаются  в сторону экономической экспансии  и завоевания новых рынков.

     До  настоящего времени в используемых технологических процессах преобладают устаревшие технологии, внедренные в большинстве в 60-х – 70-х годах. К 90 – м годам сформировалась тенденция нарастающего отставания технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. Это явление проявилось в системе химической промышленности РФ в последние восемь лет.

     Снижается число инновационно - активных организаций в отрасли, а, соответственно, и объем технических и продуктовых нововведений.

     Таким образом, можно сказать, что производственный процесс в химической отрасли  в настоящее время находится  в состоянии неустойчивого и  хрупкого равновесия. Доминирующие позиции  химической отрасли, как реального  сектора экономки России говорят  о необходимости дальнейшего развития данного сектора экономики и в частности за счет диверсификации детальности. Тем не менее, отрасль химии и нефтехимии уже характеризуется широчайшей внутриотраслевой диверсификацией деятельности, а также ассортиментного ряда внутри подотраслей. Одной из причин данного явления до сегодняшнего момента остается, то, что большая часть ассортимента производимой продукции, поставляемой на экспорт, в том числе в страны ближнего зарубежья, является сырьем и возвращается в Россию в виде товаров производства химической промышленности других стран. Только 32% хозяйствующих субъектов химического комплекса на сегодняшний день освоили полный производственный цикл производимой продукции. Это способствует формированию и увеличению разрыва в цене внутреннего и внешнего рынка, ставит отечественного товаропроизводителя в еще более неравное положение в конкурентной борьбе, следствием чего является подавление отечественного химического производства.

     Рассматривая  тенденции развития химического  сектора, следует говорить о широкой  конгломератной диверсификации деятельности предприятий отрасли. Многие хозяйствующие  субъекты химической отрасли входят в крупные промышленные и финансово-промышленные группы, которые и являются наиболее значимыми фигурами российской химии  и нефтехимии, во многом определяя  тенденции и направления развития отрасли.

     В связи с вышеперечисленными проблемами химического комплекса России, основными  направлениями реформирования предприятий  химической отрасли должны стать:

  • институциональные преобразования - реструктуризация активов предприятий, создание и укрепление маркетинговых и других подразделений рыночной направленности; для преодоления кризиса неконкурентоспособности химической продукции и стимулирование их инновационно-инвестиционной активности;
  • структурное преобразование предприятий с учетом территориального фактора удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта, переориентация деятельности этих предприятий на региональный рынок;
  • развитие вертикально-диверсифицированых структур с технологическим циклом от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции, позволяющих комплексно, с высокой степенью переработки, использовать региональные ресурсы и, как следствие, повышать эффективность своей работы.

     Это, в свою очередь, требует укрупнения предприятий, расширения ассортимента выпускаемой продукции, создания новых  перерабатывающих производств по выпуску  товаров, пользующихся спросом у  населения и учитывающих ценовые  и рыночные запросы потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Обоснование организационной  структуры управления  при организации  новых производств  на предприятиях

3.1. Выбор площадки  размещения участка  по производству  АП и КМС

     Таблица 1

     Исходные  данные для выбора площадки размещения участка по производству АП и КМС в ОАО «Моющие средства» приведены в табл. 1

 
Параметры

размещения

Ед.

изм.

Произ-водст-во АП и КМС Цех по произ-водству

ГКМ

Установ-ка по про-изводству ЛАБСК Меха-ничес-кий цех
1. Компоновочное  решение          
Общая площадь свободных производственных помещений м2 600 - 500 700
Высота  производственных помещений м 4 3,5 3,5 4
Тип складских  помещений:          
закрытый   +   + +
открытый (навес)     +    
отапливаемый 0С ³ 00С - ³ 00С ³ 00С
Наличие собственных складов для хранения:          
сырья     + + -
запасных  частей     + - +
комплектующих     + - +
готовой продукции     + - +
оборудования     + - -
вспомогательных материалов     + + -
Использование складских помещений ОАО     - + +
II. Наличие  подъездных путей к производственной  территории:          
железнодорожной ветки     + + +
автотранспорта     + + +
III. Энергообеспечение          
Годовой расход электроэнергии тыс. кВт.час 515,7 Наличие трансформаторной подстанции
Параметры водяного пара:          
для нагрева  оборудования, для обогрева помещений Р, атм

t0C

6

150

Другие  параметры 6

150

Годовой расход сжатого воздуха

для приборов КиА

для ремонтных  работ

тыс.н.м3

Р, МПА

Р, МПА

24,0

0,8

0,8

Другие пара-метры 24,0

0,8

0,8

IV. Водоснабжение          
Годовой расход хозпитьевой воды тыс. м3 0,56 В пределах заданных значений
Годовой расход оборотной воды (охлажденной) тыс. м3 12,7 В пределах заданных значений
V. Водоотведение          
Годовой расход горячей оборотной воды тыс. м3 12,0 В пределах заданных значений
VI. Степень  пожароопасности производства (категории А-Д)   Б В Д Б
VII. Степень  санитарной классификации производства (I-V)   II II II II
VIII. Капиталовложения, в т.ч.: тыс.руб.        
подготовка  производственных площадей для размещения технологической линии     1550 1000 550
Подготовка  фундаментов для оборудования     490 490 490
Доставка  оборудования     100 120 140
Дополнительные  работы по монтажу оборудования, приточно-вытяжной вентиляции     180 150 180

Информация о работе Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса