Роль информации в прогнозировинии и планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:00, реферат

Описание

В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз – это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. Прогнозирование и планирование немыслимо без использования различного рода информации, будь то данные, полученные в ходе исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы, либо же данных, собранных ранее из внутренних и внешних источников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Информация для прогнозирования и планирования ……….........3
Методы получения первичной информации ..................................7
Методы получения вторичной информации .................................14
Заключение ……………………………………………………………....20
Список использованной литературы ………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Роль информации в прогнозировинии и планировании.docx

— 38.61 Кб (Скачать документ)

     Содержание: 

     Введение ………………………………………………………………….2

  1. Информация для прогнозирования и планирования ……….........3
  2. Методы получения первичной информации ..................................7
  3. Методы получения вторичной информации .................................14

     Заключение ……………………………………………………………....20

     Список  использованной литературы ………………………………...21  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В экономике, в предпринимательской  деятельности прогноз – это научно-аналитический  этап процесса планирования. Прогноз  определяет возможности, в рамках которых  могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или  работы предприятия. Прогнозирование  и планирование немыслимо без  использования различного рода информации, будь то данные, полученные в ходе исследований, специально проведенных для решения  конкретной проблемы, либо же данных, собранных ранее из внутренних и внешних источников.

     На  сегодняшний день  с быстрыми темпами развития информационных технологий, а именно с развитием компьютерной техники, систем связи и телекоммуникаций, сетевых технологий и развитием  глобальной сети Интернет, появилась  возможность массового доступа  к информации, а также ее упорядочивание, анализ и обработка с помощью  компьютеров.

     В этих условиях необходимо знать какую  информацию и с помощью каких  методов наиболее быстро и просто получить и проанализировать ее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Информация  для прогнозирования  и планирования
 

     Основные  типы информации и источники ее получения

     Прогнозирование и планирование явно или неявно основывается на информации, которая может быть получена с использованием первичных  и вторичных данных, или первичной  и вторичной информации.

     Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований. Их обычно выполняют только для части генеральной, то есть общей, совокупности исследуемых объектов. Эта часть, как известно, называется выборкой.

     Вторичные данные, применяемые при проведении так называемых кабинетных исследований, — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

     Кабинетные  исследования являются наиболее доступным  и дешевым методом получения  информации, необходимой для прогнозирования  и планирования. Для небольших  организаций — это основной метод  получения информации.

     Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы  в электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними источниками  могут быть отчеты руководителей  на заседаниях и собраниях коллегиальных  органов управления, сообщения персонала, обзоры жалоб, протоколы различных  заседаний, деловая переписка.

     Вторичная информация из внешней среды обширна  и, как правило, рассеяна во множестве  источников, которые полностью невозможно перечислить. Многие международные  и российские организации регулярно  публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.

     Внешними  источниками являются данные международных  организаций, таких, как Международный  валютный фонд, Европейская организация  по сотрудничеству и развитию, ООН. Это, кроме того, законы, указы, постановления  государственных органов; выступления  государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати; результаты научных  исследований и другие источники.

     Следует использовать следующие источники: статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги, проспекты и  годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения.

     Вторичные данные можно получить из многочисленных изданий экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. К источникам внешней вторичной  информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки  данных.

     В России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных  на сбор и передачу разнообразной  информации. Активно развивается  процесс распространения электронной  информации. Например, Госкомстат России имеет в сети Интернет серверы, содержащие необходимую в практике прогнозирования  и планирования информацию.

     Основная  тематика электронных баз данных — это финансово-экономическая  статистика, информация о государственных  бюджетах, фирмах, отраслях, странах, регионах, коммерческих предложениях, ценных бумагах.

     Главные достоинства использования вторичных  данных — это быстрота получения, дешевизна, легкость использования, а  также повышение эффективности  сбора первичных данных. Поэтому  сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.

     Недостатки  вторичных данных — это возможная  несогласованность единиц измерения, использование различных определений  и систем классификаций, разная степень  новизны, трудность оценки достоверности.

     Для определения источников вторичной  информации необходимо выполнить следующие  процедуры. Установить, какая информация уже имеется и какая необходима. Составить список ключевых терминов и названий, определяющих содержание источников вторичной информации. Осуществить  поиск вторичных источников информации, начиная с каталогов печатных изданий и серверов компьютерных сетей. Оценить найденную информацию.

     Если  информация не соответствует требованиям, то. необходимо уточнить список ключевых терминов и названий, требования к  содержанию и качеству информации и  продолжить поиск. Оценить найденную  информацию. На этом этапе уже необходимо ясное представление о характере  требуемой информации и необходимости  использования дополнительных источников.

     Синдикативная информация. Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и на так называемую синдикативную информацию. Это первичная информация, которую специальные информационно-консультационные организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам.

     Важным  достоинством синдикативных данных является их невысокая стоимость, так  как она разделяется между  подписчиками. Синдикативные данные основаны на отработанной системе сбора  информации, поэтому им присуще высокое  качество.

     Недостатки  синдикативных данных: во-первых, подписчики не могут влиять на сбор информации. Поэтому, перед тем как стать  подписчиком, необходимо оценить пригодность  информации; во-вторых, поставщики синдикативных  данных обычно стараются заключать  контракты на длительный период; в-третьих, стандартизированные синдикативные  данные доступны многим пользователям, в том числе конкурентам.

     Синдикативные данные собирают обычно в нескольких направлениях, это прежде всего:

     1) оценки отношений потребителей  и общественного мнения. Например, как изменяется система общественных  ценностей и как это влияет  на выбор потребителей;

     2) определение рыночных сегментов.  Получают информацию о потребителях, определяющих структуру рынков  потребительских товаров, рынков  продукции производственно-технического  назначения;

     3) отслеживание рыночных тенденций.  Ведется отслеживание динамики  показателей объема продаж и  рыночной доли как для розничной  торговли, так и для отдельных  домашних хозяйств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Методы  получения первичной  информации
 

     Методы  сбора первичных данных можно  классифицировать как количественные и качественные.

     Количественные  исследования обычно отождествляют с проведением измерений и различных опросов. Опросы основаны на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Структурированные вопросы закрытого типа — это вопросы, на которые можно дать только определенный ответ, например «да» или «нет». Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формы данных и источники их получения, обработка собранных данных с помощью упорядоченных количественных процедур.

     Качественные  исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.

     К качественным методам относят наблюдение, глубинные интервью, анализ протоколов бесед, некоторые разновидности  экспертных методов. Если наблюдения сопровождаются измерениями, то это способ количественного  исследования.

     Основу  качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.

     Наблюдение  представляет собой метод сбора  первичной информации об изучаемом  объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно  воспринимает и регистрирует все  факторы, касающиеся изучаемого объекта  и значимые с точки зрения целей  исследования.

     Наблюдение  может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить  для проверки данных, полученных другими  методами, с его помощью можно  извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

     Разнообразие  способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное  или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.

     Прямое  наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей  в магазине, например, в какой  последовательности они изучают  товары, выставленные на прилавке. При  применении непрямого наблюдения изучаются  результаты определенного поведения, а не само поведение. Здесь часто  используются архивные данные, например, данные о динамике запасов определенных товаров, которые могут быть полезными  при изучении сдвигов в рыночной ситуации.

     Открытое  наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных  экспериментов. Однако присутствие  наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо стремиться свести его  к минимуму.

     Этим  требованиям удовлетворяет скрытое  наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и помогает им совершить покупку.

     При проведении структурализованного наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения игнорируются. Часто используется стандартный  лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.

     Этот  метод дает возможность осуществлять наблюдения  по заранее намеченной схеме, фиксировать результат наблюдений для каждой выделенной категории. Это  наблюдения не носят случайного или  произвольного характера, а осуществляются в соответствии с определенным планом, обладают высокой степенью законченности. Исследователю легче обобщить результаты, полученные от разных наблюдателей.

Информация о работе Роль информации в прогнозировинии и планировании