Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:49, курсовая работа
Целью данной работы является анализ формальной и неформальной организации, проблем управления, связанных с существованием неформальных организаций.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть формальные и неформальные организации.
3.Проанализировать особенности управления, связанные с существованием неформальных организаций.
Введение 3
1. Понятие групп и их значимость 5
1.1. Формальные группы 6
1.2. Неформальные группы 7
2. Развитие неформальных организаций и их характеристики. 9
2.1. Образование неформальных организаций 9
2.2. Характеристики неформальных организаций 15
3. Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями. 17
4. Управление неформальной организацией 21
5. Исследование групповой динамики организации. 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Неформальные
группы могут создавать следующие
проблемы в работе предприятия: снижение
эффективности, распространение ложных
слухов, тенденция сопротивляться переменам.
Потенциальные выгоды использования
неформальных групп: большая преданность
организации, высокий дух коллективизма
и более высокая
Вопрос №1:
Как бы Вы охарактеризовали персонал Вашей фирмы?
Таблица 2
Характеристика персонала: |
Количество |
Процент |
Характеристика персонала: |
||
Сплоченная команда |
26 |
50,0% |
Группа людей, которые приходят на работу только ради зарплаты |
9 |
17,3% |
Ряд неформальных групп с разными целями |
17 |
32,7% |
Рис.4. Динамика персонала в организации.
Как видно
из приведенных данных, персонал предприятия
50% в целом представляет собой
команду единомышленников. Общие
цели, к достижению которых стремится
фирма, одновременно являются личными
целями сотрудников и наоборот, сотрудники
активно участвуют в
Персонал 32,7 % предприятия - это группа профессионалов, работающих на результат. Такие группы не создают особых проблем руководству и ориентированны на достижение целей фирмы. Сотрудники уверены, что лучший путь достижения своих личных целей - хорошо выполнить свою работу. Групповая сплоченность в таких коллективах, как правило, невысокая. Каждый занимается своим делом. Такие предприятия имеют возможность повысить эффективность своей работы за счет усиления групповой сплоченности коллектива, взаимной помощи и участия в принятии решений. Целью сотрудников должно быть не только качественное выполнение своей работы, но и успех всей фирмы.
Предприятие, персонал которых представляет собой ряд небольших групп с разными целями или группу людей, которые приходят на работу только ради зарплаты составляют чуть меньше половины 17,3 % от общего числа. Такие сотрудники в предприятии в первую очередь стремятся к достижению своих личных целей. Общие цели фирмы рассматриваются как побочные, зачастую ненужные лично сотрудникам. Идеалом некоторых сотрудников на таких предприятиях является "не работать и получать деньги". Ни о какой преданности фирме говорить не приходится. Высокая степень групповой сплоченности в таких условиях является явлением отрицательным, так как неформальная группа может саботировать решения руководства. Для повышения эффективности работы необходимо: снизить неопределенность, предоставляя сотрудникам своевременную и точную информацию, проявлять внимание к сотрудникам, чтобы они поняли значимость своей работы, обеспечить справедливое и своевременное вознаграждение.
Вопрос №2:
Сталкиваетесь ли Вы с саботажем исполнения Ваших решений?
Нововведения в организации: |
Количество |
Процент |
Приходится проталкивать "с криком" |
1 |
1,9% |
Иногда вязнут из-за нежелания работников что-то менять |
43 |
79,6% |
Принимаются работниками "на ура" |
6 |
11,1% |
Другое |
4 |
7,4% |
Рис. 5 Динамика восприимчивости нововведений персоналом.
Анализ результатов показывает:
Вывод:
Неформальные группы существуют и оказывают влияние на работу большинства предприятий. Неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей. Для управления неформальными группами предлагается следующий подход:
1. Признать
существование неформальной
2. Выслушивать
мнения членов и лидеров
3. Перед
тем, как предпринять какие-
4. Чтобы
ослабить сопротивление
5. Быстро
выдавайте точную информацию, тем
самым препятствуя
Управление группой имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.
В число проблем, связанных с неформальными организациями, входят: снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. К потенциальным выгодам относятся: большая преданность организации, высокий дух коллективизма и более высокая производительность труда наблюдаются в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Хорошо зная групповую динамику, руководство сможет эффективно управлять формальными группами, проводить эффективные собрания, разумно использовать в деятельности своего предприятия такие структуры как комитеты.
Список использованной литературы.
1 Валуев С.А. Организационный менеджмент. – М., 1996, с. 1
2 Бабасов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000, с. 86
3 Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебник. – М., 1999, с. 45
4 Аверченко Л.К. Психология управления: Курс лекций. – М., 1997, с. 126
5 Бабасов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000, с. 54
6 Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. – СПб., 2003, с. 77
7 Веснин Р.В. Практический менеджмент персоналом. – М., 1998, с. 64
8 Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.Ю. Организационное поведение: Учебник. – М., 2001, с. 113
9 Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебник. – М., 1999, с. 139
10 Веснин Р.В. Практический менеджмент персоналом. – М., 1998, с. 86
11 Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.Ю. Организационное поведение: Учебник. – М., 2001, с. 68
Информация о работе Роль формальных и неформальных групп в управлении персоналом