Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:32, курсовая работа
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В "Основных принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом..." [1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике…………………………………………………5
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов……………………………………………………………………….5
1.2.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности………………………………………………………………………..12
Глава 2.Система методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся……………………………14
2.1.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся в урочное время……………………………………………………………………………14
2.2.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся во внеурочное время…………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………….31
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная
жизнедеятельность школьников открывает
практически неограниченные возможности
для реализации физического и
художественного потенциала личности.
Физкультурно-оздоровительная
2.2. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
Роль
учебно-воспитательного
Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководство ею со стороны учителя.
Коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме. Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Глава 2.Сиситема методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся.
2.1.Место и роль методов
стимулирования и мотивации
Любая
деятельность протекает более эффективно
и дает качественные результаты, если
при этом у личности есть сильные,
яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание
действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать
неизбежные затруднения, неблагоприятные
условия и другие обстоятельства, настойчиво
продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией
деятельности теснейшим образом связано
ее стимулирование. Стимулировать - значит
побуждать, давать толчок, импульс к мысли,
чувству и действию. Поэтому методы стимулирования
и мотивации занимают большое место в
педагогическом процессе, в управлении
коллективом педагогического процесса,
а также играют почти что главную роль.
Соревнование. Соревнование
в педагогическом процессе строится учителем
с учетом того несомненного социально-психологического
факта, что детям, подросткам и юношам
в высшей степени свойственно стремление
к здоровому соперничеству, приоритету,
первенству, самоутверждению.
Соревнование может быть коллективным
и индивидуальным, рассчитанным на длительный
срок и эпизодическим. В процессе его организации
и проведения необходимо соблюдать традиционные
принципы: гласность, конкретность показателей,
сравнимость результатов, возможность
практического использования передового
опыта.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.
Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Воспитательное значение
поощрения возрастает, если оно заключает
в себе оценку не только результата, но
и мотива и способов деятельности. Надо
приучать детей ценить более всего сам
факт одобрения, а не его престижный вес:
плохо, если ученик ждет награды за малейший
успех.
Отношение к наказаниям
в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно.
Обосновывая правомерность наказания
как одного из методов педагогического
воздействия, А. С. Макаренко писал: "Разумная
система взысканий не только законна,
но и необходима. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру, воспитывает
чувство ответственности, тренирует волю,
человеческое достоинство, умение сопротивляться
соблазнам и преодолевать их".
Наказание
- это такое воздействие на личность
школьника, которое выражает осуждение
действий и поступков, противоречащих
нормам общественного поведения, и
принуждает учащихся неуклонно следовать
им.
Средствами метода
наказания выступают замечания учителя,
предложение встать у парты, вызов для
внушения на педагогический совет, выговор
в приказе по школе. Может применяться
и такая форма наказания, как изменение
отношения к воспитаннику со стороны учителя
или классного коллектива. У А. С. Макаренко
мы находим случаи демонстративного отказа
от наказания, когда коллектив выражает
недоверие воспитаннику.
Умелое применение наказаний
требует от учителя педагогического такта
и определенного мастерства. Всякое наказание
должно сопровождаться анализом причин
и условий, породивших тот или иной проступок.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо
сильнее действуют взыскания неожиданные,
непривычные.
Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Рассмотрим
роль методов стимулирования и мотивации
деятельности и поведения школьников
в урочное время.
В урочное время методы стимулирования и мотивации помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение на уроке, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. В урочное время методы воздействуют прежде всего на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Яркий,
образный рассказ невольно приковывает
внимание учеников к теме урока. Общеизвестно
стимулирующее влияние
Ценным стимулирующим влиянием
обладают проблемно-поисковые методы
в том случае, когда проблемные ситуации
находятся в зоне реальных учебных возможностей
школьников, т.е. доступны для самостоятельного
разрешения.
При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.
Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Интересом называют особое
мотивационное состояние
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что методы стимулирования и мотивации особенно проявляют свою значимость в урочное время.
2.2.Место и роль методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения в управлении коллективом учащихся во внеурочное время.
"Жить - вот то ремесло, которому
я хочу научить ребёнка.
Жан Жак Руссо
Для проблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которые, по нашему мнению, можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга и ответственности.Одним из главных видов деятельности в настоящее время стал внеурочный вид. Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей и духовно-ценностной ориентации. Постоянное расширение школ внеурочной деятельности по духовно-ценностной ориентации вызвано социальными потребностями общества и педагогической целесообразностью, так как во многих школах созданы дополнительные возможности для организации духовно-ценностного воздействия на детей в свободное от уроков время. Как перспективная и оправдавшая себя форма духовно-ценностной ориентации детей характеризуются школы внеурочной деятельности в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", вместе с тем в этом документе обращается внимание на необходимость наполнить содержание работы этих школ занятиями по интересам, создать атмосферу заботливого отношения к детям.
Но для каждой деятельности, в том числе и деятельности во внеурочное время требуются мотивы и стимулы. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством духовно-ценностной ориентации детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
Большую помощь в этом
может оказать игра – постоянная
и неизменная спутница детства. Роль
игры в организации досуга занимает
важное место в жизни ребёнка,
и поэтому рассматривается