Риск менеджмент как элемент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель позволила сформулировать основные задачи, которые решались в данной работе:

1.Рассмотреть основное понятие и сущность риска;
2.Составить классификацию рисков;
3.Рассмотреть сущность и содержание риск-менеджмента;
4. Организация риск-менеджмента;

5. Проанализировать стратегию риск-менеджмента;

6. Рассмотреть основные приёмы риск-менеджмента;

7. Проанализировать методы управления менеджментом и рисками.

Содержание

Введение …………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты риск-менеджмента……… 6
1.1. Основное понятие и сущность риска ….…………. 6
1.2. Классификация рисков ……………………………. 6
1.3. Сущность и содержание риск-менеджмента …….. 9
Глава 2. Риск-менеджмент в управлении……….………….. 12
2.1. Организация риск-менеджмента ………………….. 12
2.2. Стратегия риск-менеджмента …….………………. 15
2.3. Приёмы риск-менеджмента …...…………………... 17
Глава 3. Методы управления менеджментом и рисками …. 19
3.1. Методы управления рисками ……………………... 19
3.2. Страхование как основной приём риск-менеджмента ………………………………………..
20
3.3. Оценка – инструмент управления менеджментом . 24
Заключение…………………………...…………………………… 28
Список использованной литературы…………………………….. 29

Работа состоит из  1 файл

Риск-менеджмент как элемент управления.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     Экстраверсия – это свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.

     Интроверсия – это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей.

     Неотъемлемыми этапами организации риск-менеджмента являются также организация мероприятий по выявлению намеченной программы действия, контроль за ее выполнением, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.  

  2.2. Стратегия риск-менеджмента 

     Стратегия представляет собой искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

     Стратегия риск-менеджмента – это искусство управления риском в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения.[12, C. 321]

     Стратегия риск-менеджмента включает правила, на основе  которых принимаются рисковые решения и способы выбора вариантов решения. Это следующие правила:

  1. Максимум выигрыша;
  2. Оптимальная вероятность результата;
  3. Оптимальная колеблемость результата;
  4. Оптимальное сочетания выигрыша и величины риска.

     Сущность  первого правила заключается  в том, что из возможных вариантов  рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата при минимальном или приемлемом для инвестора риска.

     Сущность  правила оптимальной вероятности  результата состоит в том, что  из возможных решений выбирается то, при котором вероятность результата является приемлемой для инвестора, то есть удовлетворяет финансового менеджера.

     На  практике применения правила оптимальной  вероятности результата обычно сочетается с правилом оптимальной колеблемости результата.

     Сущность  правила оптимальной колеблемости результата заключается в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют небольшой разрыв, то есть наименьшую величину дисперсии, среднего квадратического отклонения, вариации.

     Сущность  правила оптимального сочетания  выигрыша и величины риска заключаются  в том, что менеджер оценивает  ожидаемое величины выигрыша и риска (проигрыша, убытка) и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска.[13, C. 36]

     Правила принятия решения рискового вложения капитала дополняются способами  выбора варианта решения. Существуют следующие способы выбора решения:

  1. Выбор варианта решения при условии, что известны вероятности возможных хозяйственных ситуаций;
  2. Выбор варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений;
  3. Выбор варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но существуют основные направления оценки результатов вложения капитала.[14, C. 155]
 
 
 

2.3. Приёмы риск-менеджмента 

     Приемы риск-менеджмента представляют собой приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.[15, C. 320]

     Удержание риска – это оставление риска за инвестором, то есть на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

     Передача  риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска. Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.[16, C. 164]

     Для снижения степени риска применяются  различные приемы:

  • диверсификация; 
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование.

     Диверсификация – это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

     Информация играет важную роль в риск-менеджменте и является ценным товаром. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

     Стоимость полной информации рассчитывается как  разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.[17, C. 251]

     Лимитирование – это установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи или кредита.

     Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Это децентрализованная форма создания натуральных и  денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте.

     Наиболее  важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска. Сущность страхования выражается в том, что инвестор отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, то есть он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.[18, C. 48]

     Риски в современном бизнесе - динамичный и постоянно развивающийся процесс. И выиграть в этой гонке может лишь тот, кто умеет эффективно контролировать и управлять в условиях изменяющейся бизнес-среды. Одним из важных конкурентных преимуществ компании на рынке является быстрая реакция на все изменения, касаются ли они действия конкурентов или законотворчества государственных органов. Прописывать будущие возможные сценарии и определять границы опасности - вот те основные функции, которые выполняет риск-менеджмент в управлении.

 

Глава 3. Методы управления менеджментом и рисками 

3.1. Методы управления рисками 

     Методы  управления риском – это способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью минимизации потерь.

     Для учета факторов неопределенности и риска при оценке целесообразности проведения какого-либо рискового мероприятия или в процессе его реализации используется вся имеющаяся информация и на её основе рассматриваются возможные способы управления рисками.[19, C. 123]

     Методы  управления риском делятся на аналитические  и практические методы.

     Аналитические методы управления риском используются как инструмент упреждающего управления рисками и позволяют разработать прогнозы и стратегии управления рисками до начала реализации проекта. Главная задача аналитических методов управления риском состоит в определении рисковых ситуаций и разработке мер, направленных на снижение негативных последствий их возникновения. К числу задач аналитических методов управления риском относят также профилактику рисковых ситуаций.

     Практические  методы управления риском призваны снизить негативный результат возникших в ходе реализации рисковых ситуаций. Как правило, они базируются на аналитических методах управления риском. В то же время практические методы управления риском являются основой для создания информационной базы управления рисками и последующим развитием аналитических методов.[20, C. 82]

     Выделяют  следующие методы управления риском:

  1. Избежание (уклонение) риска, разработка стратегических и тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации проекта с высоким уровнем риска;
  2. Ограничение риска, то есть разграничение системы прав, полномочий и ответственности таким образом, чтобы последствия рисковых ситуаций не влияли на реализацию проекта;
  3. Снижение риска;
  4. Трансферт риска, в том числе страхование;
  5. Принятие риска.[21, C. 34]
 

3.2. Страхование как основной приём риск-менеджмента 

     Страхование – это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

     Страхование представляет собой экономическую  категорию, более точнее – финансовую категорию. Его сущность заключается  в распределении ущерба между  всеми участниками страхования. Страхование является одним из элементов производственных отношений, так как оно связано с возмещением материальных потерь, что служит основой для непрерывности процесса воспроизводства.[22, C. 123]

     В процессе страхования участвуют два субъекта:  страхователь и страховщик.

     Страхователь (в практике международного страхования – полисодержатель) – это хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и вступающий в конкретные страховые отношения со страховщиком. Страхователем признается лицо, заключившее со страховщиком договоры страхования или являющееся страхователем в силу закона.

     Страховщиком является хозяйствующий субъект, созданный для осуществления страховой деятельности, проводящий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. Страховщиком признается хозяйствующий субъект любой организационно – правовой формы, созданной для осуществления страховой деятельности. Получивший лицензию на осуществление страховой деятельности.

     Страхование, являясь категорией распределения, выражает определенные производственные отношения, возникающие в связи с формированием и использованием страхового фонда.[23, C. 59]

     Страховой фонд представляет собой резерв денежных или материальных средств, формируемый  за счет взносов страхователей и находящийся в оперативно – организационном управлении у страховщика. К страховому фонду относят государственный резервный фонд (государственный централизованный страховой фонд), фонд страховщика, резервный фонд предпринимателя (фонд коммерческого риска, страховой фонд), образуемые в процессе самострахования. Создание страхового фонда обусловлено страховыми интересами.

     Страховой интерес – это мера материальной заинтересованности в страховании. Страховой интерес бывает полным и частичным. Полный интерес это стопроцентный интерес страхователя в страхуемом объекте. Частичный интерес – интерес в какой – либо части общего интереса по имуществу, находящемуся на риске. Различают интересы страхователя и страховщика.

     К интересам страхователя относятся интерес владельца имущества, интерес подразумеваемый. Интерес владельца имущества заключается не только в самом имуществе, но и в ответственности за убытки, которые могут возникнуть в связи с владением имуществом, то есть потеря прибыли.

Подразумеваемый интерес представляет собой условие страхования, согласно которому страхователь необязательно должен иметь страховой интерес в страхуемом имуществе, но, чтобы предъявить претензию по договору, ему необходимо иметь интерес в застрахованном имуществе во время наступления страхового случая.

     Интерес страховщика – это ответственность страховщика, оговоренная в условиях страхования.

Между страхователем и страховщиком возникают  страховые отношения, включающие в  себе две группы отношений: по уплате взносов в страховой фонд и по выплате страхового возмещения (страховой суммы).

     Страхование выполняет четыре функции: рисковая, предупредительная, сберегательная, контрольная.[24, C. 534]

     Содержание  рисковой функции страхования выражается в возмещении риска; она является главной.

     Назначением предупредительной функции страхования  является финансирование за счет средств  страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.

Информация о работе Риск менеджмент как элемент управления