Роль и значение конкуренции в инновационном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание

Современная экономика характеризуется возросшим значением инновационной деятельности в связи с повышением сложности производства и его информатизацией. В условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), усложнения конкуренции и ее динамики, инновационность становится условием и результатом эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, соответствующего соперничества на рынке инновационной продукции.

Работа состоит из  1 файл

потехин реферат.docx

— 39.51 Кб (Скачать документ)

- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

- изменение порядка проектирования продукции;

- изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

- изменение порядка реализации продукции на рынке;

- изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

- изменение системы стимулирования поставщиков;

- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

В настоящее время, инновационная  политика государства учитывает  следующие обстоятельства:

1.Россия обладает одним  из лучших в мире потенциалов  в ряде областей фундаментальной  науки, однако в стране отсутствуют  все необходимые условия для  его расширенного воспроизводства. 

2.Существует проблема  прерывания инновационная цикла  на этапе перехода от фундаментальных  исследований через НИОКР к  коммерческим технологиям. Отмечается  низкий уровень развития сектора  прикладных разработок и неразвитость  инновационной инфраструктуры в  части коммерциализации передовых  технологий.

3.Ресурсы предпринимательского  сектора ориентированы в большей  степени на закупку импортного  оборудования. Капитализация высокого  интеллектуального ресурса происходит  преимущественно вне пределов  России, а значительные средства  предпринимательского сектора исключены  из процессов воспроизводства  отечественного сектора исследований  и разработок.

Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и развитые отношения  между ними. Однако в настоящее  время у нас недостаточно развиты  институты, стимулирующие связи  между научными, учебными организациями  и инновационными компаниями, между  крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями.

Для стимулирования инновационного развития страны необходимо, в частности, наличие конкурентоспособного сектора  «генерации знаний», включающего фундаментальные  и прикладные исследования и разработки, эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей  новые знания в продукты, технологии и услуги и включающей совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную  базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы.

 

 

1.3 Повышение конкуренции  товара при помощи инноваций

 

В целях повышения прибыли  предприятия стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с  целью установления сравнительного качества своей продукции. Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной  продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат  собственных машин и аналогичной  продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции.

Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих  товаров. Все лучшее у конкурентов  перенимают и приспосабливают для  своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное  законодательство или если это выгодно  фирме. Недостатки своей продукции  тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

Существуют различные  способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются  сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов  и т.д.

Основными законными путями сбора информации о конкурентах  являются:

- публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные

- публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры

- рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания;

- анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

Центральным пунктом производственно-сбытовой стратегии экспортера, нацеленной на улучшение его позиций на рынке (как правило, в форме увеличения контролируемой им рыночной доли), является повышение конкурентоспособности  экспортного товара. Как уже известно, это достигается путем приближения  потребительских и стоимостных  характеристик товара к существующим, а также прогнозируемым запросам покупателей в режиме постоянного  учета жизненного цикла товара.

Следует помнить, что определение  направлений совершенствования  продукции и реализация соответствующих  мероприятий еще на стадии создания товара являются важнейшими условиями  обеспечения конкурентных преимуществ.

Работа в этой области  должна проводиться регулярно, с  периодичностью, задаваемой длительностью  ЖЦТ, необходимостью обновления ассортимента, изменениями спроса. Процедура отбора приоритетных направлений совершенствования  продукции может осуществляться в пять этапов.

На первом этапе группа специалистов из 5-10 человек (как правило, из

числа сотрудников маркетинговой  службы, конъюнктурного отдела, отдела качества и т.п.) методом "мозговой атаки" (продолжительностью в целом  от четырех до шести часов) формулирует  все возможные направления улучшения  продукции. На втором этапе группа экспертов, вооруженных рыночной информацией  и богатым опытом работы на рынке, отбирает из этих направлений те, которые  в большей мере соответствуют  запросам потребителей. На третьем  этапе обследуются предполагаемые направления совершенствования  продукций у конкурентов и  выделяются те из них, вероятность успешной реализации которых сравнительно велика, а условия соперничества особенно жесткие.

 Эти направления лучше  оставить за конкурентами, концентрируя  внимание на зонах слабой конкуренции. (Так, к примеру, обычно поступают  японские фирмы, известные своей  стратегией "лазерного луча".) На четвертом этапе на основе  полученных ранее данных формулируются  целевые установки улучшения  характеристик товара. И, наконец,  на пятом этапе строятся таблицы,  показывающие соответствие приоритетных  направлений совершенствования  продукции реализующим их технологиям,  а далее с учетом факторов  издержек и технологических ограничений  определяются наиболее эффективные  экономические варианты работы.

Источником информации для  принятия стратегических решений по итогам сравнительного анализа должны служить сведения о рынке (его  размере, темпах роста и т.д.) и  особенностях представленного на нем  товара (структура издержек, ценовая  чувствительность, возможности стандартизации и т.п.). Полученные в итоге рекомендации позволяют сформулировать развернутую  программу целенаправленного воздействия  на позиции предприятия в конкурентной борьбе.

Таким образом, можно сказать, что инновации и научно-техническое  развитие это ключевые моменты для  развития конкуренции товара, фирмы, предприятия и страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и необходимость  конкуренции в инновационной  деятельности

 

Конкуренция в области  инновационной деятельности – это  своего рода инновационный конкурс  с непредсказуемыми в некоторых  случаях результатами при решении  научно-технических, социально-экономических  и других проблем.

 Особенности конкуренции  в инновационной сфере, обуславливающие  необходимость ее развития:

1. Конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам

2. Конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка

 3. Конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей

 4. Конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства

5.  Конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики

6. Конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.

 В России конкуренция  из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.

 Всю систему факторов  конкурентоспособности инновационной  организации можно подразделить на две основные группы.

 Первая группа состоит  из факторов конкурентного преимущества  организации. В эту группу внутренних  факторов входят различные аспекты  рыночной деятельности предпринимательской  организации, а также параметры,  отражающие степень использования  факторов производства.

 

 Вторая группа факторов (внешних) включает параметры  социально-экономической среды,  находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.

 Кроме внутренних и  внешних факторов следует выделить  факторы, оказывающие непосредственное  влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).

 С учетом всего вышеизложенного  система основных факторов конкурентоспособности  предпринимательской организации  может быть представлена трехуровневой  структурой, первый уровень которой  представляют элементы конкурентоспособности  организации, а второй и третий  уровни – собственно внешние  и внутренние факторы.

 Приведенная классификация  факторов конкурентоспособности  инновационной организации обеспечивает  адекватность анализа и выявления  причин неконкурентоспособности  инновационной организации, обеспечивает  адекватность анализа и выявления  причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

 Среди внутренних факторов  конкурентоспособности организации  важная роль принадлежит технологическому  фактору, который включает в  себя технический уровень продукции  и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии  – базовая категория по отношению  к конкурентоспособности предпринимательской  организации. Она во многом  зависит от конкурентных возможностей  взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

 Основной формой конкуренции  в инновационной сфере является  научно-техническое превосходство  новой продукции, которое определяется  превосходством научных достижений  инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение  интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

 В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.

 Конкуренция заставляет  инновационных предпринимателей  идти на рынок инноваций, участвовать  в его формировании:

- развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР;

- заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией

- приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг);

- покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность;

- инвестировать в предпринимательскую деятельность.

Конкуренция в инновационной  деятельности - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Информация о работе Роль и значение конкуренции в инновационном менеджменте