Роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников в управлении коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В "Основных принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом..." [1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике…………………………………………………5
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов……………………………………………………………………….5
1.2.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности………………………………………………………………………..12
Глава 2.Система методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся……………………………14
2.1.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся в урочное время……………………………………………………………………………14
2.2.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся во внеурочное время…………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПЕДПГОГИКЕ.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

Воспитательный  коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная  жизнедеятельность школьников открывает  практически неограниченные возможности  для реализации физического и  художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и  художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.

Роль  учебно-воспитательного коллектива в развитии личности состоит и  в том, что он открывает возможности  практического освоения демократических  форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется  через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководство ею со стороны учителя.

Коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Сиситема методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся.

2.1.Место и роль методов  стимулирования и мотивации деятельности  и поведения в управлении коллективом учащихся в урочное время.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание  действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Поэтому методы стимулирования и мотивации занимают большое место в педагогическом процессе, в управлении коллективом педагогического процесса, а также играют почти что главную роль. 
      Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.  
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

 К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

 Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

   Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех.  
      Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение  действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и  принуждает учащихся неуклонно следовать им.  
        Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику. 
     Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.       

    Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.   

Рассмотрим  роль методов стимулирования и мотивации  деятельности и поведения школьников в урочное время.                                                       

В урочное время методы стимулирования и мотивации помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение на уроке, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. В урочное время методы воздействуют прежде всего на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает  внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. 
   Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.

При известных  условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.

Говоря о мотивации  учебной деятельности младших школьников на уроках, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного  характера, которое, как правило, не связано с какой – либо одной, актуальной в настоящий момент, потребностью.

Исходя из этого, можно  с уверенностью сказать, что методы стимулирования и мотивации особенно проявляют свою значимость в урочное  время.

 

2.2.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся во внеурочное время.

 

 
"Жить - вот то ремесло, которому  я хочу научить ребёнка. Выходя  из моих рук, он не будет  ... ни судьей, ни солдатом, ни священником;  он будет, прежде всего человеком".

Жан Жак Руссо

 

Для проблемы методов  стимулирования и мотивации учения очень важно то, что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которые, по нашему мнению, можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга и ответственности.Одним из главных видов деятельности в настоящее время стал внеурочный вид. Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей и духовно-ценностной ориентации. Постоянное расширение школ внеурочной деятельности по духовно-ценностной ориентации вызвано социальными потребностями общества и педагогической целесообразностью, так как во многих школах созданы дополнительные возможности для организации духовно-ценностного воздействия на детей в свободное от уроков время. Как перспективная и оправдавшая себя форма духовно-ценностной ориентации детей характеризуются школы внеурочной деятельности в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", вместе с тем в этом документе обращается внимание на необходимость наполнить содержание работы этих школ занятиями по интересам, создать атмосферу заботливого отношения к детям.

Но  для каждой деятельности, в том  числе и деятельности во внеурочное время требуются мотивы и стимулы. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством духовно-ценностной ориентации детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Информация о работе Роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников в управлении коллективом