Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа
Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Таким образом, настоящая работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной.
Введение……………………………………………………………………3-4
1. Антикризизисное управление персоналом организации
1.1. Управленческий персонал в антикризисном управлении……………5-7
1.2 Система антикризисного управления персоналом…………………….8-10
1.3 Антикризисная политика в управлении персоналом………………….11-12
1.4 Принципы антикризисного управления персоналом…..13-17
2. Человеческий фактор антикризисного управления
2.1 Конфликты в развитии организации и их причины……………..18-21
2.2. Процессуальные характеристики конфликта…………………………22-25
Заключение………………………………………………………………….26-27
Список литературы………………………………………………28
-Различие в психологических
особенностях являются еще
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.
Современный
менеджмент признает, что даже
в организациях с эффективным
управлением некоторые
Конфликт не всегда можно с уверенностью
определить как конструктивный или
деструктивный. Он может выполнять
и позитивную и негативную функцию,
иметь и отрицательные, и положительные
последствия в зависимости от
того, насколько внимательно
Негативные функции |
Позитивные функции |
Появление дополнительных материальных затрат и потерь вследствие: -отвлечения сотрудников от основной работы; -снижение производительности труда; -увольнения «обиженных» Формирование противоборствующих группировок Ухудшение социально психологического климата в коллективе Уменьшение степени сотрудничества между работниками Большие
эмоциональные затраты и |
Стимулирование к изменению и развитию организации и отдельных сотрудников Разрядка
напряженности между -разнообразие мнений при принятии решений; -удовлетворенность работников от того, что их мнение принято во внимание; -уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений; -предрасположенность к дальнейшему сотрудничеству; -улучшение морального состояния работников и усиление их трудовой мотивации; -сплоченность коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Функции конфликтов организациях
Конфликт также способен оказать
положительное воздействие
Наиболее опасным негативным последствием конфликта является его затягивание и нагнетание в организации таких взаимоотношений, которые в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и др.) могут привести к созданию кризисной ситуации.
Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии, так как конфликты вообще неизбежны и даже могут принести пользу, но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.
Управление конфликтами
осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;
понимание механизма развития конфликта как процесса;
учение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.
2.2 Процессуальные характеристики конфликта
Для руководителя, стремящегося реализовать принципы антикризисного управления организацией, очень важным является понимание того, что конфликт – это не спонтанное столкновение, а процесс, протекающий во времени и пространстве. Он не возникает ниоткуда. У него есть почва, на которой он развивается, есть участники, придерживающиеся противоположенных точек зрения, имеющие различные цели, интересы, суждения. Понимание процесса конфликта позволяет осознанно им управлять. Процесс конфликта состоит из четырех стадий:
1. Стадия возникновения
Конфликтная ситуация возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет.
Главная черта этой ситуации – возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта – это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Внешними признаками конфликтной ситуации является напряжение отношений между сотрудниками, появление негативных установок, неадекватные ситуации, эмоциональные проявления и т. д. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, трансформироваться в другую или перерасти в открытый конфликт.
2. Стадия возникновения инцидента
На этой стадии происходит какое-либо событие, которое является поводом для «взрыва» напряженной ситуации и субъектов конфликта. Повод для активизации деятельности противоборствующих сторон называется инцидентом. Инцидент может возникнуть целенаправленно или произойти случайно, быть как объективным, так и субъективным, т. е. существующим только в воображении конфликтующих сторон.
3. Стадия кризиса в отношениях
Кризис в отношениях может проявляться в открытой и скрытой формах. Открытый конфликт – это явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессивных действий. В этом случае между оппонентами происходит разрыв отношений.
Скрытый конфликт – в этом случае
противоборствующие стороны внешне
могут сохранять видимость
4. Стадия завершения конфликта
На этой стадии конфликт каким-то образом разрешается.
Управленческие воздействия по
урегулированию процесса конфликта, возможны
на любой из стадий. Выбор времени
и способа вмешательства
причины конфликта;
субъектов конфликта и их личностных психологических качеств;
прогнозируемых последствий
умения и желания руководителя налаживать социальное взаимодействие и др.
Однако установлено, что если менеджер вмешивается в конфликт на начальной стадии его развития, то вероятность его разрешения достигает 90%, а на стадии кризиса в отношениях – только 5%.
В теории
и практике управления
предупреждение конфликтов;
разрешение конфликтов.
Стратегия предупреждения конфликтов
имеет своей целью создание таких
производственных условий и психологической
атмосферы в коллективе, при которой
возможности возникновения
Реализация этой стратегии заключается в проведении разнообразных организационных и разъяснительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций и т. п.
Стратегия разрешения конфликтов имеет
целью прекращение
Различают организационно-структурные, административные и межличностные методы управления конфликтом. К ним относятся:
-четкое формулирование и
-использование координирующих
механизмов. Это установление иерархии
полномочий, в сложных организациях
– введение в структуру
-установление общеорганизационных
целей, формирование общих ценностей.
Это объединяет работников
-разработка структуры
Административные методы управления
конфликтом предполагают директивное
вмешательство в его процесс.
Например, для разъединения конфликтующих
подразделений организации
К межличностным методам
-уклонение, «уход от
-противоборство, конкуренция –
это попытка заставить принять
свою точку зрения любой ценой,
-разрешение конфликта через
компромисс означает такое
-разрешение конфликта через
сотрудничество означает
При разрешении конфликтов на практике можно пользоваться любым из описанных стилей. Разумеется, общими рекомендациями невозможно разрешить конкретные разногласия. Действия, как руководителей, так и других членов трудового коллектива будут зависеть от конкретной ситуации, подход к разрешению конфликта в каждом случае будет индивидуальным. Но знания из области управления конфликтом должны помочь менеджерам перейти от конфронтационного мышления к истинному сотрудничеству.
В заключение работы необходимо отметить ключевое значение антикризисного управления персоналом как тип управления персоналом, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития менеджмента персонала и экономических отношений в целом.
Антикризисное управление – не печальная необходимость исправления накопленных ошибок или горькая расплата за них, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека.
Антикризисное управление представляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах и показателях которой оно выражается. В антикризисном управлении, понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное образование.
В условиях кризиса действенным
средством решения
Современное антикризисное управление в России помимо всего прочего нуждается в менеджерах, имеющих специальную подготовку и определенный набор личностных качеств. Сегодня такие специалисты называются арбитражными управляющими. Они готовятся для работы в экстремальных условиях кризиса, банкротства и санации предприятий. Подготовка таких специалистов требует новых подходов в технологии и организации учебного процесса. Необходимы знания в области экономики, права, психологии, естественных наук, а также освоение приемов поведения в экстремальных ситуациях.
Наличие специалистов является важным
фактором антикризисного управления.
Однако любому менеджеру должны быть
присущи качества и приемы управления
в критических ситуациях. Чем
сложнее управление, тем важнее становится
способность менеджера
Информация о работе Роль человеческого фактора в антикризисном управлении