Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:46, реферат
Управление персоналом, в общем, виде можно определить как систему
экономического управления производством, которая включает совокупность
принципов, методов, форм и приемов управления. К управлению персоналом
относятся теория управления и практические образцы эффективного
руководства, под которым понимается искусство управлени
Глава 1. Проблемы управления персоналом в организации 3
1.1. Значение службы кадров в управлении персоналом 3
1.2 Функция кадровых служб в организациях 8
1.3.Роль руководителя в управлении персоналом 11
Глава 2. Анализ деятельности кадровой службы ЗАО «Стелл» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Цель и результаты кадровой политики 22
2.3. Деятельность по управлению персоналом в организации 24
Глава 3. Изменения работы и подразделений по управлению персоналом 31
Список использованной литературы: 36
важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации
спада.
Рассмотрим основные положения, принципы и состав системы управления
персоналом с точки зрения эффективного менеджмента организации.
Управление персоналом является подсистемой в более глобальной системе
управления бизнесом, осуществляемого в рамках определенной организационной
иерархической структуры (рис..1).
Персонал — люди, которые в рамках определенной организационной структуры
осуществляют установленные взаимосвязанные виды деятельности.
Основной целью управления персоналом в любой организации является
обеспечение эффективной деятельности работников в пределах организации и
формирование персонала как личностей, обладающих высокой ответственностью,
коллективной психологией, высокой квалификацией, развитым чувством делового
партнерства, корпоративной и организационной культурой.
Управление персоналом — это система взаимосвязанных организационно-
экономических и социальных мер по созданию условий для нормального
функционирования, развития и эффективного использования кадрового
потенциала организации. Система управления персоналом включает такие
подсистемы, как кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и
развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и
аттестацию кадров.
Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих
целей организации. Эффективность
использования каждого
зависит от его способности выполнять требуемые функции и мотивации, с
которой эти функции выполняются.
Организация должна создать особые методы, процедуры, программы управления
процессами, связанными с человеческими ресурсами, и обеспечить их
постоянное совершенствование. В единстве эти методы, процедуры, программы
представляют собой систему управления персоналом, которая характеризуется
следующими параметрами:
• соответствие персонала целям и миссии фирмы (уровень образования,
квалификация, понимание миссии, отношение к работе);
• эффективность системы работы с персоналом — соотношение затрат и
результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов
работы с персоналом;
• избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности,
планирование количества;
• сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной
деятельности и социально-
• структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала
управления, их влияние на отношение к труду и его результаты;
• ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое
состояние и качество работы;
• интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий
подбор и использование персонала, организацию системы его развития.
Структура системы управления персоналом, ориентированная на бизнес в
организации, приведена на рис
На рис. 2 приведен состав функциональных подсистем системы управления
персоналом организации, объединяющих однородные функции.
1.3.Роль руководителя в управлении персоналом
Оценка компетенции
и профессионального
Персонал компании — это один из главнейших ресурсов, обеспечивающих
успешное развитие бизнеса. Наряду с финансовыми и материальными ресурсами
он также подлежит управлению, которое должно строиться таким образом,
чтобы достижение стратегических и тактических целей компании было
подкреплено адекватными и своевременными мерами по изменению
организационной структуры,
упорядочению обязанностей
сотрудников, своевременной
профессиональной ориентации
надлежащей подготовке.
Условием для успешного
сбалансированность интересов его собственников, персонала и клиентов.
Поэтому организационное
совершенствование и
становится одной
из главнейших функций
обеспечивающих его эффективность.
Естественно, система управления персоналом зависит от структуры
управления предприятием — является ли предприятие самостоятельным или это
холдинговая структура,
состоящая из материнской
подчиненных фирм.
Но даже в холдинговых
модели управления — от сосредоточения в рамках головной компании холдинга
ряда общих функций и соответственно оперативного управления процессами на
его предприятиях
до «акционерной» модели
основном самостоятельны, а холдинг контролирует лишь прибыльность и
эффективность работы входящих в него предприятий. Указанные модели
диктуют свои требования
к системе управления
специфическими на каждом предприятии существуют базовые элементы
управления персоналом.
К таким базовым элементам можно отнести:
• оперативный учет кадров;
• организационное совершенствование;
• оценку компетенции персонала и контроль за производительностью труда;
• контроль трудовой дисциплины.
Если учет кадров — это вполне ясная и достаточно регламентированная задача,
то организационное
соответствием персонала и производительностью труда требуют экспертного
подхода, анализа множества факторов и, следовательно, обработки большого
количества информации. Очевидно, что решить такие проблемы без специальных
инструментов (имеется в виду программное обеспечение) качественно и с
наименьшими затратами невозможно. Следует также заметить, что с
информационной точки зрения перечисленные выше элементы управления
персоналом должны быть максимально интегрированы. Кадровый учет (вместе с
расчетом заработной платы) — ядро системы, он служит поставщиком информации
для остальных элементов управления
Периодическая оценка деловых качеств персонала (компетентность,
ответственность, эффективность работы и т. д.) путем проведения аттестаций,
сдачи экзаменов по курсам переподготовки позволяет анализировать
эффективность деятельности подразделений через призму качества персонала и
оптимизировать его
Исследовать деловые качества персонала можно на основе сравнения
квалификации различных сотрудников внутри профессиональных групп. Объем
фактических знаний каждого сотрудника определяет уровень (профиль) его
квалификации. Объем требуемых знаний, приведенных в должностной инструкции,
устанавливает уровень (профиль) требований к сотруднику. Оценка
профессионального соответствия персонала основывается на сравнении уровней
(профилей) требований и
квалификации каждого
Оценка профессионального соответствия персонала внутри одной
профессиональной группы с использованием коэффициента пригодности служит
основанием для разработки актуальных мероприятий, направленных на улучшение
его качественных характеристик (обучение, ротация, сокращение и т. д.).
Разработав методику вычисления коэффициента пригодности сотрудника,
учитывающего требуемое (измеряемое в баллах и установленное в должностной
инструкции) и фактическое (полученное по результатам исследования качества
персонала) качество, директор по персоналу сможет управлять качественным
составом сотрудников в профессиональных группах, подразделениях, филиалах.
Сравнение деловых качеств разных сотрудников подразделений по всей
корпорации в целом является основанием для принятия таких управленческих
решений, как смена линейных руководителей, организация помощи руководству в
работе с персоналом, и для усиления кураторской деятельности.
Анализ качества
персонала поможет оценить
организационной структуры и системы управления в целом.
Таким образом,
результаты оценки качества
следующих направлений кадровой работы:
Профессиональная подготовка. Постоянное обучение сотрудников, особенно в
современных динамично развивающихся областях, позволит компании
своевременно реагировать
на рыночные изменения и
бизнес. Оперативное
выявление сотрудников,
областях знаний
фактическую оценку ниже
сформировать календарно тематический план, установить и обосновать бюджет
на обучение. Без понимания того, чему и кого следует учить, невозможно
эффективно проводить профессиональную подготовку.
Ротация кадров. Главной целью системы ротации кадров является оптимальная
расстановка кадров различного уровня во всей компании для продуктивного
развития бизнеса. Ротация кадров — внутренняя перестановка кадров в
соответствии с карьерным и профессиональным ростом персонала. Она служит
улучшению работы
конкретных подразделений,
развития бизнеса
не достигают поставленных
справляются со своими обязанностями. Система ротации позволяет также
решать проблему карьерного роста управленцев различного уровня и
предоставляет им
возможность реализовать
потенциал.
Ротация базируется на отборе кандидатов, которые по квалификации, опыту и
профессиональной
подготовке соответствуют
должностной инструкции.
Формирование кадрового
резерва и карьерное
кадрового резерва
(внешнего или внутреннего)
касающаяся определенных должностей. Специалисты, включенные в кадровый
резерв, ранжируются по уровню квалификации (или по коэффициентам
пригодности). Таким образом, в любой момент можно подобрать сотрудника,
по квалификации максимально удовлетворяющего установленным в должностной
инструкции требованиям.
В случае если квалификационные требования к должности являются
общеизвестными, карьерное планирование возможно проводить на основе
объективных критериев и правил, известных каждому сотруднику.
Если в должностных
инструкциях установить
(в количестве, объеме, денежном выражении и других показателях), а для
конкретного сотрудника — фактическую загрузку по производственным
функциям, то можно
анализировать и
труда. Такой подход позволяет не только принимать управленческие решения
по персоналу, но и создавать систему мотивации на предприятии в
зависимости от производительности труда.
Учитывая объем затрат на персонал, нормативные показатели по выполняемым
функциям и описанные бизнес-процессы (как последовательность выполнения
функций), можно проводить
функционально-стоимостной
процессов, продуктов,
клиентов предприятия. На рис.
логическая схема
разнесения затрат для
бизнес-процессов.
Разница между доходами и расходами позволяет оценить прибыльность бизнес-
процесса (прибыльность продуктов) и разнести прибыль на клиентов
(прибыльность клиентов).
Как видно из рис. 10, для реализации оценки функциональной стоимости
бизнес-процессов необходимо иметь:
• их описание
как последовательность
• должностные
инструкции как перечень
функций;
• коэффициент разнесения затрат на рабочее место (штатную должность) по
выполняемым функциям
(фактическую загрузку по
• алгоритмы разнесения по видам затрат.
[pic]
Рис. 3. Логическая
схема функционально-
процессов:
1 — консолидация затрат на штатную должность (заработная плата,
командировочные расходы, обучение, стоимость рабочего места и т. д.);
2 — разнесение неоперационных расходов (аренда, телефонные расходы,
охрана и т. д.)
между подразделениями по
зависимости от видов затрат; 3 — разнесение общих неоперационных расходов
по штатным должностям;
4 — разнесение
должности по производственным функциям в зависимости от фактической
Информация о работе Роль и место подразделений по управлению персоналом в организации