Роль человеческого фактора в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание

Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Таким образом, настоящая работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
1. Антикризизисное управление персоналом организации
1.1. Управленческий персонал в антикризисном управлении……………5-7
1.2 Система антикризисного управления персоналом…………………….8-10
1.3 Антикризисная политика в управлении персоналом………………….11-12
1.4 Принципы антикризисного управления персоналом…..13-17
2. Человеческий фактор антикризисного управления
2.1 Конфликты в развитии организации и их причины……………..18-21
2.2. Процессуальные характеристики конфликта…………………………22-25
Заключение………………………………………………………………….26-27
Список литературы………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.docx

— 66.24 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Антикризисная политика в  управлении персоналом

 

           Кадровая  политика - это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.

Она неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, интегрирует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий  отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Кадровая политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала  организации, но не сводится к ней. Она  отражает тенденции изменения интересов  и потребностей, установок, ценностей  и мотивации сотрудников организации, которые определяют деятельностную активность человека.

Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения.

Важным условием выработки эффективной  кадровой политики является обобщение  отечественного и зарубежного опыта  работы с персоналом организации. При  этом необходим всесторонний критический  анализ прошлого опыта.

Антикризисная кадровая политика управления персоналом должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение  к работе людей, профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задатками.

Важной чертой антикризисной политики является ее комплексность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывающей различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные и нравственные и др.)

Существенной чертой антикризисной  кадровой политики управления является ее рациональность и превентивность, носящие упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов. В условиях формирования социально ориентированной экономики в России кадровая политика должна быть демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом.

Антикризисную политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности, как руководителей, так и рядовых сотрудников организации. Для некоторых руководителей декларация таких черт покажется чистым идеализмом. Но такое мнение ошибочно, это– наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются.

Кадровая антикризисная политика и осуществление всех функций управления персоналом должны опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Законопослушание руководителей, принимающих решение по кадровым вопросам, их правовая культура должны быть безупречными.

 

 

 

 

 

1.4 Принципы антикризисного управления  персоналом

 

  Одной из теоретических проблем  современного менеджмента является  определение принципов антикризисного  управления персоналом.

Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.

К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие  принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального  сотрудничества; правовой и социальной защищенности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб  рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную  динамическую систему, охватывающую все  категории работников и тесно  связанную с внешней средой организации.

Принцип уважения человека и его  достоинства. Этот принцип является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха. Это - образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации.

Принцип командного единства. Команда  – это тщательно подобранный  профессиональный, самоуправляющийся  коллектив, в полной мере разделяющий  основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все  члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность  за результаты деятельности команды, планируют  деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Управление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем организации.

Принцип горизонтального сотрудничества. В большинстве преуспевающих  организаций наблюдается тенденция  передачи прав и ответственности  на низовой уровень управления. Менеджеры  этого уровня получили возможность  осуществлять свои функции при отсутствии жесткого контроля сверху.

В ряде крупных международных корпораций (IВМ, АВВ) данная проблема решается благодаря наличию корпоративной культуры, которая способствует распространению контактов «через границы» подразделений. В результате работники компании имеют достаточно полное представление о том, что в ней происходит.

Эту же задачу решает модернизация информационных сетей компании. Например, практически  все сотрудники IВМ имеют доступ к совместным терминалам и большинство из них работает на собственных терминалах, что обеспечивает связь всех ее работников по всему миру. Это, безусловно, укрепляет горизонтальные связи.

Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип предполагает строгое  соблюдение и исполнение Конституции  РФ, законов и основанных на них  других правовых актов. Он также предусматривает  знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норм административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может  отрицательно сказаться на обеспечении  защиты прав сотрудников, привести к  конфликтам с ними в процессе операций по найму и увольнению и в других ситуациях.

На практическую реализацию этого  принципа оказывает отрицательное  воздействие противоречивый характер действующих законов и правовых актов, регулирующих права граждан РФ. В настоящее время в РФ одновременно действуют законы бывшего СССР, законы, принятые Федеральным Собранием РФ, постановления Правительства РФ, наблюдается несоответствие федеральных законов и законодательной базы субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим частные принципы, которые  могут применяться преимущественно  в условиях конкретных ситуаций. К  этой группе можно отнести следующие  основные принципы: учет долгосрочной перспективы организации; интеграция и сплоченность коллектива; участие  сотрудников в принятии решений; опора на профессиональное ядро кадрового  потенциала; соблюдение баланса интересов  руководителей и подчиненных  сотрудников; сотрудничество с профсоюзами  и общественностью.

Принцип учета долгосрочной перспективы  организации. Реализация требований этого  принципа предполагает осуществление  стратегического прогнозирования  и планирования развития организации. Стратегический прогноз должен дать ответы на вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и на каких этапах и при каких обстоятельствах  будут использованы? Какие рабочие  места будут сокращены, будут  ли созданы новые и в каком  количестве, возникнет ли необходимость  в сокращении персонала, в его  переобучении, переподготовке, профориентации? Каких затрат потребуют предполагаемые кадровые изменения?

Принцип интеграции и сплоченности коллектива. Реализация этого принципа возможна при воспитании коллектива в духе корпоративной, солидарной ответственности  и понимания того факта, что личная судьба каждого зависит от выживания  организации, от правильно выбранной  стратегии развития.

Принцип участия сотрудников в  принятии решений. В преуспевающих  международных компаниях многие важные решения принимаются на особых заседаниях, открытых для широкого круга работников. Обычно все, кто  имеет отношение к выполнению принятых решений (а не только управляющие) бывают на заседаниях. Они участвуют  в обсуждении предполагаемых вариантов решений, высказывают свои рекомендации и вносят предложения по совершенствованию того или иного варианта. Такое участие предупреждает сопротивление персонала организационным и технологическим нововведениям, способствует не только взаимопониманию менеджеров и рядовых работников, но и повышает производительность труда.

Принцип соблюдения баланса интересов  руководителей и подчиненных  сотрудников. В преуспевающих международных  компаниях большую роль отводят  сбору информации о том, что думают их сотрудники о бизнесе, о содержании деятельности руководящего звена менеджеров, условиях и оплате труда сотрудников, о соблюдении принципов трудовой этики, о перспективах «человеческих  ресурсов», о вовлечении персонала  в решение корпоративных задач  и др.

Принципы сотрудничества с профсоюзами  и общественностью. По мнению зарубежных исследователей, роль профсоюзов в  странах с развитой рыночной экономикой будет постепенно снижаться. Это  связано с изменениями в ряде корпораций политики в отношении  заработной платы. Профсоюзы вряд ли смогут добиться единый ставок заработной платы. Но сбрасывать их со счетов нельзя. Особенно это относится к России, где профсоюзы и выполняют  функции защиты экономических интересов  сотрудников, и активно добиваются соблюдения их законных прав в области  трудовых отношений. Поэтому менеджерам и предпринимателям необходимо активно  сотрудничать с профсоюзами, добиваться установления партнерских отношений, строго выполнять заключенные соглашения, более того, при возникновении  производственных конфликтов использовать их возможности и авторитет.

Традиционно российские предприниматели  активно занимались благотворительной  деятельностью. В современных условиях отечественные и зарубежные предприниматели  продолжают эту традицию, выделяя  средства на развитие искусства, физкультуры  и спорта, оказывают помощь детским и лечебным учреждениям. Некоторые предприниматели считают, что особенно перспективно выделять средства на развитие системы образования как высшего, так и среднетехнического.

Менеджеры и предприниматели ведущих  фирм стремятся к установлению отношений  сотрудничества с местным сообществом, учитывают их справедливые требования, откликаются на их просьбы, строго соблюдают  законы и правовые акты.

Принципы действуют эффективно тогда, когда они взаимодействуют  и дополняют друг друга, будучи интегрированными в целостную систему.

.

2. Человеческий фактор антикризисного  управления

2.1 Конфликты в развитии организации и их причины

Известно, что организация - это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

Существование и развитие всякой организации  связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в  борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или  более людей. Можно выделить несколько  основных причин конфликтов в организациях:

-Распределение ресурсов. В любых  организациях, даже самых крупных  и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять  практически всегда приводит  к конфликтам, так как люди  всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности  всегда кажутся более обоснованными.

-Взаимозависимость задач. Если  один человек (или группа) зависит  от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это  всегда возможность для конфликтов.

-Различия в целях. Вероятность  такой причины возрастает по  мере увеличения организации,  когда она разбивается на специализированные  подразделения. 

-Различия в способах достижения  целей. Очень часто руководители  и непосредственные исполнители  могут иметь разные взгляды  на пути и способы достижения  общих целей даже при отсутствии  противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

-Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация  или отсутствие необходимой информации  часто является не только причиной, но и деструктивным следствием  конфликта.

Информация о работе Роль человеческого фактора в антикризисном управлении