Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:43, реферат
Цель моей работы: показать роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения.
Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:
o Дать понятие и определение местного самоуправления;
o Изучить основы местного самоуправления
o Раскрыть предметы ведения и полномочий местного самоуправления, формы их реализации;
o Показать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Введение.-------------------------------------------------------------------------------------3
I Местное самоуправление: понятие и определение.--------------------------------4
II Основы местного самоуправления.---------------------------------------------------8
III Предметы ведения и полномочий местного самоуправления--------------- 14
3.1. Полномочия местного самоуправления и формы их реализации.---------15
3.2. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.-----------------------------26
Заключение.---------------------------------------------------------------------------------30
Список литературы.-----------------------------------------------------------------------31
Содержание.
Введение.---------------------
I Местное самоуправление:
понятие и определение.------------------
II Основы местного
самоуправления.---------------
III Предметы ведения и полномочий местного самоуправления--------------- 14
3.1. Полномочия местного самоуправления и формы их реализации.---------15
3.2.
Удовлетворение основных жизненных потребностей
населения в сферах, отнесенных к ведению
муниципальных образований.------------------
Заключение.-------------------
Список литературы.------------
Введение
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Цель моей работы: показать роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения.
Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:
Для рассмотрения
вышеуказанных вопросов руководствовалась
законодательными актами: Конституция
РФ, Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», использовала
работы следующих авторов: Глазуновой
Н.И., Игнатова В.Г., Кобилева А.Г.,Парахиной
В.Н. и других.
I.Местное самоуправление: понятие и определение.
Понятие "самоуправление", недавно считавшееся в нашей стране чисто академическим в смысле его оторванности от реальной жизни, за короткий срок приобрело характер общеупотребительного.
В прямом смысле слова термин "самоуправление" означает "сам управляю собой, своими делами", что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.
Вместе с тем, самоуправление, как и многие термины в общественных науках, не имеет законченного и единого научного толкования. В разных странах, в разное время и различными авторами оно понимается по-разному.
Самоуправление трактуется в некоторых источниках, как относительно автономное функционирование какой-либо общественной организации, которое обеспечивается принятием членами данной организации норм и решений, касающихся ее жизнедеятельности, передачей по исторической эстафете традиционных социально-культурных ценностей и навыков социального поведения, совместным ведением этими индивидами общих для них дел, отсутствием в организации разрыва между субъектом и объектом управления.
Единицы самоуправления делятся на два больших типа в зависимости от того, какие организации составляют их основу.
Если
основа - коллективы, объединенные производственно-
Если же "естественной" базой организации выступает территориальная общность людей, т.е. исторически сложившаяся и находящаяся в непрерывном развитии устойчивая совокупность людей, объединенных системой связей, отношений и взаимодействий, сформировавшихся в результате постоянного их проживания на одной хозяйственно освоенной территории, то такая единица самоуправления квалифицируется как территориальная (например, город, село).
Эти две формы самоуправления
тесно взаимосвязаны, но в то
же время существенно
Территориальные
общности населения, где все члены сообщества
прямо или косвенно взаимодействуют друг
с другом, живут и воспроизводятся в конкретных
административно-
Интеграция людей в территориальном сообществе с целью что-то произвести, продать или потребить происходит на добровольной, сознательной основе, с учетом представлений, желаний, мотивов, устремлений, бытия каждого человека или, по крайней мере, большинства людей. Признаком территориальной общности являются чувство сопричастности, психологическая идентификация интересов человека с интересами сообщества, едиными морально-этическими ценностями.
В настоящей статье термин "самоуправление" выступает синонимом местного самоуправления еще и потому, что хозяйственными и иными делами какой-либо общественно-территориальной единицы или территориальной общности ведают не центральные или региональные государственные властные структуры, а ее жители и органы, непосредственно избираемые ими и стоящие во главе каждой территориальной общности. Поэтому реально осуществлять местное самоуправление могут только те территориальные сообщества, которые имеют конституционно-правовой статус. Благодаря возможности выбирать и контролировать власть, местное сообщество в принципе становится не только объектом, но, в известной мере, и субъектом управления. Если местные органы являются проводниками интересов только общегосударственных, центральных властных структур, следует говорить о местном управлении.2
Как
самостоятельный уровень
С
образованием Российской Федерации, принятием
новой Конституции, переходом страны
на демократические формы
В Конституции РФ (1993 г.) были закреплены конституциональные нормы местного самоуправления, обладающие высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.
Так, в Конституции РФ определяется место самоуправления в осуществлении власти народа, гарантируется его деятельность, признается и защищается муниципальная собственность, показывается роль местного самоуправления в осуществлении прав и свобод человека, представляются его функции в обеспечении жизнедеятельности населения и т.п.
Развернутое определение местного самоуправления содержится в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 2 закона гласит: "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
Данное
определение базируется на нормах Конституции
РФ, элементы формулировок которых
использованы в настоящем определении:
"В Российской Федерации признается
и гарантируется местное
В новой версии Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 г. (в дальнейшем - Федеральный закон №131-ФЗ), говорится: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций". Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое.3
Вместе
с тем, федеральный закон 2003 г. не
только и не столько закон о
самостоятельности органов
II.Основы местного самоуправления
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.4
Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.
Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в, процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.