Роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:43, реферат

Описание

Цель моей работы: показать роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения.
Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:
o Дать понятие и определение местного самоуправления;
o Изучить основы местного самоуправления
o Раскрыть предметы ведения и полномочий местного самоуправления, формы их реализации;
o Показать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Содержание

Введение.-------------------------------------------------------------------------------------3
I Местное самоуправление: понятие и определение.--------------------------------4
II Основы местного самоуправления.---------------------------------------------------8
III Предметы ведения и полномочий местного самоуправления--------------- 14
3.1. Полномочия местного самоуправления и формы их реализации.---------15
3.2. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.-----------------------------26
Заключение.---------------------------------------------------------------------------------30
Список литературы.-----------------------------------------------------------------------31

Работа состоит из  1 файл

система ГиМУ реферат.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

       Компетенционные основы

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

       Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

       Кроме того, федеральный закон допускает  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

       Формы осуществления

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

       Формы непосредственного осуществления  населением местного самоуправления:

    • местный референдум;
    • муниципальные выборы;
    • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
    • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
    • сход граждан;
    • другие формы5

       Формы участия населения в осуществлении  местного самоуправления:

    • правотворческая инициатива граждан;
    • территориальное общественное самоуправление;
    • публичные слушания;
    • собрание граждан;
    • конференция граждан (собрание делегатов);
    • опрос граждан;
    • обращения граждан в органы местного самоуправления;
    • наказы избирателей;
    • другие формы

       Территориальные основы

       Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную  основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

       В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

       муниципальный район — несколько городских  и/или сельских поселений 

       сельское  поселение — один или несколько  сельских населенных пунктов

       городское поселение — один город или  поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского  или городского типа

       городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района

       внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

       Границы и статус муниципальных образований  установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок  изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.6

       Организационные основы

       Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

    • представительный орган муниципального образования;
    • глава муниципального образования;
    • местная администрация;
    • контрольный орган муниципального образования;
    • иные органы местного самоуправления

       В соответствии с федеральным законом  существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

       В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.7

       В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

       Экономические основы

       Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени  муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

       Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

    • средства самообложения граждан;
    • доходы от местных налогов и сборов;
    • доходы от региональных налогов и сборов;
    • доходы от федеральных налогов и сборов;
    • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
    • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
    • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
    • добровольные пожертвования;
    • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

       иные  законные поступления.8

       Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских  округов путем предоставления дотаций  из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

       Органы  местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут  выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

       III Предметы ведения и полномочий местного самоуправления.

       3.1. Полномочия местного самоуправления и формы их реализации.

       Конституция Российской Федерации, признавая и  гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе  народовластия, использует, в частности, понятия: “полномочия местного самоуправления” (статья 12, устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно), “права местного самоуправления” (статья 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

       Полномочия  местного самоуправления — это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

       Полномочия  местного самоуправления реализуются:

         Во-первых, непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” признают право на осуществление местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Закона население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.9

       Населению муниципального образования принадлежит  исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, исключительное право выражать свою волю на местном  референдуме, решая вопросы местного значения. Населению принадлежит  право определять структуру органов местного самоуправления, хотя данное право может быть осуществлено населением и через своих представителей в выборном органе местного самоуправления. Согласно закону, население муниципального образования вправе принимать его устав. Население, в соответствии с уставом муниципального образования, имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, право требовать проведения местного референдума. Населению принадлежит право выступать с инициативой установления и изменения границ муниципального образования. Закон требует учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает в результате утраты доверия населения. Население, в соответствии с уставом муниципального образования, вправе отозвать, выразить недоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

       Таким образом, население муниципальных  образований играет исключительно  важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные  полномочия местного самоуправления (право  избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем местного референдума и др.) могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.

       Во-вторых, полномочия местного самоуправления реализуются  органами местного самоуправления и  должностными лицами местного самоуправления.

       Полномочия  выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством  о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также  иными нормативными правовыми актами муниципальных образований (например, регламентом представительного органа местного самоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуются органами и должностными лицами местного самоуправления, составляя их компетенцию.

       Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

       Следствием  их реализации являются возникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан.

       Полномочия  местного самоуправления можно подразделить на две группы:

       1. “Собственные” полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

       2. Отдельные государственные полномочия, которыми, могут законом наделяться органы местного самоуправления.

       Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно федеральным законам, законами субъектов Российской Федерации  с одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий.

Информация о работе Роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения