Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
На данный момент времени это очень актуальная тема, т.к. рынок труда это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось негативное явление, как безработица. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Безработица имеет серьезные социальные последствия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования рынка труда………................6
1.1 Рынок труда и его структура…………………………….....................6
1.2 Причины и формы безработицы…………………………………..…11
1.3 Государственное регулирование занятости…………………………17
Глава 2. Функционирование и развитие рынка труда города Белгорода…………………………………………………………………….…..20
2.1 Состояние рынка труда города Белгорода………………………….20
2.2 Обзор рынка труда……………………………………………………24
2.3 Особенности спроса и предложения по категориям вакансий…….25
2.4 Рынок услуг по подбору и трудоустройству персонала……………29
2.5 Особенности кадровой политики предприятий и организаций на местном рынке труда………………………………………………….….30
Заключение………………………………………………………………………32
Список источников и литературы………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………...…………36
Такие данные приведены в обзоре, подготовленном министерством экономического развития и торговли России.
1.3 Государственное регулирование занятости
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
1) стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
2) наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
3) предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
1) объекту воздействия (общие и специализированные меры);
2) источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
1) прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
2) косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
1) пассивный: социальная помощь незанятому населению;
2) активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
Федеральная служба занятости России
В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости - образовано Министерство труда и социального развития России. Некоторые функциональные направления деятельности Минтруда РФ представлены в Таблице 1 (Приложение 1)[1].
Биржи труда
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.
Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.
Подведём итоги по первой главе:
1) Рынок труда - это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.
2) Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными.
3) Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Существуют следующие формы безработицы: фрикционная, структурная, добровольная, вынужденная, институциональная, сезонная, циклическая, скрытая, застойная.
4) В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.
Глава 2. Функционирование и развитие рынка труда города Белгорода
2.1 Состояние рынка труда города Белгорода
Состояние рынка труда обсудили в прошлом году в Белгороде.
На заседании Совета при губернаторе области по стабилизации социально-экономической ситуации рассматривалась обстановка на рынке труда. Как сообщил начальник управления по труду и занятости населения области Игорь Полевой, в декабре уровень безработицы увеличился на 0,1 %.
Но ситуация остаётся контролируемой. И хотя от ряда предприятий поступили заявки о возможном высвобождении работников в первом квартале 2009 года, ведётся работа по недопущению значительного высвобождения сотрудников предприятий, сообщает пресс-центр губернатора. В результате, к примеру, уменьшили число высвобождаемых работников Стойленский ГОК и ОЭМК. Вдвое меньше, чем планировалось, может быть освобождено в ОАО «ЦентрТелеком». Снизилась и численность работников, находящихся в простое по вине работодателей. Впрочем, как показывает статистика, тенденция на сокращение численности работающего населения пока сохраняется, хотя отчасти это носит сезонный характер. Лидерами в увольнении работников по-прежнему остаются ЗАО «Осколцемент» (500 человек) и ЗАО «Белгородский цемент» (более 400 человек). Хотя многие из этих работников уже трудоустроены.
По информации мэра Белгорода Василия Потрясаева, на сегодня в областном центре уже заполнены почти все вакансии в сфере жилищно-коммунального хозяйства, практически нет недостатка в воспитателях детских садов, обслуживающем персонале в больницах. Потрясаев также сообщил о принимаемых мерах по сохранению стабильной ситуации в областном центре. Задействованы все имеющиеся ресурсы по экономии бюджетных средств и развитию предпринимательства, сформировано 11 площадок по реализации инвестиционных проектов.
Есть возможности для привлечения к общественным работам и в строительной сфере. И хотя предприятия отрасли тоже испытывают определённые трудности и вынуждены сокращать рабочую неделю или отпускать людей в отпуска, здесь есть и перспективы. О них Совету доложил начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николай Калашников. Несмотря на сокращение инвестиций в строительную сферу, по приоритетным направлениям, в частности по жилищному строительству, наоборот, предполагается увеличение финансирования. Для этого планируется привлечь средства из федерального бюджета на программы расселения граждан из аварийного жилья и обеспечения жильём военных и переселенцев. Продолжится и активное строительство индивидуального жилищного строительства.
Губернатор дал поручение управлению по труду и занятости населения вести системную работу не только по мониторингу ситуации с высвобождением работников, но и по их трудоустройству. То есть необходимо отслеживать, как заполняются имеющиеся вакансии. С учётом того, что банк вакансий постепенно сокращается по мере их заполнения, нужна и системная работа по организации общественных работ и созданию новых рабочих мест. Соответственно, управлению по труду совместно с органами местного самоуправления поручено сформировать список общественных работ и проинформировать население.
Постановлением правительства области утверждена программа по стабилизации ситуации на рынке труда региона в прошлом году. В ее рамках организуются временное трудоустройство, опережающее обучение, общественные работы, содействие развитию малого предпринимательства. На реализацию программы выделяется 372 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета составляют более 353 миллионов.
Главы местного самоуправления должны определить операторов по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных, выпускников учебных заведений и работников, которым грозит массовое увольнение. В специальный перечень войдут предприятия и организации, на которых будут организованы общественные работы для временного трудоустройства. Планируется, что в рамках реализации программы на временную работу устроятся 18 тысяч 600 человек, 1200 выпускников образовательных учреждений пройдут стажировку.
По предварительной оценке под сокращение в прошлом году могли попасть почти 54 тысячи жителей области. В первую очередь это работники обрабатывающих производств (производство машин и оборудования и строительных материалов, металлургия, химические предприятия), торговле, строительству, транспорту и связи, сельскому хозяйству.
По данным Белгородстата, в 2008 году число экономически активного населения региона составило 737 тысяч человек. В основном в 2008 году на рынке труда были востребованы рабочие специальности: токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, слесари, повара, медсестры и другие. Среди специалистов требовались инженеры, программисты, бухгалтеры, врачи. В то же время уменьшение числа вакансий наблюдается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи. Численность экономически активного населения за 2002-2007 года представлена в Таблице 2 (Приложение 2); среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности за 2002-2007 года представлена в Таблице 3 (Приложение 3); распределение численности занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2002-2007 года представлено в Таблице 4 (Приложение 4); распределение численности занятых в экономике по видам экономической деятельности и полу за 2006, 2007 года представлено в Таблице 5 (Приложение 5); распределение численности занятых в экономике по уровню образования в 2007 году представлено в Таблице 6 (Приложение 6)[1].
В рамках реализации программы для их трудоустройства будут организованы общественные и временные работы по благоустройству территорий. В том числе – демонтажу старых построек, ветхих объектов АПК, расчистке лесопосадок, родников.
Опережающее обучение пройдут три тысячи сто двадцать человек, из них 324 жителя области устроятся на работу на другие предприятия по новой специальности. А пятистам сегодняшним безработным – потенциальным предпринимателям помогут открыть свое дело. На базе учреждений начального профессионального образования есть возможность обучиться 56 специальностям. Среди них – каменщик, маляр, штукатур, токарь и другие. Выучиться на техника или технолога можно в одном из 24 учреждений среднего профессионального образования.
Численность безработных за 2002-2007 года представлена в Таблице 7 (Приложение 7); распределение численности безработных по возрастным группам за 2002-2007 года представлено в Таблице 8 (Приложение 8); распределение численности безработных по уровню образования за 2002-2007 года представлено в Таблице 9 (Приложение 9); численность незанятого населения, состоящего на учёте в государственных учреждениях службы занятости за 2002-2007 года представлена в Таблице 10 (Приложение 10)[1].
Для того чтобы сохранить 9 тысяч 100 рабочих мест, правительство области заявило о своем участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. На их реализацию выделяются средства из федерального бюджета. Так, в рамках программы реформирования ЖКХ будет проведен капитальный ремонт домов и переселение жителей региона из аварийного жилья. Это позволит сохранить почти три тысячи рабочих мест в строительстве. Также планируется получение субсидии на поддержку малого предпринимательства (микрозаймы, предоставление грантов начинающим предпринимателям, субсидирование процентных ставок по кредитам). В первую очередь предполагается стимулировать малый бизнес в сельском хозяйстве, в частности, в рамках областной программы «Семейные фермы Белогорья». Для этого потребуются инвестиции в размере от 15 до 400 тысяч рублей.
Планируется, что реализация программы позволит удержать уровень зарегистрированной безработицы на уровне 1,8 процента от числа экономически активного населения области.
В промышленном производстве, казалось бы, все идет хорошо – экономика развивается, возрастает спрос на инженерные и рабочие специальности, что ведет к снижению уровня безработицы. В газетных рубриках “Требуются” постоянно публикуются вакансии токарей, слесарей, фрезеровщиков, электромонтажников, электросварщиков, технологов, инженеров и пр. Повышается и уровень заработной платы по этим позициям. Однако ситуация в производстве не так хороша, как может показаться на первый взгляд. За 90-е годы, когда многие промышленные предприятия простаивали, большая часть классных специалистов потеряла свою квалификацию, т. к. вынуждена была зарабатывать на жизнь, став челноками, торговцами на рынке, частными предпринимателями и пр.
Существует также сложность в подборе управленцев для промышленного производства, поскольку предыдущий опыт этих специалистов на советских предприятиях мало соответствует требованиям современной организации производства.
Что касается рабочих специальностей, то они продолжают оставаться непопулярными. Аналогичная ситуация с инженерно-техническими специальностями.
Отсюда – очень низкий процент молодых людей, планирующих сделать карьеру непосредственно на производстве. Неудивительно, что средний возраст квалифицированных ИТР и рабочих составляет 40–45 лет.
В агропромышленном производстве трудится каждый третий житель области из общего числа занятых в материальном производстве. И от того, в каких условиях существует сельскохозяйственный товаропроизводитель, прямо зависит благополучие населения и продовольственная безопасность. Острейшей проблемой является низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и необоснованно высокая ее дифференциация.
Информация о работе Рынок труда, его функционирование и развитие