Роль менеджера в формировании и развитии коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Психологический климат организации и его связь с властью и лидерством

Работа состоит из  1 файл

кур.rtf

— 153.20 Кб (Скачать документ)

    1.3 Характеристика особенностей власти и лидерства в организации с её психологическим климатом. 

    Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением лидера.

    Основные критерии здорового психологического климата

Первое, на что необходимо обратить внимание руководителю, -- насколько каждый его работник знает свои функции, и как эти функции отличаются от других. Важно, чтобы и руководитель и подчиненные ответили на несколько вопросов, связанных с ощущением своих границ на предприятии:

За что отвечаю я?

За что отвечают другие?

Что принадлежит мне?

Что принадлежит другим?

Что может принадлежать другим?

Следующий критерий психологического климата -- осознание своих убеждений. При здоровом психологическом климате каждый на предприятии знает свои базовые ценности и взгляды:То, за что можно отдать жизнь.

Хорошо продуманные убеждения.

Внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом.

Принципы, воплощенные или воплощающиеся Не менее важным критерием здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии. Важно, чтобы каждый работник обращал внимание в первую очередь на себя.  в жизнь. 

    Основные характеристики руководителя предприятия со здоровым психологическим климатом

Основные качества руководителя, наличие которых позволяет ему сформировать здоровый психологический климат на своем предприятии. Такой руководитель:

Имеет мужество самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и границы своих подчиненных и четко им следует.

Стремится вкладывать силы и средства не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы.

Редко проявляет раздражение при своих сотрудниках.

Старается избегать догм в своей работе.

Направляет больше энергии на изменение себя, чем на изменение других.

Знает и уважает весь спектр чужих мнений.

Может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих подчиненных.

Не подвержен воздействию безответственных действий других.

Старается воспитывать качества зрелого лидера в своих последователях.

Знает и умеет разделять и передавать ответственность.

 
 
 
 
 
 
Основные критерии нездорового психологического климата на предприятии Основные характеристики руководителя предприятия с нездоровым психологическим климатом
Один из важнейших критериев нездорового психологического климата -- способность сотрудников предприятия негативно реагировать на события и изменения:

При тревоге основное внимание сотрудников направлено на отрицательные явления.

Среди сотрудников преобладает скованное, схематическое воображение.

На предприятии царит слабая открытость и нетерпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнении заданий, выполнении работ разными отделами.

При выполнении заданий большинство сотрудников склонно к срочности и атаке.

В отношениях преобладают проекция, обвинения, критика.

Любовь к постановке диагнозов как отдельным сотрудникам, так и предприятию и руководителям в целом.

Поддерживаются таинственность и секреты на предприятии.

Позиции лидера при руководстве предприятием с нездоровым психологическим климатом могут быть разными по содержанию, но примерно одинаковыми по своей сути.Выделяют три позиции подобного руководства:1.Позиция сверхфункционирования.2.Позиция преследования.3.Позиция обратной связи.

Позиция сверхфункционирования. Руководитель, находящийся в этой позиции, стремится давать советы своим подчиненным, пытаясь реализовать чувство ответственности и беспокойства за окружающих. При этом он говорит больше, чем слушает. Делает за подчиненных то, что они могли бы сделать сами. Ставит другим цели, которые они сами себе не ставят.

Позиция преследования. Руководитель, находящихся в этой позиции, излишне погружен в дела других. Он начинает указывать подчиненным не только, что им следует делать, но и как им следует думать, чувствовать, действовать. Находясь в этой позиции, руководитель часто меняет эмоциональную окраску своего поведения -- от услужливого до контролирующего и обвиняющего.

Позиция обратной связи. В этой позиции руководитель в основном занят тем, что защищает, объясняет и оправдывает свое поведение. Для него важно не собственное мнение, а мысли других о его мнении

 
 

    ЛИДЕРСТВО

     
    Лидерство - главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. За способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие способности» и высокая «личная активность».

    Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность действий в стрессе, а также чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.

    Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве защиты группы, в организации групповых действий, в атакующих действия, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. 
    Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после поражений.

    В структуре управленческих способностей ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликта) и оказания поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.

    Высокая личная активность лидера включает широкий набор частных проявлений - от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.

    Психоаналитики выделили десять типов лидерствам

    1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

    2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

    3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер- тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему.

    4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

    5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

    6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

    7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

    8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.

    9. «Изгой».

    10. «Козел отпущения».

    Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и «неформальным» лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.

    Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей, стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной организации, в которой должны господствовать определенный порядок и дисциплина.

    В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним.

    В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

    Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя, даже в сфере производственной деятельности, только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации.

    Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможности с неформальным лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.

    Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать интересами коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя ему, согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно. 

         Формы власти 

         Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть - это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих. [7]

         Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:

         1. Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.

Информация о работе Роль менеджера в формировании и развитии коллектива