Роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников в управлении коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В "Основных принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом..." [1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике…………………………………………………5
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов……………………………………………………………………….5
1.2.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности………………………………………………………………………..12
Глава 2.Система методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся……………………………14
2.1.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся в урочное время……………………………………………………………………………14
2.2.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся во внеурочное время…………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПЕДПГОГИКЕ.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

Роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников в управлении коллективом

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки дневного отделения группы 110805

специальности «Менеджмента организации»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике…………………………………………………5

1.1.Разработка теории  коллектива в трудах отечественных  педагогов……………………………………………………………………….5

1.2.Роль учебно-воспитательного  коллектива в развитии личности………………………………………………………………………..12

Глава 2.Система методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся……………………………14

2.1.Место и роль методов  стимулирования и мотивации деятельности  и поведения в управлении коллективом учащихся в урочное время……………………………………………………………………………14

2.2.Место и роль методов  стимулирования и мотивации деятельности  и поведения в управлении коллективом учащихся во внеурочное время…………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы…………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы мотивации и стимулирования деятельности и поведения школьников в управлении коллективом, как и в целом  проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных. Для достижения целей стимулирования и мотивации деятельности и поведения является мотив.

Изучение  мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно. В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако, наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных представлений. Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом. 
      Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

Обозначенная в данной работе проблема обусловила цель, предмет и объект исследования.

Объектом исследования является методы стимулирования и мотивации  деятельности и поведения школьников.

Предметом исследования является значимость методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников в управлении коллективом.

Цель исследования - выявление  роли методов стимулирования и мотивации  деятельности школьников в управлении коллективом.

 Для достижения  этой цели потребовалось решение следующих задач:

1. Изучение различных  видов мотивации и стимулирования деятельности в управлении коллективом.

2. Теоретический анализ источников.

3. Выявление значимости  методов стимулирования и мотивации  деятельности и поведения школьников  в управлении коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.

1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

С первых лет создания советской школы  одной из центральных ее задач  было создание самодеятельного сплоченного  коллектива школьников. В "Основных принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом..." [1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

1 Народное  образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974. - С. 142.

Основной  целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой  личности, которая умеет жить в  гармонии с другими, которая умеет  содружествовать, которая связана  с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами" [2]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

2 Луначарский  А. В. О народном образовании. - М., 1958. - С. 445.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория  коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад  в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что "никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива" [1]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

1 Макаренко  А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 353.

Последовательное  развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте  В. А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого  саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в  качестве директора школы и учителя  позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного  коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение [1].

1 См.: Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981. - Т. 3. - С. 208.

Разработка  теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно  педагогической, хотя отдельные аспекты  коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль - криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия  педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [1].

1 См.: Новикова  Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.

В настоящее  время исследуются такие вопросы  теории коллектива, как массовое, групповое  и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и  развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

 Учебно-воспитательный- основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Информация о работе Роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников в управлении коллективом