Роль и значение конкуренции в инновационном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание

Современная экономика характеризуется возросшим значением инновационной деятельности в связи с повышением сложности производства и его информатизацией. В условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), усложнения конкуренции и ее динамики, инновационность становится условием и результатом эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, соответствующего соперничества на рынке инновационной продукции.

Работа состоит из  1 файл

потехин реферат.docx

— 39.51 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Современная экономика характеризуется  возросшим значением инновационной  деятельности в связи с повышением сложности производства и его  информатизацией. В условиях ускорения  научно-технического прогресса (НТП), усложнения конкуренции и ее динамики, инновационность становится условием и результатом эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, соответствующего соперничества на рынке инновационной продукции.

Организация наукоемких производств для экспорта и для внутреннего рынка стала основным фактором ускорения экономического роста развитых стран. Сочетание национальной и глобальной научно-технической стратегии усиливает рыночные позиции лидеров XXI века.

Россия интегрируется  в мировую экономику, имея постсоветскую деформированную структуру народного хозяйства, и основанные на природных ресурсах факторы конкурентных преимуществ. Низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности из-за невысокого технического ее уровня, снижение инвестиционной активности, неразвитость рынка научно-технической продукции - основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

Одной из актуальных задач  современной трансформации экономики  России является ее адаптация к современным  мировым инновационным, инвестиционным процессам и тенденциям. Иначе  страна окажется в технологической  изоляции. В этой связи задача государственных  органов видится в формировании благоприятного для деятельности отечественного бизнеса инвестиционного климата, в создании законодательной и  нормативной базы, в обеспечении  и поддержке конкурентной среды  для развития рынка научно-технической  продукции, развитии необходимой инновационной  инфраструктуры. В достижении устойчивой конкурентоспособности решающая роль отводится развитию инновационной деятельности как первоочередному условию включения России в мировую экономику.

Слабая разработанность  теоретических и методологических основ взаимосвязи конкурентных отношений и инновационной деятельности, специфики проявления конкуренции  и монополизма в инновационной  сфере определили выбор данной темы. В этой связи предпринятое нами исследование является своевременным и актуальным и приобретает практическую значимость.

Предметом исследования являются конкурентные и инновационные отношения  в их многообразии внутренних и внешних взаимосвязей.

Объектом исследования выступают  организационно-экономические формы  конкурентных отношений и инновационной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие конкуренции  в  инновационной деятельности

Конкурентоспособность продукции  как экономическая категория

Конкуренция между товаропроизводителями, как сформировавшееся экономическое  явление, возникла в условиях простого товарного хозяйства на основе экономического обособления хозяйствующих субъектов и развития общественного разделения труда. Основной формой конкуренции простого товарного хозяйства можно считать борьбу за уровень цены.

Первые наиболее целостные  теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились  к середине XVIII века. Основная заслуга  в этом принадлежит классической политической экономии, которая рассматривала  конкуренцию как нечто само собой  разумеющееся, пронизывающее все  отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах ученых классической школы уделялось ценовой конкуренции.

Понятие конкуренции лежит  в основе такой экономической  категории, как конкурентоспособность.

Прежде всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.

Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность  самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [7].

Конкурентоспособность как  экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.

Термин «конкурентоспособность»  рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность  – это, прежде всего, способность  конкурировать или соперничать. Дальнейшее уточнение данного термина  раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет  ответить на следующие вопросы:

1. С кем (чем) конкурировать?

2. По каким критериям  и показателям?

3. На каком уровне конкурировать?

Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и  значительная часть прибыли.

Отметим то, что все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь. То есть конкурентоспособность  объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности  объектов всех вышестоящих уровней.

Нередко конкурентоспособность  продукции отождествляют с качеством  продукции, забывая, что, во-первых, с  позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.

Существует множество  определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.[5]

Однако, при определении  конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных  характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.

В работе Гарбацевича конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.[2]

При оценке конкурентоспособности  конкретного товара его можно  сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых  также было проведено подобное сравнение  с эталонным образцом, и сделать  вывод об их сравнительной конкурентоспособности. При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар  были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей [3].

На основании определенной нами ранее двусторонней взаимосвязи  между различными уровнями конкурентоспособности  можно утверждать, что пути повышения  конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.

B конкурентной политике  относительно товара принимаются  во внимание, прежде всего, его  функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования,  эстетичность внешнего вида, и  другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Например:

- добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

- выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

- отыскать новое применение выпускаемым товарам;

- своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

- найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

- осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

- регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые  предпринимают производственные и  технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок «за лидерство».

Это, прежде всего, относится  к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной  разработке и быстрому освоению новых  образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.

 

 

    1. Инновация как ключевой момент завоевания позиций на рынке

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции.

Конкурентоспособность экономики  России определяется темпами внедрения  на мировых рынках новейших научно-технических  решений и развития наукоемких производств, что во многом зависит от эффективного стимулирования инновационной деятельности.

Комплексный анализ уровня инновационного развития России, проведенный  по таким ключевым параметрам эффективности  в области инноваций, как человеческий капитал, создание знаний и их применение, финансирование инноваций и рынок  информационно-коммуникационных технологий, показывает, что основные резервы  стимулирования инновационной деятельности в нашей стране сконцентрированы в нашем кадровом потенциале.

В современном мире создание и производство новых товаров  имеют решающее значение для процветания  предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость  от одного товара, который может  в любое время с учетом непредсказуемых  изменений рынка привести к банкротству.

Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся  на них надежд изготовителей. Основными  причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и  технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременным решение  не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей  прибыли.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности [5, с.31]:

Информация о работе Роль и значение конкуренции в инновационном менеджменте