Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое изучение организационных структур управления. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть организационную структуру управления предприятием, ее задачи; изучить модели структуры управления предприятием и рассмотреть организационные структуры управления и тенденции их развития.
Введение
1. Организационные структуры управления и их особенности
1.1. Принципы формирования организационных структур
1.2. Горизонтальные связи управленческих структур
1.3. Иерархический тип структур управления
1.4. Матричная структура управления
2. Организационные структуры управления на примере туристской фирмы
2.1. Характеристика туристской фирмы
2.2. Структура и функции фирмы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ИРКУТСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА-
Кафедра экономики и менеджмента
Дисциплина
Организационное поведение
Курсовая работа на тему:
Роль
и влияние разных национальных культур
на организационное поведение
Студентка МИТ-07-1
Руководитель:
Удольская Е. А.
Иркутск,
2009.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Организационные структуры
1.1. Принципы формирования организационных структур
1.2. Горизонтальные связи управленческих структур
1.3. Иерархический тип структур управления
1.4. Матричная
структура управления
2. Организационные
структуры управления на
2.1. Характеристика туристской фирмы
2.2. Структура и функции фирмы
2.3. Цели фирмы
Заключение
Список
литературы
По сути, всякая продуктивная
человеческая деятельность носит организационный
характер. Это значит, что всякую человеческую
деятельность – техническую, общественную,
познавательную, художественную - можно
рассматривать как некоторый материал
организационного опыта и исследовать
с организационной точки зрения. В общем,
весь процесс борьбы человека с природой,
подчинения и эксплуатации, стихийных
ее сил есть не что иное, как процесс организации
мира для человека, в интересах его жизни
и развития. Данная курсовая работа посвящена
именно этому, т. е. исследованию структуры
организации и оценке использования того
или иного типа организационной структуры
для решения поставленной перед нами задачи.
Структуру можно сравнить
с каркасом здания управленческой системы,
построенным для того, чтобы все протекающие
в ней процессы осуществлялись своевременно
и качественно. Отсюда то внимание, которое
руководители организаций уделяют принципам
и методам построения структур организации,
выбору их типов и видов, изучению тенденций
изменения и оценкам соответствия задачам
организаций, - это показывает актуальность
и важность данной темы в современных
условиях. Актуальность выбора эффективной
структуры управления объясняется, прежде
всего, тем, что для продуктивной работы
компании и своевременного реагирования
на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние
факторы ей необходима наиболее подходящая
для нее управленческая структура, способная
со временем видоизменяться и модернизироваться.
Особенно актуальна проблема выбора и
применения управленческих структур в
настоящее время для России. Это обусловлено
несколькими причинами. Во-первых, большинство
российских предприятий нуждаются в существенной
реструктуризации или, по меньшей мере,
оздоровлении и совершенствовании управления.
Традиционные управленческие структуры,
применяющиеся на предприятиях в течение
нескольких десятков лет без существенных
изменений, в настоящее время не в состоянии
обеспечить эффективную работу и только
усугубляют ситуацию, подталкивая предприятие
к кризису.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является
теоретическое и практическое изучение
организационных структур управления.
Для реализации поставленной цели необходимо
решить следующие задачи: рассмотреть
организационную структуру управления
предприятием, ее задачи; изучить модели
структуры управления предприятием и
рассмотреть организационные структуры
управления и тенденции их развития.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ
ОСОБЕННОСТИ
1.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Схемы организационной структуры необходимы для обеспечения эффективного управления, отсутствие структур создает хаос: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. При отсутствии схемы организационной структуры могут появиться нелогичные связи, создающие путаницу. Самые горячие сторонники этой идеи считают, что руководству следует дополнить схемы организационной структуры конкретизацией в письменной форме основных требований к каждому уровню управления, каждому отделу, каждой должности или группе сходных должностей. Эти материалы обеспечат работников и группы дополнительной информацией, позволяющей им понять, как их усилия соотносятся с усилиями других. Именно поэтому они смогут отдавать все силы для эффективного выполнения своих обязанностей, избегая дублирования с другими индивидами и организационными единицами. Для создания работоспособного механизма руководство должно проектировать его по организационным, а не по индивидуальным принципам. Организация, пытающаяся обойтись без определенной схемы структуры организации, неизбежно обратится фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения. Более того, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе. Организационное построение компании, определяющее ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления, отражает те взаимодействия, которые существуют между ее подразделениями и работниками. На характер и избранную разновидность организационной структуры оказывают влияние такие объективные факторы и условия, как: размеры производственной деятельности компании (крупная, средняя, мелкая) производственный профиль (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или внешний рынок);масштабы зарубежной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей – производственных, сбытовых и других.) характер объединения компаний (концерн, финансовая группа и др.)
Структура управления организацией - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Связи в структуре управления: горизонтальные – носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми; вертикальные – связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Помимо этого связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.
В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Элементы организационной структуры работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления орган управления – группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп; первичная группа – коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных. Многогранность содержания структур управления предполагает множественность принципов их формирования.
1.2. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ
СВЯЗИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР
Самый простой тип структуры - это линейная структура управления. Она основывается только на отношениях “руководства - подчинения” и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда - на отдачу приказов, распоряжений, указаний и на их исполнение. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Преимуществами такой структуры являются: единство и четкость распорядительства, личная ответственность руководителя за конечные результаты. Недостатками являются трудность приспосабливания к новым целям и задачам, а также высокие требования к руководителю. В чистом виде линейные структуры в наше время существуют лишь в небольших по масштабам организациях, выполняющих элементарные производственные функции или услуги с очень несложной технологией. На современных же предприятиях даже в первичных ячейках, основанных, казалось бы, на строго линейных отношениях (бригада, производственный участок), разделение и кооперация труда по управлению уже не укладываются в рамки прямого командования и подчинения.
Рис.1. Линейная
организационная структура
Функциональная структура.
В чистой форме функциональные структуры находят применение и в современных условиях. Наиболее целесообразно и эффективно их использование в высших эшелонах руководства (например, на уровне всесоюзных или республиканских промышленных объединений). Особенности: каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления; функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться выполнении всех функций, появляется штаб высококвалифицированных специалистов. Распределение работ создает некоторые преимущества, если люди одной и той же профессии или выполняющие одну и ту же функцию могут быть собраны вместе. Это и называется функциональной организацией. Задачи в ней распределяются в соответствии с профессиональной квалификацией. Люди одной специальности сосредоточиваются в отделах, возглавляемых руководителями отделов. Именно такая организационная структура была введена в начале ХХ века как реакция на растущие размеры компаний и усложнение их функций.
Рис.2. Функциональная
организационная структура
1.3. ИЕРАРХИЧЕСКИЙ
ТИП СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Организационные структуры
Наиболее распространенным типом такой организации является линейно -
функциональная структура. Такая структура управления, состоит из:
линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
специализированных обслуживающих функциональных подразделений.
Рис.3. Линейно-функциональная
организационная структура
В универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их существенная характеристика состоит в том, что линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов, подготовке соответствующих решений, программ, планов. Универсальность такого подхода позволяет обеспечить требуемое разнообразие организационных форм для организаций и их подсистем любых масштабов, сложности, уровней централизации. Увеличение масштабов, номенклатурного и функционального разнообразия (диверсификации) деятельности производственных организаций в 50—60-х годах привело к возникновению такой модификации линейно-функциональных структур, когда управленческий аппарат структурируется уже не по функциям управления, а по выделению самостоятельных производственных объектов (отделений) в рамках крупной хозяйственной организации. Но недостатком такой структуры является то, что каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы. Аналогичные характеристики имеет и линейно – штабная структура.
Информация о работе Роль и влияние разных национальных культур на организационное поведение