Риск в менеджменте. Виды рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Риск в бизнесе выступает как сама сущность менеджмента. Не рискующий менеджер вряд ли чего-либо положительного добьется, хотя его подчиненные, возможно, будут чувствовать себя спокойнее. Ни один менеджер не в состоянии устранить риск полностью, но за счет выявления сферы повышенной опасности, точного ее измерения, оценки допустимого уровня риска, осуществления необходимых контрольных процедур хороший менеджер всегда способен владеть ситуацией.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и содержание риска 5
2.Классификационная система рисков. 5
3.Менеджерские риски 8
4.Риски в управленческих решениях. 12
4.1.Критерии оценки вариантов решений. 12
4.2 Оценка комплексного риска 15
4.3.Деление риска. 16
4.4.Страхование риска 16
Заключение 18
Список литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

работа_рур.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Риск  в менеджменте. Виды рисков 

Содержание 
 
 

Введение

    Бизнес  всегда связан с риском. При этом наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят вероятностный, многовариантный характер. Ошибка, просчеты – вещь обычная, поскольку все предусмотреть нельзя. Важно оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Менеджер всегда должен предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о возможности существования самого предприятия. Опыт не только российских, но и западных компаний убеждает, что банкротства почти всегда связаны с грубыми просчетами в менеджменте. Отсюда особое внимание командиры бизнеса призваны уделять постоянному совершенствованию управления риском – риск-менеджменту.

    Главные задачи менеджера в этой области  общеизвестны: обнаружить область повышенного  риска, оценить его степень, разработать и принять заблаговременные меры, а если ущерб уже имеет место, то и способы возмещения ущерба. Распознавание, оценка, контроль рисковых ситуаций позволяют избежать многих потерь.

    Риск  в бизнесе выступает как сама сущность менеджмента. Не рискующий менеджер вряд ли чего-либо положительного добьется, хотя его подчиненные, возможно, будут чувствовать себя спокойнее. Ни один менеджер не в состоянии устранить риск полностью, но за счет выявления сферы повышенной опасности, точного ее измерения, оценки допустимого уровня риска, осуществления необходимых контрольных процедур хороший менеджер всегда способен владеть ситуацией.

    В большинстве работ, посвященных  управлению рисками в бизнесе, основное внимание уделяется анализу механизма риска, его распознавания,  форм и методов защиты от возможных потерь и т.д. Но компания может иметь прочное финансовое положение, немалые резервные фонды и, тем не менее, оказаться на гране банкротства, если имеющимися денежными ресурсами плохо управляют менеджеры, если сотрудники компании недостаточно квалифицированны, чтобы вовремя и полностью реализовать намеченное, если в этой компании не налажено хорошо планирование, особенно перспективное, стратегическое, если не используются в полной мере возможности антикризисного управления, в частности средства защиты от рисков, иными словами, если в полной мере не используются все потенциалы современного риск-менеджмента, применяемого с учетом специфических условий российской экономики. Поэтому затронутые выше вопросы нашли адекватное отражение в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность  и  содержание  риска

      Под риском понимается возможная опасность  потерь, вытекающая из специфики тех  или иных явлений природы и  видов деятельности человеческого общества.

    Риск  – историческая и экономическая категория. Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

    По  мере развития цивилизации, появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

    Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может  произойти или не произойти. В случае совершения такого события, возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой и положит.

    Риском  можно управлять и принимать  меры к снижению степени риска. Но во многом определяется классификацией риска.

2.Классификационная  система рисков.

Группы, категории, виды, подвиды  и разновидности  рисков

      Под классификацией риска понимают распределение риска на группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

    Классификационная система рисков включает группу, категории, виды, подвиды и разновидности  рисков. В зависимости от возможного результата, риски делят на две большие группы – чистые и спекулятивные.

    Чистые  риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата.

    Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата.

    В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск), они делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транспортные, коммерческие.

      К природно-естественным относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы.

    Экологические риски – это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

    Политические  риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

    Транспортные  риски связаны с перевозками грузов различными видами транспорта.

    Коммерческие  риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

    По  структурному признаку коммерческие риски  делятся на имущественные, производственные, торговые и финансовые.

    Имущественные риски связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.

    Производственные  риски связаны с убытком и остановки производства вследствие воздействия различных факторов.

    Торговые  риски связаны с убытком по причине задержки платежа в период транспортировки товара, не поставки товара.

      Финансовые  риски подразделяются на два вида – риски, связанные с покупательной способностью денег, и, связанные с вложением капитала (инвестиционные).

      К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные, валютные и риски ликвидности.

    Инфляционный  риск – это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.

    Дефляционный – это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

      Валютные  риски – представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой.

    Риски ликвидности  – связаны с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

    Инвестиционные  включают в себя следующие подвиды  рисков – риски упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь.

    Риск  упущенной выгодыэто риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, инвестирование, хеджирование).

    Риск  снижения доходностиможет возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

      Риск  снижения доходности включает следующие разновидности: процентные и кредитные риски.

      К процентным рискам относится опасность  потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, селинговыми ( продажа) компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.

    Кредитный риск – это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.

    Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь, включающих следующие разновидности: биржевой, риск банкротства и селективный риск.

    Биржевые  риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.

    Селективные риски (выбор, отбор) – это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

    Риск  банкротства это опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

3.Менеджерские  риски

    В бурный переходный период от плановой к рыночной экономике «пробойная сила», связи и деньги предпренимателей-собственников были гораздо актуальнее талантов менеджеров. Поэтому для отечественных менеджеров есть определенные группы рисков, которые они должны осознавать особенно отчетливо.

    Изменение правил собственником.  Как отмечают многие отечественные специалисты, менеджеры рискуют оказаться в «безконтрактном кризисе». Это означает существенное изменение правил игры со стороны собственника, причем без всякой компенсации. Оно может касаться как морально, так и материальной стороны договоренностей. Кроме того, собственник может изменять критерии успешности работы менеджера.

    Нарушение нематериальных обязательств. «Чаще всего топ-менеджер попадает в ситуацию потери матевации, когда реально покушаются на некоторые его права и полномочий. Например, когда изначально ему были предоставлены определенные полномочия, которые потом начинают забираться. Когда реально изменяются правила игры. Любое ограничение может вызвать потерю мотивации», - говорит  директор по тренинговым  программам компании «Бест-тренинг» М. Кукушкин.

    «Частая ситуация – после года или двух работы появиться некоторая усталость от недовыполненных обязательств со стороны работодателя. Когда люди не получают то, на что шли, причем часто не в материальном, а в моральном смысле», - комментирует этот тип ситуации А. Шторх, вице-президент, директор департамента по связям с общественностью ЗАО «Управляющая компания “Группа МДМ”».

    Нарушение компенсационного пакета. Зачастую неотъемлемой частью всех договоренностей может являться некоторый пакет: машина, медицинская страховка, столько-то дней к отпуску, мобильный телефон и пр. Некоторым отечественным собственникам свойственно очень вольно трактовать подобные договоренности. В этом случае не пересчитанные в деньги пункты компенсационного пакета могут «исчезать», и это тревожный звонок для топ-менеджера. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, лучше всего это отражать в контракте.

    Изменение требований к результату. Есть нормальное изменение обстановки в динамичной жизни в бизнесе, и в любом случае требования к успешной работе менеджера могут изменяться. Но есть и просто расширение круга обязанностей, предъявление качественно иных требований без малейшего изменения в компенсационном пакете. Например, менеджер приглашается, чтобы какое-то направление в бизнесе перестало приносить большие убытки. Через некоторое время собственник заявляет: ты плохо работаешь, почему у тебя такая маленькая прибыль? Следующее заявление: ты плохо работаешь, у нас этот бизнес, конечно, приносит прибыль, но почему-то здесь мы не являемся лидером рынка.

    Поэтому полезно зафиксировать поставленные цели на какой-то обозримый период и периодически обсуждать их вместе с компенсационным пакетом. Это не означает, что зарплата менеджера должна непрерывно и беспредельно повышаться, но наличие формата для регулярного обсуждения – весьма взаимополезная практика.

    Если  же менеджеру удается добиться от владельца внятной фиксации его пожеланий, то после этого следует оценить свои возможности и способности решить эту задачу.

    Потеря  мотивации. Ситуация снижения мотивации встречалась у многих успешных менеджеров, сделавших себя на преодолении шока 1998 г. Попав в  относительно стабильную ситуацию, многие из них начинают испытывать чувство неудовлетворенности. До 1998 г. был интересный период стремительного роста, новые ситуации, относительно простые условия вхождения в растущий рынок, развитие. В то время многим удалось заложить фундамент и начать формирование технологий своей работы. Потом наступил шок. Начался авральный период, когда все нужно было переосмыслить и многое сделать заново. Первое несколько месяцев – процесс переосмысления и выживания (бизнеса, структуры, сохранения доли рынка), затем захватывающий этап выхода на новые рубежи.

Информация о работе Риск в менеджменте. Виды рисков